Средневековье
— это прежде всего эпоха рыцарей. Рыцарство соединяло землю и небо. Землю
— как вершина иерархии власти. Небо — как воплощение высших идеалов своего
времени. Оно существовало между чёрной легендой о жестокости и невежестве
Средних веков, что варится в «кипящих котлах прежних боен и смут», — и
легендой золотой, в которой гремят славные битвы, возносятся к небу молитвы
и шпили соборов, шествуют короли и королевы. Ведь какова бы ни была цель
— опорочить прошлое или восславить — рыцарство всегда делают главным объектом
проклятий или похвалы, скорее всего потому, что все интуитивно чувствуют
его центральную роль в ткани минувших столетий.
Чем же было рыцарство, почему оно держалось так долго и оставило столь
глубокий след? Никто не скажет точно.
Прежде всего, рыцарскую идею следует отделять от куртуазной культуры,
которая несла в себе совершенно другой смысл и не распространялась на
всё сословие. Мы прекрасно помним канцоны во славу Прекрасной Дамы, пышные
церемонии и романтику обетов, но часто забываем, что наряду с утончёнными
кавалерами и странствующими героями были и совершенно другие типы поведения:
основную часть рыцарей составляли обычные служаки, больше занятые насущными
проблемами, чем воздыханиями и турнирами, они же и формировали костяк
армии. К чему стихи Кретьена де Труа какому-нибудь Шарлю, который за скудное
королевское жалование сторожит богом забытый замок на границе Нормандии...
В качестве примера такого подхода к рыцарству, который забывает о его
изначальной сути в пользу несущественных внешних форм, можно вспомнить,
что говорил о значении рыцарской идеи Йохан Хёйзинга, великий учёный,
чьи взгляды до сих пор являются для историков чем-то вроде догм. Обратимся
к его специальной речи на эту тему, «Политическое и военное значение рыцарских
идей в позднем Средневековье», в которой он справедливо критиковал приоритет
социально-экономичесого подохода к рыцарству, но из одной крайности угодил
в другую:
«Каким бы ни было рыцарство во времена крестовых походов, сегодня все
уже согласны с тем, что в XIV или в XV веке оно представляло собой не
более чем весьма наигранную попытку оживить то, что давно уже умерло,
некий вид вполне сознательного и не слишком искреннего возрождения идей,
утративших всякую реальную ценность».
Для Хёйзинги позднее рыцарство это лишь «воссоздание в реальной жизни
идеального образа минувшей эпохи», «вечная ностальгия по не существующему
более совершенству». Эта позиция вызывает вопрос: а существовало ли прежде
такое совершенство? И где пролегает граница между прошлым и «наигранной
попыткой его изменить»?
Хёйзинга долгое время исследовал философский смысл тяги человека к игре,
и это видимо, наложило отпечаток на его восприятие истории. Слишком часто
он говорит о том, что действия людей в тот период носили игровой характер.
Игрой для него является и рыцарство, хотя Хёйзинга и признаёт, что «рыцарские
идеи были способны оказывать реальное, и чаще всего губительное, воздействие
на судьбу целых стран». То есть это игра опасная и неуместная, слепая
погоня за фантазией, влекущая людей и страны на край бездны. Хёйзинга
приводит массу примеров, как «рыцарственные» поступки приводили к поражению
в битве, как в стремлении следовать законам чести монархи допускали явные
глупости. Но это является выведением общей теории из частных поступков.
Герои подобных историй вовсе не ежедневно совершали «благородные» действия,
поражавшие летописцев, да и большинство рыцарей, как отмечалось выше,
были далеки от подражания персонажам романов об Ожье Датчанине. Они не
играли — а искали средства для жизни и выполняли долг в меру чувства ответственности.
Естественно, что понимание рыцарства как игры рождает слишком много противоречий,
разрешить которые никак не выходит:
«Очевидно, что политическая и военная история последних столетий Средневековья,
так, как её запечатлело перо Фруассара, Монстреле, Шателлена и столь многих
прочих, обнаруживает весьма мало рыцарственности и чрезвычайно много алчности,
жестокости, холодной расчётливости, прекрасно осознаваемого себялюбия
и дипломатической изворотливости».
А нежелание общества отказаться от рыцарства в пользу буржуазной структуры,
даже когда, казалось бы, рыцарство себя изжило, Хёйзинга объясняет так:
«Все те категории, которые мы обычно применяем для понимания истории,
тогда совершенно отсутствовали, и все же люди того времени, как и мы,
ощущали необходимость обнаружить в ней некий порядок. Им требовалось придать
форму своему политическому мышлению, и вот тут-то и явилась идея рыцарства.
Стоило это придумать, и история превратилась для них во внушительное зрелище
чести и добродетели, в благородную игру с назидательными и героическими
правилами».
