Фавор — Табор, т. е. пуп. Фавор. 1) Гора в восточной части Галилеи недалеко от Назарета, на северной границе Изреельской равнины; на этой горе Варак расположился станом перед сражением с Сисарой (Суд. 4:6,12,14). Это красивая стоящая отдельно гора, высотою около 320-ти м над равниной и 526-ти м над уровнем моря, поросшая дубами, оливками и другими деревьями и благоухающими травами. Фавор своей формой напоминает полушарие и с его вершины открывается красивый вид. «Как Фавор посреди гор» говорит Иеремия (46: 18). В западном направлении можно различить сверкающие воды «большого моря», под ногами расстилается Изреельская равнина, на северо-востоке видна часть Галилейского моря, а на севере, на одной из Галилейских гор раскинулся город Сафед, к которому, как предполагают, относятся слова: «не может укрыться город, стоящий на вершине горы». На западе виднеются вершины Кармила, а далеко на севере на расстоянии около 80 км. вырисовывается белоснежная вершина Ермона, «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88: 13). Арабское название Фавора — Джебель-Тур (гора). Предание о том, что Фавор был местом преображения Господа (Мат. 17), противоречит тому обстоятельству, что как до Христа, так и во время, и после Него на вершине горы постоянно находился римский гарнизон и была крепость Еще и теперь там можно видеть остатки домов и крепостных стен, частью со времени крестоносцев, а частью более древнего происхождения Здесь, следовательно, не имелось уединенного места, на которое указывается словами: «на гору высокую одних»

Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь

 

ФАВОР ГОРА (Нав 19:22). На восток, неподалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребывал до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердый, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря Генисаретского, столько раз ознаменованного Его чудотворениями, с северной оконечности обширной, цветущей долины Ездрилонской, возвышается почти в виде правильного конуса гора; высота ее по отвесной линии составляет до 500 саженей (больше 1 км.), вершина в окружности около трех верст - это священный Фавор. Прославленная преображением Господа, гора Фавор, по своему местоположению и великолепию, есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но и на всем земном шаре. В гористой Палестине все горы идут непрерывными цепями; Фавор возвышается уединенно от всех прочих как бы для того, чтобы и другие горы не разделяли с ним славы, предопределенной ему свыше. Крутые и высокие горы везде представляют возвышенности сухие, скалы каменистые, но Фавор от подошвы до вершины покрыт плодоносною почвою; ароматические травы и цветы, тенистые рощи и плодоносные дерева, поляны покрытые тучными нивами, - вот та великолепная риза, коей облекается священный Фавор и в наше время, когда вся Обетованная земля представляет вид бедной пустынной страны.
Местоположение и великолепие Фавора дали ему известность в самой глубокой древности времен ветхозаветных. Историческая его известность начинается почти вместе с историею народа Божия, именно со времени переселения Израиля из Египта в землю Обетованную. Преемник боговидца Моисея, Иисус Навин, исполняя грозную волю Господню об истреблении потомства злополучного сына Хамова, шел с победоносным воинством мимо Фавора; у подошвы его располагал свой стан, с вершины горы вероятно обозревал города и веси, которые предавал Господь в руки его. При разделе завоеванной земли. Фавор назначается пределом племен Завулонова и Иссахарова. Когда предал Господь Израиля за нарушение завета в руки врагов, и скорби порабощения обратили грешников к покаянию. Фавор озарился славою милости и спасения свыше: на скале его к долине Ездрилонской и ныне есть селение, носящее имя пророчицы Девворы: это памятник того, что на сем месте священного Фавора воздвиг Господь спасительницу Израиля, На Фаворе боговдохновенная жена призвала Варрака с 10,000 воинов, сказав, что она предаст ему враждебного военачальника царя Ассорского, Сисару. По слову пророчицы произошло сражение у Варрака с Сисарою и совершилась предсказанная победа, после которой вдохновенная Деввора воспела торжественный гимн Всемогущему Помощнику и Покровителю (Суд 4 и 5). Здесь погибли братья Гедеона, судии Израильского, от руки царей Мадиамских, Зевея и Салмана (Суд 8:18-19).
Но эти и другие события были только предображением той славы, коей удостоил Господь наш священный Фавор, избрав его местом для Своего славного преображения. Повествуя о сем событии, евангелисты не именуют Фавор, а говорят только о горе высокой (Мф 17:1, Мк 9:2), или просто о горе (Лк 9:28), и это как бы потому что и без наименования Фавора само собою понятно его преимущество; что только высокой и уединенной горе Фавор прилично было представить собою престол Господу для таинственной Его беседы с Отцом небесным, только горе светлой прилично было озариться тем светом, который заблистал в минуты славного преображения. "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются" (Пс 88:13), восклицает венчанный пророк, провидя славное назначение Фавора. Самовидцы славы Петр, Иаков и Иоанн, по страдании и воскресении Господа, первые возвестили о предъизобразительной славе Его на горе Фавор. По указанию свидетельства их, первенствующие Христиане назвали Фавор горою преображения; св. Кирилл и блаж. Иероним нашли предание это общеизвестным. Равноапостольная императрица Елена украсила Фавор памятником, соорудила на вершине его храм о трех престолах во имя свидетелей преображения Господня, свв. Aп. Петра, Иакова и Иоанна, или по другим - Иисуса, Моисея и Илии. В VIII веке существовал здесь монастырь, но до наших дней из всей святыни Фаворской благоговение Христиан хранит остатки храма, воздвигнутого св. Еленою.

