Рыцарство
представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе
примерно в 1000 году. В строгом смысле слова, рыцарь — это любой мужчина,
владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть
лишь посвященным — недостаточно для истинного рыцаря; необходимо еще следовать
определенным правилам и вести особый образ жизни. Таким образом, рыцари
— это не юридический класс, а специфическая социальная категория или,
выражаясь современным языком, сообщество «профессионалов» конного боя
(единственного эффективного способа военных действий вплоть до конца XIII
века), умевших вести ту особую жизнь, каковой представала жизнь рыцаря.
Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение:
любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным
им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Эпические
песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами простолюдинов (крестьян,
лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров, поваров, привратников и т.д.),
посвященных в рыцари в награду за оказанные герою услуги. Иногда упоминаются
даже простые сервы. Так, в песне «Ами и Амиль» двое из них получают рыцарство
из рук своего сеньора, которому они остались верны, несмотря на то, что
тот заболел проказой:
«По этому случаю граф Ами (...) не забыл двух своих сервов: в день излечения
он посвятил их обоих в рыцари»(3).
Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари пополняли
свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким образом,
образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов,
если не исчезли совсем, то стали событием- почти уникальным. Можно назвать
две причины этого явления. Первая из них заключалась в том, что процесс
принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению одним классом —
земельной аристократией — привилегии на образование рыцарства, не подчинявшейся
никаким правовым нормам. Вторая, возможно, более важная, связана с социально-экономическими
требованиями: лошадь, военное снаряжение, церемония и празднества по случаю
посвящения в рыцари стоили дорого; да и сам образ жизни рыцаря, состоявшей
из удовольствий и праздности, предполагал наличие некоторого богатства,
которое в ту эпоху основывалось только на обладании землей. Рыцарское
звание действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить
или за счет щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось
еще достаточно легко в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя
столетие), или на доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям
сеньора предпочитали получение пусть даже самого маленького феода.
К 1200 году рыцари — это уже в основном сеньоры или сыновья сеньоров.
Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в течение
XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается
как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь
высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния
рыцарства и аристократии.
Примечания:
3.
Le chanson d'Ami et d'Amile. Edition P. Dembrowski. Paris, 1969, vers
3264-3267.
Фрагмент
из книги:
Мишель Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии
во времена рыцарей Круглого стола
|
|
|