Аврахам
бар Хия (1-я половина 12 в.), живший в Испании и писавший труды по математике
и астрономии, был первым, кто начал писать философские сочинения на иврите.
Его философские идеи, отражающие влияние неоплатонизма и аристотелизма,
изложены в сочинении «Хегйон ха-нефеш ха-‘ацува» («Размышления опечаленной
души») и мессианском трактате «Мегиллат ха-мегалле» («Свиток избавителя»).
Интересы автора лежат скорее в области этики и теологии, чем собственно
философии. Аврахам бар Хия принимает учение об эманации, но, в отличие
от более ранних представителей неоплатонизма, он постулирует существование
двух миров, промежуточных между Богом и тремя духовными субстанциями.
Его представления о материи и форме является аристотелевскими: он считает,
что эти начала существуют только в телесном мире, но не в мире простых
субстанций. В книге «Хегйон ха-нефеш» Аврахам бар Хия различает четыре
категории душ, их судьбы после смерти тела зависят от характера достигнутого
ими интеллектуального и морального совершенства. В «Мегиллат ха-мегалле»
Аврахам бар Хия делит историю мира на шесть периодов, соответствующих
шести дням творения. В трактате содержится учение о грехопадении Адама,
аналогичное христианскому учению о первородном грехе, но опирающееся на
представление о тройственном составе души. Адам был наделен тремя душами:
разумной, чувственной и чревной. Грехопадение Адама поставило разумную
душу в зависимость от двух низших. После потопа Бог освободил разумную
душу от подчинения чревной, но оставил ее в зависимости от чувственной.
В каждом последующем поколении разумная душа одного человека достигала
независимости, но лишь разумная душа Иакова была столь чиста, что его
12 сыновей, а затем весь еврейский народ обрели разумную душу, независимую
от двух низших. Так Аврахам бар Хия объясняет избрание народа Израиля;
он допускает, однако, возможность существования праведников-неевреев.
|