Библейская Энциклопедия
Труд и издание Архимандрита Никифора
Москва. 1891 г.

Табор (Фавор)
В отличие от других гор Галилеи, которые обычно идут цепями, Табор стоит уединенно, как “стог в поле”, по выражению игумена Даниила (см. ниже), поднимается над Изреельской долиной на 588 метров.
Впервые эта гора упоминается в книге Иисуса Навина при описании раздела земли между коленами Израиля. Табор стал как бы границей между тремя наделами: Завулона – с запада, Иссахара – с юга и Неффалима – с востока и с севера (Нав. 19:12, 22, 34). В эпоху судей эта гора становится центром сбора ополчения израильских колен в борьбе против ханаанского царя Иавина, который “жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет” (Суд. 4:3). “В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова. Она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд. Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное войско его, и предам его в руки твои” (Суд. 4:4-7). Несмотря на нерешительность Варака, Господь дал тогда победу в руки израильтян. В честь Деворы осталось название арабского села Даббурия.
Важное стратегическое положение горы, господствующей над окружающими долинами, испокон веков превращало ее в арену военных действий. В 53 году до н. э. здесь потерпел поражение Александр, сын царя Аристобула, поднявший восстание против римлян, от полководца Габиния. Как пишет Иосиф Флавий: “У горы Итаврион обе армии столкнулись: 10000 иудеев пало мертвыми, остальная масса была рассеяна” [6].
В начале Иудейской войны сам Иосиф Флавий лично укреплял еврейские военные гарнизоны в Галилее и в их числе на горе Табор, по его словам: “...так называемую Итавирийскую гору” [7], которую он описывает так: “Она подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся заключенная укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой” [8]. Тем не менее гарнизон не устоял против войск Веспасиана.
Кроме своего выгодного стратегического положения, Табор также всегда привлекал к себе сердца людей своей красотой и пробуждал религиозные чувства; верующим всегда казалось, что отсюда Божество особенно близко. Археологи нашли здесь жертвенники и места поклонения со времен каменного века. Древние хананеи проливали на них кровь быков, приносимых в жертву своим ваалам. Их традиции унаследовали также и евреи, за что порицались в проповедях пророков. Так, например, пророк Осия взывал: “Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе” (Ос. 5:1).
Традиция, связывающая Табор с горой Преображения уходит корнями в раннее христианство, о ней упоминается, например, в апокрифическом Евангелии от евреев (150 г. н. э.), хотя канонические Евангелия не указывают на какой именно горе было Преображение. Лука пишет: “(Иисус) ...взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия: явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели” (Лк. 9:28-36). Матфей добавляет лишь, что гора эта была высокая (Мф. 17:1).
Первая христианская церковь была возведена, по преданию, самой царицей Еленой. Затем византийцы построили здесь большой монастырь, о котором упоминает в 570 году пилигрим из Плаченцы, в своем “Путнике” он писал: “Из Назарета мы пришли к горе Фавору, которая поднимается среди равнины, имеет плодоносную почву и содержит в окружности шесть миль; восход на него три мили, а вверху к востоку гора простирается на один милиарий. Там находятся три базилики, где Петр сказал Господу: “сотворим здесь три скинии”; кругом различные города, о которых читается в Царствах” [9].