Итак, по мнению Хёйзинги, рыцарство - это, с одной стороны, игра (а в
случае позднего Средневековья - обречённая на гибель ностальгия), а с
другой - призма, сквозь которую люди смотрели на мир и делали его понятным
для себя.
Но рыцарская идея никогда не была искусственной, и не с её помощью понимали
мир, а сама она была принципом построения общества. Попытка рассматривать
это явление только как игру чрезмерно удаляет от того, чем оно было для
людей Средневековья, и помещает нас в лабиринт надуманных конструкций.
Ведь разве игрой была, например, война Мальтийского ордена на Средиземном
море? Не только в XIV-XV вв., но даже в XVI веке он посылал галеры и рыцарей
против мусульман, и надо совершенно закрывать глаза на исторические факты,
чтобы назвать это «наигранной и наивной попыткой оживить прошлое».
В истории слишком много таких эпизодов, в описании которых учёные грешат
против истины, желая показать искусственный и бесполезный характер рыцарской
идеи. Например, два государя, которых называют «рыцарями на троне» — Ричард
Львиное Сердце и Карл Смелый — на самом деле вовсе не были глупы или наивны.
Оба выделялись среди современников глубокой образованностью, оба были
не только сильными бойцами, но и умелыми стратегами, оба широко использовали
«нерыцарские» виды войск — первый арбалетчиков, второй наёмников и артиллерию.
Так что стремление определить, какие из поступков исторического персонажа
совершены как игра, а какие — серьёзно, только углубляет противоречия,
вместо того чтобы снять их.
Рыцарство возникло из феодальной системы вассалитета, и основной смысл
его, как все прекрасно помнят, заключался в том, что получая земельный
надел воин должен был за счёт доходов с него экипировать себя и слуг для
несения службы по защите государства. Карл Мартелл и его предшественники
комплектовали свою армию во многом за счёт общей мобилизации населения,
но постепенно в Европе сложилась практика службы за землю как наиболее
эффективный способ формирования тяжёлой конницы. Это была вынужденная
мера, ведь в то время в обороте было слишком мало монет, и основное богатство
заключалось в движимом и недвижимом имуществе.
Конечно, королям не очень нравилось отрезать куски от своих доменов, но
выбора не было. Ленное владение позволяло полностью сложить с себя бремя
снабжения вассала и облегчало сбор подготовленного, хорошо вооружённого
войска.
Однако при этом крупные землевладельцы обнаруживали чересчур большую самостоятельность.
Постепенно вассалы добивались отмены первоначальных ограничений на пользование
и распоряжение своим поместьем, пожизненные бенефиции превращались в наследуемые
феоды, короля стали воспринимать как «первого среди равных», а затем и
вообще эта должность стала выборной, и юридически оставалась такой довольно
долго, например, во Франции — до конца династии Капетингов, а в Хартии
вольностей английского короля Генриха I, составленной в 1100 году говорилось:
«Знайте, что я по божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства
Англии коронован в короли этого королевства».
Именно с распространением бенефициев родилось рыцарство, потому что только
с этого момента рыцари осознали себя как особое сословие. Суть его не
только в политическом, военном и экономическом доминировании, но в том,
что это была основная корпорация средневекового общества. Ведь классическое
Средневековье — это время, когда отсутствовало централизованное управление.
Бюрократический аппарат ещё не был создан, и короли, вопреки сказкам «философов»
Просвещения, вовсе не могли быть тиранами, поскольку их рука даже не касалась
многих сфер жизни общества, которые жёстко регулируются в сегодняшнем
демократическом мире — люди за всю жизнь могли ни разу не столкнуться
с королевской властью и не узнать монарха в лицо (помните сказки с таким
сюжетом?). Например, во Франции королевское право, общее для всей страны,
охватывало очень узкую сферу: в каждой провинции действовало своё собственное
право, отличавшееся и от права других провинций, и от королевского права.
В условиях подобной раздробленности человек мог выжить, только если принадлежал
к какой-либо корпорации — общности на основе строгого членства. Церковники,
ремесленники, студенты объединялись с коллегами для совместной защиты
интересов — отсюда гильдии, цеховые правила, привязанность к альмаматер
или монашескому ордену. Никто ещё не выделял индивидуального интереса
и в первую очередь мыслил себя принадлежащим к какой-то социальной группе,
боролся за её блага и привилегии. Без понимания этого трудно понять сознание
и мотивы поведения средневекового человека.
Такой же корпорацией было и светское рыцарство. Посвящение в рыцари было
торжественным и значимым моментом в жизни каждого юноши, заслужившего
право на шпоры рождением или доблестью (правда, позже, с распадом феодальной
системы сбора вассалов, многие землевладельцы старались не получать этот
титул, чтобы не быть обязанными служить; иногда короли посвящали их в
рыцари против воли).
