Основные виды затрат и финансовых поступлений в военно-монашеских орденах и в светской системе хозяйствования в XI-XIV веках

На примере орденов св. Иоанна Иерусалимского, Бедных рыцарей Христа и храма Соломона, Немецкого госпиталя св. Марии Иерусалимской.


ВВЕДЕНИЕ
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛ ЭТУ ТЕМУ

Во все времена для людей оставались неизменными по важности и значению лишь три понятия: честь, достоинство, борьба за идею. Да, эти слова приобрели со временем и негативные оттенки, но своего первоначального значения они до сих пор не потеряли. Но финансовая деятельность ставит во главу угла совсем другие ценности, порой прямо противоположные этим понятиям. В XI-XIII веках человечество пережило значительный эволюционный скачок в сфере обмена товарами и системы накопления. Понятия о чести и достоинстве стали дополняться новыми значениями именно в сфере экономических отношений. Яркими представителями коммерческой деятельности этого переломного времени стали:
- Военно-монашеские ордена (ВМО)
- Светская система хозяйствования (ССХ)
В результате развития этих систем хозяйствования сложилась картина современного мира, где ССХ стали государствами, а ВМО стали как наднациональными и национальными организациями, так и целыми государствами.

ОТЛИЧИЕ ОРДЕНОВ ОТ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Любой монашеский орден, существовавший в Европе средних веков, обладал следующими качествами: жесткой дисциплиной, четкой и однозначной иерархией, достаточно гибким управлением. Каждый член Ордена был готов пожертвовать своей жизнью во славу Ордена.
Все эти качества были несвойственны светским государям и их вассалам или находили лишь очень слабое и недолговременное отражение в светской жизни.
В XI-XVI веках орденские структуры позволяли быстро изменить социальный статус практически любого человека; ордена, в отличие от феодов, обладали большей последовательностью в проводимой ими политике и лучше обеспечивали защиту своего имущества; члены каждого ордена соблюдали жесткую дисциплину и субординацию, что позволило орденам стать первыми профессиональными регулярными войсками.

В своей работе я рассматриваю основные различия в экономической деятельности ВМО и ССХ. Из военно-монашеских орденов взяты только три ордена: св. Иоанна Иерусалимского, Бедных рыцарей Христа и храма Соломона, а также Немецкого госпиталя св. Марии Иерусалимской, так как они являются наиболее яркими и характерными явлениями этого социального института.

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ПРАВА И ПРИВИЛЕГИИ

Феодальные владения можно разделить на два типа:
1. подчиненные церкви. Они пользовались правом экстерриториальности и подчинялись лишь Святому Престолу как своему сюзерену;
2. светские владения, права и обязанности которых определялись в первую очередь степенью зависимости местного феодала от Западной Римской Церкви, а также его финансовой и военной силой.
Права, характерные для современного светского государства (например, РФ, Франция), как правило, соответствуют правам сеньоров средневековой Европы, где интересы церкви были отделены от интересов государства.
У ВМО права были во многом схожи между собой: право на десятину, право на владение землей, право строить собственные храмы и иметь собственные приходы. Обязанности у каждого ордена были свои (рассматриваемые ордена представляют разные течения в ВМО): у тамплиеров – охрана паломников, у иоаннитов – милосердие, у тевтонцев – оказание помощи всех видов в любых обстоятельствах своим соотечественникам.

СООТНОШЕНИЕ С «ФЕОДАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ»

В XI-XIV веках светская и религиозная жизнь Европы строилась в виде жестко определенной системы прав и обязанностей каждого члена общества, от Папы Римского до последнего раба, - так называемой «феодальной лестницей».
Для военно-монашеских орденов и монашеских орденов характерны два типа политического поведения:
1. социальное встраивание в феодальную лестницу. Такое поведение характерно для орденов, построенных в первую очередь как национальное объединение, например орден Немецкого госпиталя св. Марии Иерусалимской. Второй вариант встраивания в феодальную лестницу – добровольное признание орденом, не имеющим значительных военных и финансовых ресурсов, верховенства светского государства. Например, Орден Чертополоха в Шотландии.
2. отказ от присоединения к феодальной лестнице и признание верховенства Церкви, и только в религиозных вопросах с сохранением финансовой и военной самостоятельности, например, орден Бедных рыцарей Христа и храма Соломона (папская булла Omne Datum Optimum, Иннокентий II [1, 44]).
Независимо от того, какой путь выбирал для себя орден, он оказывался в ситуации, когда был вынужден искать “спонсора” для ведения своей деятельности – войны с неверными и борьбы с еретиками.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПОСТУПЛЕНИЙ

Каждая организация имеет свои доходы и свои расходы. Рассмотрим финансовые основы ВМО и ССХ.