О трех церквях в 670 году упоминал также и епископ Аркульф: “Гора Фавор в Галилее отстоит от озера Кинерет в трех милях; отовсюду она образовалась в удивительной круглоте и с северной стороны обращена к вышеупомянутому озеру; она поросла травою и цветами и на его прелестной вершине находится большая равнина, окруженная весьма значительным лесом; по середине ее плоскости есть большой монастырь и весьма много келий. Занятая полем, вершина этой горы не стягивается в узкую верхушку, но растягивается в ширину на двадцать четыре стадии; вышина же горы поднимается на тридцать стадий. (30 стадий [5700 метров] – явное преувеличение, по меньшей мере в 10 раз, заимствованное, по всей видимости, у Иосифа Флавия, см. выше С. Б.). На этой же верхней площадке сооружены не малою постройкою три знаменитые церкви, сообразно с числом тех сеней, об которых на той же Святой горе Петр, обрадованный и испуганный небесным видением, сказал Господу: добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, тебе едину, и Моисеови едину и едину Илии” [10].
Наиболее значительные укрепления здесь были воздвигнуты крестоносцами. Принц Танкред, захватив Галилею в 1099 году, передает Табор в распоряжение монахов бенедиктинцев, которые строят здесь большой монастырь. Игумен Даниил, посетивший Табор в 1106 году, так описывает гору: “Фаворьская же гора чюдно и дивно, и несказанно, и красно уродилася есть от Бога, поставлено есть красно и вы­соко велми и велика; и есть посреди поля того краснаго, якоже стог кругол, гора та уродилася есть красно и есть кроме всех гор подале; и течет река подле гору ту по полю доле; и есть по всей горе Фаворьсте росло древо всякое: смововь, рожьци и масличие много зело. Вышши же есть Фаворьскаа гора всех суши окрест ея, и есть уединена кроме всех гор, и стоит посреди поля красно зело, яко стог будеть гораздо зделан, кругло и высоко велми и велик ободом; възвыше есть якоже можеть 4-жды с нея стрелити, а еже гор на ню, то ни осмижды не может на ню въстрелити” [11]. Он же свидетельствует также о традиции, относящей одну из пещер на горе Табор к царю и священнику Мельхиседеку, принявшему и благословившему там Авраама: “Ту есть на той же горе Фаворстей пещера чюдна зело на равне, тако есть яко погребець мал в камснии иссечен, и оконце мало было на версе (на верху) пещеры тоя святыя; трапеза создана дне в пещере той (на дне той пещеры) на всток лиць; дверци имать малы, слести же в пещеру ту по степенемь (по ступеням) от запада лиць” [12].
Иоанн Фока в 1185 году описывает эту и другую пещеру более подробно: “Вне же монастыря, на расстоянии примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшного преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видении, доколе не воскреснет из мертвых. Около северной части горы находится пещера Мельхиседека, достойная обозрения. Она пронизана разными отверстиями, в ней есть надземные и подземные (отделения), и различные жилища и келии, служащие для жилья аскетов, келии, в которых многие из великих святых совершили свое подвижническое течение. Близ этой пещеры есть храм на том самом месте, на котором Мельхиседек, встретив Авраама, возвращавшегося с сечи, оказал ему гостеприимство” [13].
В 1263 году монастырь и все укрепления на горе разрушает султан Байбарс. В более-менее целом состоянии от периода крестоносцев сохранились ворота монастыря, реставрированные в 1897 году и которые арабы называют “Баб аль-Хава” (Ворота ветра). Монастырь оставался в руинах до 1859 года, когда здесь была выстроена греками при помощи России православная церковь. Вслед за греками приступили к благоустройству своей территории францисканцы, которые юридически владели участком со времен эмира Фахреддина (1620 год). Сначала они построили скромную церквушку, но затем, с увеличением паломничества, было поручено Антонио Барлуцци построить настоящий храм, который он завершил в 1924 году.