Соблюдение внутренних норм было не игрой, а правилом, которое принимали,
чтобы взамен пользоваться общими привилегиями. Эти правила в основе своей
были довольно разумными и исходили из принципа взаимности. Захватив врага
в плен, ты обращался с ним хорошо до получения выкупа, и потом, когда
сам оказывался в сходных обстоятельствах, мог рассчитывать на аналогичное
отношение. Нормы поведения на войне и при поединке были направлены не
на уравнивание возможностей, как это ошибочно трактуют, а на исключение
случайностей. Так, если противник случайно падал или ронял оружие, следовало
дать ему подняться и подобрать меч, зато если ты намеренно его обезоружил,
то имел право поступать как вздумается.
Интересно, как в насквозь религиозной средневековой Европе сформировалась
эта мощная корпорация, внутренняя этика которой во многом противоречила
христианству. Рыцари превыше всего ценили славу, их гордость доходила
до гордыни, а воля к власти питала постоянное соперничество — но почти
все считали себя верными сынами Церкви и её передним форпостом в битве
со злом. Однако суть рыцарства вовсе не сводится к вышеописанным поведенческим
нормам, как ошибочно считают многие историки. В конце концов, свои нормы
были в каждой социальной корпорации — но кроме них, например, корпорация
служителей культа выработала каноническое право, корпорация торговцев
— общеевропейское торговое право. А рыцари внутри своей среды мало-помалу
разработали государственное право, эффективную систему регулирования взаимоотношений
субъектов власти. Главное отличие рыцарства от других корпораций состояло
в том, что это была корпорация властвующая, и потому её внутренние нормы
оказывали влияние на всё общество, строили его под себя, определяли порядок
осуществления публичной власти. Особенно это выразилось позже, когда иерархические
рамки сословий стали размываться — тогда рыцарское право постепенно распространилось
и на остальную часть общества, растворилось в общей правовой системе.
Так, например, Великая Хартия Вольностей, выбитая от короля Джона его
мятежными баронами во благо только себе, стала в XVII веке считаться краеугольным
камнем прав вообще каждого англичанина. Даже поведенческие нормы просачивались
в низшие сословия: трепетное отношение бургундской знати к данному слову
привело к тому, что даже бюргеры Нидерландов клялись «своей бургундской
честью» при заключении договоров (это встречается даже в пьесах Шекспира).
Особенностью рыцарского права является то, что оно строилось, с одной
стороны, на идеальных представлениях о том, как следует поступать, ставших
неписаными законами, а, с другой стороны, на реальном соотношении сил.
Поэтому в среде рыцарского сословия сформировалось особое уважительное
отношение между вассалами и сюзеренами, основанное на сложной системе
ограничения произвола и злоупотреблений. В этом была безусловная прогрессивность
рыцарского права. Сохранившиеся свидетельства о спорах королей с их баронами
показывают очень высокую степень понимания индивидуальных прав и обязанностей,
отсутствие слепого повиновения, стремление решить вопросы не силой, а
в соответствии с обычаями и нормами законодательства. Всё это сильно отличалось,
например, от византийской политической идеи, где есть только басилевс
и его холопы.
Другой особенностью рыцарства было то, что прочие сословия легко встраивались
в созданную им структуру общества. Она устраивала все слои населения,
и недовольство отдельных личностей в Средние века относилось к их месту
в иерархии, а не к сути этой иерархии (исключением тут были лишь совсем
обездоленные участники восстаний). Схема дворянство-церковники-третье
сословие представлялась наиболее естественной, даже вечной. При этом в
среде каждого класса существовали самые разные социальные группы со своими
особыми интересами, и такое многообразие было гарантией отсутствия внутреннего
напряжения средневекового общества, которое можно было бы предположить,
если делить всех только на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Крестьяне Франции никогда не видели короля, никогда не причащались его
милостей, но когда собирали деньги на выкуп Иоанна II после битвы при
Пуатье, простые люди старались что-то пожертвовать, потому что знали —
в стране должен быть король, он их защитник, и они обязаны ему служить,
таков уж порядок.
А Кромвель, став во главе государства, никогда не мог собрать налогов,
потому что у него не было статуса короля, и никто не считал себя обязанным
платить лорду-протектору.
Живучесть рыцарской идеи связана с тем, что она была выгодна даже неблагородным.
Изначальная функция рыцаря состояла в защите людей, которые взамен пашут
и сеют для него. Трансформируясь, этот принцип остался даже тогда, когда
система вассальной бесплатной службы в обмен на землю рухнула (уже к 1300
году короли Европы не могли добиться сбора юридически обязанных подданных).
Может быть, защита и забота о малых сих и не была стереотипом поведения
каждого рыцаря, но, во всяком случае, это была провозглашаемая норма.