1. Сбор в виде натурального оброка

Средневековая система ведения хозяйства была универсальной на территории всех стран с монотеистическими религиями. В это время только начинают формироваться денежные отношения (деньги как универсальное средство платежа ), но потоки товаров («из варяг в греки», Великий шелковый путь) и жажда путешествий уже захватили значительные массы людей. И то и другое требовало значительных финансовых затрат.
В феоде проблема нехватки денег решалась за счет сбора с крестьян и других зависимых от синьора категорий населения (торговцы, горожане) всех необходимых товаров. Такой подход был рациональным в то время в силу отсутствия иного способа получения платежных средств. Но такая система не позволяла удовлетворять все потребности синьоров, что привело к переходу сначала на товарно-денежные отношения, а уже в XII веке -полностью на денежные отношения.
У ордена святого Иоанна Иерусалимского, также как и у его “чада” – ордена Немецкого госпиталя святой Марии Иерусалимской, эта проблема нехватки средств решалась за счет постоянного потока вступающих в Орден дворян и представителей королевских фамилий.
У тевтонцев, начиная с начала XIII века (~1211 год [2]) проводилась политика захвата восточных земель, что привело к объединению с ливонским орденом и созданию полноценного государства.
У ордена тамплиеров оброк проявлялся в наиболее интересной форме. Они принимали в свой орден всех, кто достоин этого, но Дом не признавал рабской зависимости людей от себя. На протяжении всего существования ордена существовал отдельный класс - люди Храма. Следовательно, Дом получал дары, а не оброки, либо определенную плату за оказанные им услуги.

2. Сбор в форме денежного налога

ССХ практически не использовала этой формы сбора налога до XII века. В отдельных регионах этот период продлился вплоть до начала XV века. Вплоть до XII века в Европе преобладали натуральные формы товарообмена и сбора налогов. Начиная с XII века, европейская экономика встала на рельсы денежных отношений. Перейдя на сбор налогов в денежном выражении, европейская экономика пережила необыкновенный рассвет. Так, именно к этому времени относится новый всплеск европейского искусства и благоденствия Европы. Деньги стали фактором, позволившим экономике пережить период подъема, сравнимого с периодом, предшествовавшему первому крестовому походу.
Размер и сроки уплаты налогов с этого времени стали зависеть только от воли местного феодала. Как правило, суммарные платежи в пользу феодала в год составляли около 50% дохода домашних хозяйств. Сборы в пользу короны могли составлять около 10-15%.
Налоги взимались сюзереном не только за охрану своих вассалов, но и за право пользования монополиями сюзерена: право пользования мельницей и винодельней, рубка леса.
К сожалению, точные данные о сумме сборов в пользу ВМО отсутствуют, но на основе собрания папских булл [16] можно утверждать, что они составляли 10 и более процентов дохода домашних хозяйств (папские буллы передавали право сбора церковной десятины в отдельных регионах ВМО). Доходы отдельных орденов зависели также от тех привилегий, какими их наделяли сюзерены на отдельных территориях своего хозяйства.
Ордена Бедных рыцарей Христа и храма Соломона и Немецкого госпиталя св. Марии Иерусалимской получали также дополнительные доходы.
Так, орден тамплиеров получал доходы от принятого на хранение капитала и выданных ссуд. Уже в 1135 году орден выдал первую ссуду.
Тевтонский орден реорганизовал часть своих владений в полноценное государство и стал сюзереном нового государства. На основании прав сюзерена он собирал все подати с населения, а также подати за привилегии в собственную казну.

3. Собственный «заработок»

У ССХ собственный «заработок» состоял из товарного оброка и денег за пользование привилегиями сюзерена, но был возможен кратковременный или долговременный захват владений соседей. Последствия подобного зарабатывания описаны во многих книгах, в том числе в “Эпохе крестовых походов”. Общий доход малого и среднего размера феодов и ленов едва позволяли своим владельцам сводить «бюджет», но чаще они оказывались в больших долгах.
Дом тамплиеров обладал наиболее доходным бюджетом, уступая только Святому престолу. Так, во второй половине XIII века ежегодный доход Ордена достигал 54 миллионов франков. Крупной доходной частью бюджета тамплиеров были морские перевозки пассажиров и грузов, что привело к разногласиям с другими мореходами. В результате с некоторыми из них, например, с марсельскими мореходами, было подписано соглашение о правах и обязанностях обеих сторон.
Доходы остальных орденов, к сожалению, точно не известны. Можно утверждать, что доходы иоаннитов составляли около 40 миллионов франков (судя по военному штату Ордена, а также составу и количеству его комтурий), а тевтонцев - 10 миллионов франков ежегодно.

