покрытая зеленым ковром, скамейка, спрятавшаяся за плетями душистых роз, — это именно те нюансы, которые придадут вашему саду необычайно романтический вид.
Китайский стиль
В большинстве сфер человеческой деятельности основополагающей является концепция гармонии. Не исключение — и садовый дизайн.
Одна из фундаментальных теорий китайской классической эстетики базируется на, теории единства противоположностей, выраженных древними символами гармонии Инь-Ян — основными философскими принципами древнекитайских философов. Авторство концепции Инь-Ян в равной степени приписывают и даосам, и конфуцианцам — с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-Цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. Китайская классическая эстетика сада в значительной степени находится под влиянием даосизма и отражает взаимосвязь противоположных по значению явлений и предметов. В садовом искусстве этот принцип проявляется через своеобразие слагающих сад элементов и приемов. Композиция выстраивается на сочетаниях предмета и пустоты, движения и статичности, простоты и пышности, светлого и темного, открытого и замкнутого, то есть на основе выражений дуализма, вытекающих из концепции Инь-Ян.
Любой китайский сад состоит из двух основных элементов — воды и земли. Вода имеет все свойства, присущие понятию Инь: бесформенная, нестабильная, изменчивая, мокрая, темная, горизонтальная. Земля (в это понятие также входят камень, гора, скала) обладает всеми характеристиками Ян: жесткость, стабильность, вертикальность.
299