Кроме того, феодал, проявляя заботу о зависимых людях, обеспечивал их
лояльность, в то время как безучастие могло вызвать массовое бегство или
неплатёж налогов — за что работать и платить, если барон не исполняет
своей функции.
Поэтому, например, бургундские герцоги довольно последовательно следовали
тому принципу, что государь обязан учитывать интересы своих подданных
и следовать им несмотря на свои собственные цели. Нередко они откладывали
свои мечтания о славе во имя насущных нужд своих подданных. С полной серьёзностью
Карл Смелый подходил и к публичным аудиенциями, которые устраивал два
раза в неделю, чтобы каждый мог подать государю жалобу на притеснение
или просьбу о помощи.
А «Великий мартовский ордонанс» 1357 года отражает не только притязания
Генеральных штатов на большее участие в управлении страной, но и заинтересованность
представителей всех сословий в усилении центральной государственной власти.
В § 1043 «Кутюмов Бовези» Филиппа де Реми, сира Бомануара, написано: «Следует
понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего
права охраняет всё своё королевство, в силу чего он может создавать всякие
учереждения, которые ему угодно для общей пользы».
Те исследователи, которые уже рыцарство XIV и XV веков считают отжившим,
никогда не смогут определить точный момент смены одной эпохи на другую,
потому что слишком спешат: в те столетия новый порядок общества и не мог
возникнуть, он находился ещё в весьма зачаточном состоянии, а рыцарская
идея была самой эффективной моделью построения общества. Смысл её следует
видеть в том, что высшая знать обладала монополией на управление государством,
она формировала истинную элиту, поскольку брала на себя ответственность
за судьбу страны. Другой группы лиц, которая была бы способна на такое
отношение к государству, ещё просто не было.
Рыцарство ушло не сразу, а постепенно, и никогда оно не было анахронизмом,
потому что плавно изменялось, перерождаясь в аристократию. Один из главных
признаков этого процесса — трансформация государственного права: когда
сословная иерархия была взломана, вместо сложного переплетения прав появился
простой критерий финансовых ресурсов. Благородство происхождения, степень
понимания общих интересов и личные способности к управлению — всё это
стремительно убавило в цене. Обычаи потеряли былое значение, а многочисленные
письменные законы, пришедшие им на смену, соблюдались меньше. В конечном
счёте, власть стала основываться на силе. Ведь, например, все казни особ
королевской крови (Мария Стюарт, Карл I, Людовик XVI и Мария Антуанетта)
с юридической точки зрения были простыми убийствами, поскольку их судьи
не имели полномочий на такие приговоры — но действовали открыто, не так,
как убийцы Эдуарда II. Это было самым ярким примером того, что прежняя
система рухнула. Отныне прав тот, кто сильнее, и чтобы тебя не судили,
надо стать победителем, безразлично какими средствами. Этого так и не
понял Карл I, до самого конца не веривший, что его посмеют казнить, не
имея на то никаких прав, кроме права сильного. А ведь ещё в Великой Хартии
Вольностей говорилось, что хотя бароны и всё население Англии имеют право
вооружённого выступления против короля в случае нарушения положений Хартии,
но королю и его семье гарантируется неприкосновенность.
Власть, иерархия, право — это главное, но ещё не всё. После слов о месте
рыцарства в социально-экономической структуре и политике, нельзя не вспомнить
ещё одну черту, которую выделял в рыцарстве и Хёйзинга несмотря на концепцию
игры: рыцарство воплощало могучее стремление к высокому идеалу, и чем
более недостижимым он был, тем большего люди добивались, совершая невозможное.
Да, далеко не все рыцари жили без страха и упрёка, но не стоит за идеал
и точку отсчёта брать героев книг об Амадисе Гальском, тем более, что
современное представление о рыцарском романе сегодня сильно искажено и
основано не на личном опыте прочтения, а на общепринятом стереотипе. На
самом деле, большая часть героического эпоса отражала реальность вполне
достоверно. Были там и предательство, и подлость, и смерть друзей, всё
как в жизни: каждому свой Ронсеваль, у каждого свой Ганелон.
Особенность героического эпоса, в основном, заключается не в сюжете, а
в общей связующей мысли, которой пронизано всё до последней строчки. Эта
мысль была общепризнанной, что немало значит — общество развивается в
таком направлении, какие ориентиры ставит перед собой.
Так что рыцарство заслуживает внимания и уважения хотя бы в качестве одного
из тех немногих типов мировоззрения, которые превыше всего ставят не земные
богатства, а нематериальные, духовные ценности, погоня за которыми поднимает
человека над самим собой...
© Antoin
powergod@yandex.ru
Текст размещен с любезного разрешения автора
|
|
|