4. Взаимодействие ВМО и ССХ

Наиболее независимыми ото всех были (и остаются) иоанниты. Устав святых братьев иоаннитов не содержит описаний ситуаций, когда они обязаны объединиться или подчиниться решению кого-либо не из их ордена, кроме Папы Римского.
Устав ордена храмовников (как латинский устав, так и более поздний французский) имеет упоминание, что в случае невозможности для рыцаря вернуться в строй войска Бедных рыцарей Христовых и храма Соломона он должен присоединиться к строю ближайшей рати христианского войска, предпочтительно иоаннитов.
Немецкий орден долгое время после своего создания (примерно до середины XIII века) находился под чутким присмотром ордена иоаннитов по решению папы Урбана III.
Все три ВМО подчинялись только решениям своих капитулов и магистров, а также Римских пап.
ССХ стремились к дружбе с МВО, поэтому сюзерены дарили наделы и бенефиции орденам, а младшие члены феодальных семей вступали в ряды священного войска.

ЗАТРАТЫ

1. Обязанности финансовые

ССХ имели необязательные, но необходимые затраты: дарение земли и привилегий и иных бенефиций монашеским орденам и самому Святому Престолу, проведение рыцарских турниров и пиров, а также иные, часто весьма ощутимые, затраты. Среди обязательных затрат были прием своего сюзерена и оказание всяческого содействия Святому Престолу.
Тамплиеры несли финансовую ответственность за сбережения, принятые на хранение. Сюда же можно отнести затраты государственной казны некоторых стран, в том числе Франции, где главными казначеями были представители ВМО (несмотря на то, что ВМО не несли финансовой ответственности за эти затраты). Тевтонцы были вынуждены тратить часть собственных средств на содержание бюрократического аппарата собственного государства.

2. Обязанности в иных формах

ВМО существовали для одной единственной цели – борьбы с неверными, поэтому их прямой обязанностью были формирование войск и обеспечение защиты христианских владений от мусульман. Однако одновременно ВМО решали и другие задачи: иоанниты – лечения и обеспечения крова путникам, тамплиеры – защиты путников и паломников и обеспечения крова для путников, тевтонцы – защиты и лечения своих соотечественников.

3. Кредитование

Кредитную политику вели только тамплиеры и некоторые представители ССХ (например, Генуя, Венеция, Пиза).
Храмовники принимали на хранение ценности и имущество. Они стали первыми полноценными банкирами. Именно они изобрели, ввели в обращение и обеспечили стабильность и доверие к чекам, фактически новой универсальной валюте того времени и прародителю всех современных чеков. Данная система обеспечила, впервые со времен появления частной собственности, относительную безопасность собственного имущества и гарантировала его возвращение. В те времена слова «тамплиеры» и «безопасность вклада» были синонимами.
Система ССХ не смогла добиться подобных успехов, хотя и она имела довольно большое распространение. Эта система не могла обеспечить доступность средств в любой точке мира, в отличие от тамплиеров, и отличалась меньшей надежностью. Крупные заемщики (в том числе и государства) чаще всего обращались к услугам тамплиеров, даже если необходимо было провести сбор средств в собственной стране (например, выкупы Людовика IX Святого и короля Латинского королевства).

4. Раздача милостыней

Представители как ВМО, так и ССХ никогда не скупились на пожертвования.
В отличие от ССХ ВМО имеют в уставах несколько разделов, посвященных правилам подачи милостыни и организации благотворительной деятельности. Так, тамплиеры обязаны были не только ежедневно кормить бедняков у себя в домах, но и оставлять им строго регламентированную уставом часть собственной трапезы.
Раздача милостыней происходила в обителях орденов и их церквях и в церквях Западной Римской Церкви.

