Гластонбери
сегодня
Каждый
год к гробнице Девы Марии стекаются паломники-католики, убежденные в сходстве
этого образа с ее изображением, вырезанным Иосифом из Аримафеи. К концу
VII в. ветхое небольшое строение из обмазанных глиной прутьев стали называть
Уотл чеч (церковь прутьев); в ней хранилась древняя деревянная статуя
Пресвятой Девы (считалось, что она и была вырезана Иосифом Аримафейским).
Именно эта церковь дала начало возникшему здесь позднее бенедиктинскому
аббатству. В начале XII в. аббатство, включая церковь, было сожжено и
разорено, хотя статуя при этом уцелела. Два года спустя после этого несчастья
на том же месте была построена романская капелла Пресвятой Девы, в которую
поставили ее уцелевшую статую.
Позже там раскопали склеп, который стал святыней, посвященной Иосифу Аримафейскому.
Неподалеку от него была возведена еще одна капелла, во всех деталях повторяющая
конструкцию святого дома в Лорето, — не исключено, что одной из причин
его возведения стало соперничество с Уолсингемом.
В
эпоху Реформации аббатство разрушили и разграбили, камни растащили местные
жители для своих построек, а сведений о том, что случилось со статуей
Мадонны, до нас не дошло. Но преклонение перед Пресвятой Девой было настолько
сильным, что никто не посмел разрушить возведенную в ее честь капеллу.
Поэтому ныне это наиболее сохранившаяся часть монастырских руин.
В 1955 г. в древнюю святыню поместили новую освященную статую Пресвятой
Девы Гластонбери; 10 лет спустя ее голову увенчали короной и на развалинах
древнего аббатства отслужили праздничную мессу, сопровождавшуюся пением.
В дни праздников Пресвятой Девы сюда продолжают стекаться пилигримы.
Возможно тем не менее, что самую значительную и счастливую часть паломников,
посещающих ныне Гластонбери, составляют те, кто верит в наступление повой
эпохи. Во время организуемых ими празднеств, фестивалей, собраний и конференций
красной нитью проходит мысль о том, что паломничество может физически
и нравственно возродиться, составив своего рода альтернативу современному
образу жизни. С этой целью приезжие через подобный критскому спиральный
лабиринт восходят на гластонберийский холм, откуда смотрят на земные знаки
зодиака, определяя их по очертаниям окружающего ландшафта, и мистически
связывают их с преданиями цикла о короле Артуре, идут к источнику Чаши
холма, в котором будто бы был спрятан Святой Грааль, беседуют о друидах
и кельтской мифологии, едят, пьют, поют и танцуют во славу жизни и любви.
Источник: Джордж Тардже. Мир паломничества., М.,1998
(серия "Атлас чудес света")
1
2
|