Ристалище,
судьи и награды
Поле для турнира — ристалище — обносили деревянной оградой в один или
два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым,
но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг
поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира.
Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином,
убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась
для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако
высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из
участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию.
Однако чаще всего дамы передавали право решения одному из рыцарей, которого
сами избирали, и в знак такого отличия он назывался почетным рыцарем.
При этом он украшал конец своего копья лентой или каким-то другим знаком
благоволения, полученным от дам. Этот символ власти мгновенно прекращал
любые споры, если они случались между участниками турнира.
Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и
объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Если вновь вернуться
к тому турниру, в котором принимал участие рыцарь Айвенго, то Вальтер
Скотт приводит условия полностью:
"Пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих. Каждый рыцарь,
участвующий в турнире, имеет право выбрать себе противника из числа пяти
зачинщиков. Для этого он должен только прикоснуться копьем к его щиту.
Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым
оружием, то есть копьями с плоскими деревянными наконечниками или "оружием
вежливости", — в таком случае единственной опасностью являлось столкновение
всадников. Но если бы рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значило
бы, что он желает биться насмерть, как в настоящих сражениях.
После того, как каждый из участников турнира преломит копье по пяти раз,
принц объявит, кто из них является победителем в состязании первого дня,
и прикажет выдать ему приз — боевого коня изумительной красоты и несравненной
силы. Вдобавок к этой награде победителю предоставлялась особая честь
самому избрать королеву любви и красоты.
В заключение объявлялось, что на другой день состоится всеобщий турнир;
в нем смогут принять участие все присутствующие рыцари. Их разделят на
две равные партии, и они будут честно и мужественно биться, пока принц
Джон на подаст сигнала к окончанию состязания. Вслед за тем избранная
накануне королева любви и красоты, увенчает рыцаря, которого принц признает
наиболее доблестным из всех, лавровым венком из чистого золота..."
Такие условия вполне достоверны. Но, пожалуй, следует сделать одну оговорку:
все-таки был сэр Вальтер Скотт прежде всего романистом, создателем драматических
коллизий. В подавляющем большинстве случаев, хотя, конечно, всякое бывало
за долгую турнирную историю, поединки на ристалище представляли собой
состязания в искусстве владеть оружием, управлять боевым конем, а не смертный
бой.
Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды
за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А
сам главный приз мог быть весьма ценным — один из самых дорогих за всю
историю рыцарских турниров получил в 1468 году Лоренцо Медичи, правитель
Флоренции: шлем из серебра, украшенный серебряной фигуркой Марса. Кроме
того, каждый рыцарь, одержавший победу над другим, получал в качестве
трофея его вооружение и коня.
Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению
к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, в
Англии, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если
победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.
Глава
из книги: Малов В. Рыцари
|
|
|