5. Содержание военного ресурса

ССХ тратили средства на содержание постоянной личной охраны и пограничной стражи, остальные же войска сюзерены набирали только в случае ведения военных действий.
Орден Бедных рыцарей Христовых и храма Соломона содержал в святой земле постоянно около 300 рыцарей, примерно 300 сержантов, около 2000 пехотинцев, а также местных наемников (туркополье) , два монастыря Триполи и Антиохи, монастырь на территории Иберийского полуострова (в нем находилось лишь вдвое меньше воинов, чем в монастыре в Святой земле), громадный торговый и военный флоты, а также войска на территории христианской Европы вместе со всеми сервиентами ордена.
Орден святого Иоанна Иерусалимского имел только своих рыцарей и пехоту, также в его составе были лекари и содержатели караван-домов (домов для ночлега). Его деятельность охватывала всю христианскую Европу и Латинское королевство.
Орден немецкого госпиталя святой Марии Иерусалимской имел организацию, объединившую военную идеологию тамплиеров и врачебный (в первую очередь для лечение болезней воинов) принцип иоаннитов. Деятельность данного ордена охватывала отдельные регионы Латинского королевства, территории Пруссии до 1868 года и ряда сопредельных областей, а также Западную Римскую Империю.

6.Содержание недвижимого ресурса

В состав ССХ входили замки и иные постройки, находящиеся на территории феода, лена и иных владениях сеньора. Как правило, затраты на содержание построек в должном состоянии восполнялись за счет трудовой повинности населения, подвластного местному сеньору.
В состав владений иоаннитов входило восемь языков (14 великих приорств, 24 бальяжства, 634 командорства, 5 приорств) [9, III]. Соответственно, можно рассчитать примерные затраты на их содержание в боеспособном состоянии.
В состав владений тамплиеров входило до пяти тысяч командорств, владения охватывали как пограничные территории, так и внутри христианские владения. В состав владений тевтонцев входило созданное ими государство. Содержание государства было сопоставимо с затратами ССХ на свои владения.

7. Содержание иных видов ресурсов

Тамплиеры содержали, помимо всего прочего, большой военный и торговый флоты, соперничавшие по своему могуществу и влиянию с флотами городских лиг на Средиземном море. Флот тамплиеров был вне конкуренции, пока не были предприняты ограничительные меры против монополизации этой отрасли тамплиерами
Иоанниты также содержали довольно могущественную группировку на Средиземном море. Основное же развитие флот иоаннитов получил после упразднения ордена тамплиеров.
Тевтонцы создали могущественный флот на Балтийском море, вскоре ставший на долгое время единственной реальной военной силой в этом регионе. Гегемония тевтонского флота продолжалась практически до конца существования государства тевтонского ордена.
Каждый из орденов приложил немало усилий и средств для создания удобных дорог и стоянок для путников на всей территории собственного влияния.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕСУРСОВ

Взаимодействие между орденами существовало только во время военных походов против неверных. В мирное время нередки были стычки между представителями орденов и незначительные вооруженные конфликты. Эти происшествия происходили как на уровне рядовых братьев, так и на уровне Великих магистров орденов.
Результаты же совместной деятельности оказывались неизменно сравнимыми с подвигами участников первого крестового похода.

ВЫВОД
НАЗНАЧЕНИЕ КАЖДОЙ СТРУКТУРЫ

Тамплиеры защищали безопасность граждан Европы и Латинского королевства, чему были подчинены все их действия, в том числе и введение чеков. Однако они также прекрасно занимались медициной и множеством других наук.
Иоанниты были в первую очередь врачами и рачительными хозяевами, что и привело к их второстепенной роли в мировой экономике.
Тевтонский орден в силу изначально заложенного принципа национального образования сумел только повторить деяния двух своих старших братьев.
ССХ оказалось в самой отсталой части и поэтому во все время господства орденов (XI-XIV века) было вынужденно следовать вслед за орденами, до тех пор, пока принципы орденского образования не оказались переложены на государства. ССХ стали прекрасными поставщиками ценных кадров для орденов, благодаря чему Европа смогла произвести качественные изменения в собственной организации.
Деятельность людей в орденах была направлена на достижение коллективной цели – цели повышения могущества ордена, а не пропала в попытках перетянуть сферу влияния с одного княжества на другое герцогство.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

В результате разделения Европы на ССХ и ВМО Европа получила возможность достаточно быстро образовать единое христианское государство, что соответствовало идеям и убеждениям того времени. Во главе государства оказался бы Великий понтифик, за войска и внутреннюю милицию отвечали бы тамплиеры, а за медицину – иоанниты, за образование – университеты.
Движение к созданию единого христианского государства прослеживается вплоть до конца эпохи Орденов. Но цели национальных государств, которые только-только обрели свой вид, разошлись с этим движением. И что могло произойти сотни лет назад, происходит сейчас (Европейский союз).
Но история не терпит слова “возможно”, поэтому мы можем говорить только о тенденции движения Европы вплоть до 1305 года.