Современный храм, расположенный на самой вершине горы, поражает своим величием. Две башни с треугольными фронтонами по бокам фасада церкви и большой фронтон в центре символизируют шатры в честь Иисуса, Илии и Моисея. Центральный неф базилики, напоминает корабль, как бы уплывающий в небо. Внутреннее оформление церкви выполнено художником Виллини.
Однако есть немало критиков, не упускающих возможность прославиться, высказывая сомнение в аутентичности места, и охладить тем самым излишнюю пылкость веры христиан. Так, например, Густаф Дальман называет горой Преображения некий Тель Абу-эль-Нида, находящийся где-то в районе Хермона со стороны Сирии, хотя никаких традиций поклонения этому месту, кроме как в честь святого для мусульман шейха Абу-Нида, никто не знает. “Конечно, гора Преображения не Табор” – пишет свою примитивную псевдонаучную прозу Иосиф Клаузнер, как будто сейчас есть у него какие-нибудь основания установить истинную историческую картину, или, может быть, указание на блистающие как снег одежды Иисуса есть достаточное основание, чтобы считать эту гору Хермоном? но почему бы тогда не Эверестом?
Интересная версия о месте Преображения Господня появляется порой в сообщениях древних пилигримов, так, например, пилигрим из Бордо в 333 году пишет: “Невдалеке отсюда (от Масличной горы С. Б.) небольшая гора, куда Господь, взяв с Собою Петра и Иоанна, взошел молиться и явились Ему Моисей и Илия. Отсюда в тысячи пятистах шагах к востоку, селение, называемое Вифания. Здесь пещера, в которой положен был Лазарь, воскрешенный Христом” [14]. Примерно эта же топография Табора приведена в некоем “Путешествии диакона Арсения Селунского”, время паломничества которого с точностью не известно, тем не менее там написано: “Между Иерусалимом и Елеонскою горою есть поле Иеремон, среди поля того стоит гора Фавор, где преобразился Христос. Гора не велика, леса нет, стоит на ней церковь, а в ней служба вседневная, а в олтаре, под престолом, стопы Христовы знати и до сего дни на камени том, где стоял Христос. На празднике Преображения Христова патриарх обедню собором поет, рано как солнце всходит; а отпев обедню побежит наскоре, занеже, как отпоют, сходят на гору столп огнен и молния” [15]. Вероятно, наши пилигримы несколько перепутали место Преображения с местом Вознесения на Елеонской горе.

Примечания:

[6] Иосиф Флавий Иудейская война, 1, 8, 7.
[7] Иосиф Флавий Иудейская война, 2, 20, 6.
[8] Иосиф Флавий Иудейская война, 4, 1, 8.
[9] Путник Антонина из Плаценции, 6.
[10] Аркульфа рассказ о Святых местах, записанный Адамнаном, кн. 2, гл. 25.
[11] Житие и хождение Даниила Русския земли игумена.
[12] Житие и хождение Даниила Русския земли игумена.
[13] Иоанн Фока, Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине.
[14] Бордосский путник.
[15] Путешествие диакона Арсения Селунского.

Сергей Баландин
«ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ»
ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЗРАИЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ И РАЗМЫШЛЕНИЯМИ

 

К словарям "Монсальвата"

К терминологическому словарю

К словарю имен

К словарю географических названий

 

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi

created at june 2003