ГЛОССАРИЙ

Бальяж крупная область в государстве или орденских владениях.

Бенефиций 1. в Западной Европе в раннее средневековье – земельное владение, пожалованное королем или крупным феодалом в пожизненное пользование вассалу (без права наследования) на условии несения определенной службы; с развитием феодальных отношений бенефиции стали превращаться в феод. 2. церковная доходная должность в католической церкви.

Булла 1. императорская грамота или постановление. 2. послание, распоряжение, издаваемое римскими папами.

Вассал 1. феодал, который получал земельное владение (феод, бенефиций) от более крупного феодала – сеньора, за что был обязан нести ряд повинностей. 2. подчиненное, зависимое лицо или государство.

Великий магистр глава крупного военно-монашеского ордена, его права определяются на основании устава ордена.

Военно-монашеские ордена организации монашеского типа, объединявшие европейских рыцарей – участников крестовых походов XII-XIII веков.Возникли при поддержке папства, которое использовало их для пропаганды идеи “борьбы с неверными за освобождение гроба господня”,что стало одним из обетов членов В.-м.о. в задачи В.-м.о. входил также уход за раненными рыцарями и больными паломниками. На Востоке, а позднее и в Европе В.-м.о. получили и захватили огромные территории, занимались хозяйственной деятельностью, привлекая к ней и местное население, сумели накопить богатства и превратиться в могущественные организации, которые обладали большим политическим, экономическим и социальным влиянием.

Гроссмейстер см. Великий магистр.

Десятина вид налога, взимаемый католической церковью, монашескими орденами.

Дом название ордена Бедных рыцарей Христа и храма Соломона, согласно их уставам.

Иннокентий II римский папа 1130-1143 года.

Институт социальный определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей.

Капитул собрание монашеского или духовно-рыцарского ордена из наиболее достойных его членов, правила сбора и проведения капитула определяются уставом ордена.

Командорство областное владение ордена.

Комтур должность в ордене, соответствующая чинам офицеров.

Латинское королевство владения христиан на Востоке до 1291 года, столица государства находилась в Иерусалиме. Также имело название Святая земля и Иерусалимское королевство.

Левант территория ближней Азии (Северо-западная часть азиатского континента).

Лен 1. земельное владение или иной источник дохода, которое вассал получал от сеньора на условии несения службы, с XII века наследственное. 2. подать, собиравшаяся с ленного поместья.

Лига городов объединение свободных городов в союз для достижения единой цели совместными усилиями.

Люди Храма население Европы, которое отдало себя под защиту ордена Храма, на левой стороне одежды нашивался алый крест, а на имуществе был нарисован.
Людовик IX Святой король Франции из династии Капетингов, правил в 1226-1270, организатор VI крестового похода.

Марсельские мореходы мореходы вольного города Марселя (Франция). Перевозчики грузов и пассажиров, в результате борьбы с тамплиерами были вынуждены обратиться к папе и ограничить свободу действий ордена. Изобрели шхуны (двухмачтовая марсельская шхуна и трехмачтовая марсельская шхуна).

Монастырь объединение воинов в Храме, ведущих военные действия на определенной территории.

Монашеский орден религиозные организации в католицизме, главная особенность которых – наличие особых уставов, утвержденных папой.Члены М.О. приносят обязательные торжественные обеты. М.О. бывают мужскими и женскими.они могут называться орденами, братствами.

Оброк форма сбора налога в натуральной форме.

Орден Бедных рыцарей Христа и храма Соломона основан в 1118 годы девятью рыцарями из Прованса. Основная задача ордена – это защита паломников в святой земле, помимо этого орден вел активную политическую, экономическую и социальную деятельность на территории всех христианских владений, а также имел дипломатические отношения с мусульманскими странами и орденами. 14.01.1128 на соборе в Труа был принят латинский устав ордена. 1307-1314 года процессы над орденом тамплиеров. 22.05.1312 упразднен буллой Климента V. За время существования ордена сменилось 23 великих магистра. Название тамплиеры и храмовники (перевод с фр. Tampl) получили по месту первой своей обители, она была над храмом царя Соломона.

Орден немецкого госпиталя святой Марии Иерусалимской горожане из Нижней Саксонии – из Бремена и Любека – основали в Святой земле госпиталь, посвятив себя благому делу – уходу за больными. Германские князья, собравшиеся в Акконе, решили преобразовать основанный в 1190 году госпиталь в духовный рыцарский орден (1198 год). Его первым магистром стал Генрих Вальпот. Устав ордена был позаимствован у тамплиеров и впоследствии дополнен. Первоначально (1190-1206) над орденом осуществлялся присмотр братьями иоаннитами. Деятельность ордена изначальна была направлена на реализацию национальной политики, поэтому основную роль этот орден начал играть на востоке Европы, где основал собственное государство. В XIV веке объединился с ливонским орденом. В 04.1525 преобразовано в герцогство Прусское, вассальное от Речи Посполиты. Последним гроссмейстером ордена и первым герцогом стал (маркграф) Альбрехт Бранденбургский.

Орден святого Иоанна Иерусалимского В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал Жерар де Торн, а свое начало братство берет из ХI века. Преобразован в духовно-рыцарский в 1120 г. Великим Магистром Раймондом де Пюи, тогда же был написан устав ордена (правила ордена святого Иоанна Иерусалимского). Имели дипломатические отношения с мусульманскими орденами и государствами. После 1291 года перебрались на Кипр. По могуществу, владениям и влиянию боролся с тамплиерами до 1306 года, с 1312 года вступил во владение имуществом тамплиеров. С XIV века перебрались на Родос, где основали свое государство, которое существует, и по сей день.

Паломник человек, осуществляющий путешествие к и по святым местам согласно канону его веры, в данном случае католической веры.

Приорство область в орденских владениях.

Римский папа глава католической церкви и государства Ватикан, так с V века назвали себя римские епископы. Избирается пожизненно коллегией кардиналов. В настоящее время папой называют и православного патриарха Александрийского.

Сеньор собственник сеньории – комплекса феодальной земельной собственности, обладавший правом сюзеренитета по отношению к ниже стоящим феодалам, его вассалам.

Светская система хозяйствования система хозяйствования в средневековой Европе, не зависящая на прямую от Святого престола.

Сюзерен высший сеньор по отношению к зависимому от него вассалу; верховный сюзерен – король.

Феод земельное владение или фиксированный доход, пожалованный сеньором в наследственное владение вассалу в качестве уплаты за несение службы. Нарушение вассального договора сопровождалось лишением феода (в Германии лен, во Франции фьеф, в Англии фи).

Феодал владелец феода.

Феодальная лестница иерархия титулов и званий, имевших распространение в Западной Европе средних веков.

Чек специальный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать или перечислить определенную сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек .

Экстерриториальность особые права и преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов), предоставляемые государствами иностранным представителям.

Язык основное принцип деления владений иоаннитов на территории.

БИБЛИОГРАФИЯ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КНИГИ

1. Marion Melville “История ордена тамплиеров”/ Евразия, С.-Пб., 2000 (перевод La vie des templiers)
2. Erich Maschke “Der Deutsche Ordensstaat. Gestalten seiner grossen Meister”/ Hamburg, 1935
3. Эпоха крестовых походов, под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо/ Полигон АСТ, С.-Пб., 1999.
4. Г. Мито, История крестовых походов/ Алетейа, Москва, 2001
5. Ф.М. Лурье, Российская и мировая история/ Искусство-спб, С.-Пб., 1997
6. Краткая экономическая история от палеолита до наших дней, Р. Камерон/ Росспэн, Москва, 2001

СЛОВАРИ

7. Словарь иностранных слов, под редакцией Ф.Н. Петрова/ Русский язык, Можайск, 1988
8. Католицизм, словарь атеиста, под редакцией Л.Н. Великович/ Политиздат, Москва, 1991

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

9. http://www.rpg.ru (сервер)
10. http://templiers.narod.ru (сервер)
11. http://balkaria.narod.ru/raznoe/sksg3.htm
12. http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/knights.txt
13. www.ufolog.nm.ru
14. http://lion17-2.narod.ru/DARK/Temleers.html
15. http://www.dialogseti.ru/yy/Orders/Maltese (сервер)
16. http://www.vatikans.ve (сервер)

Соколов Я. А.

   
 
 
 
   
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003