В начале XVII века орден Розенкрейцеров,
к которому пфальцграф и советник императора Рудольфа II Михаил Майер себя
официально не причислял, и с каковым английский философ Роберт Фладд настойчиво
и безуспешно пытался связаться через прессу, выбрали работы этих двух
авторов в качестве теоретической основы своего учения, пансофии, приемлемой
для всех религиозных конфессий, которая должна была стать фундаментом
для некоего нового сверх-масонства, и позволить жить людям различных вероисповеданий
в мире и согласии, строя общество будущего на основе науки, религии и
всеобщего братства.
Жизнь
Майера была весьма разнообразна. Он, родившись в Ренсбурге (Хольштайн)
около 1568 года, – дата до сих пор точно не известна, – с 1587 по 1596
годы получает образование в университетах Ростока, Нюрнберга, Падуи, Франкфурта-на-Одере
и, наконец, Базеля, где защищает диссертацию на степень Доктора медицины.
В 1601 году Майер входит в преподавательский состав Университета Кёнигсберга
как Доктор медицины и философии, однако особых успехов он там не добивается
и уезжает в Прагу заниматься частной медицинской практикой. В 1609 году
он поступает на императорскую службу, и через два года отправляется в
длительное путешествие по Европе – через Саксонию в Амстердам и Англию;
последняя привлекает его более всего, как родина великих алхимиков, и
прежде всего Томаса Нортона из Бристоля. Так же, как Джон Ди в свое время
выступал в качестве неформального посла Англии во многих европейских странах,
Майер направился в Англию как полномочный представитель новой немецкой
мысли, намереваясь изучить английский, сделать перевод Томаса Нортона,
хорошо познакомиться с английской герметической школой и, вернувшись назад,
пропагандировать ее идеи в Германии. Конечно, поддержка Якова I в этом
предприятии была необходима – тем более, что кроме философских, Майер
преследовал еще и политические цели, пытаясь добиться союзничества с Англией
для Фридриха, курфюрста Пфальцского. Но тут его постигла неудача. Розенкрейцерские
идеи всеобщего братства, прогресса и процветания не вызвали сочувствия
у короля Якова; позднее он отказал в помощи радикальной чете правителей
Пфальца в их претензии на Богемский трон, и, фактически, бросил на произвол
судьбы свою дочь принцессу Елизавету, верную и любящую супругу курфюрста
Пфальцского. Однако Майер покинул Англию задолго до падения Пфальца; в
конце 1614 года, не добившись особых успехов при английском дворе, он
вернулся в Германию, в Кассель, где стал работать личным врачом Ландграфа
Мориса Гессенского, сохраняя при этом свое имение во Франкфурте, и занимаясь
изданием замечательных книг при содействии курфюрста Фридриха, Иоганна
Теодора де Бри, а также других тайных покровителей – вплоть до самой Пфальцской
трагедии. В 1622 году в Магдебурге при невыясненных обстоятельстствах
розенкрейцер Михаэль Майер закончил свой жизненный путь, формально став
одной из многочисленных жертв Тридцатилетней войны.
Независимо
от жизненных перипетий, которыми изобиловала биография Майера, итог его
научной и литературной деятельности весьма значителен. В начале XVII века
в европейской научной мысли стали происходить изменения, позднее названные
Алхимическим Ренессансом; трактовка древней науки, предложенная ранее
Парацельсом, теперь была развита выдающимся математиком, каббалистом и
магом Джоном Ди. Его исследования были направлены на синтез некоей универсальной
герметической науки из алхимии, каббалы, ангельской магии и самой передовой
для того времени математики и астрономии. Продолжателем и популяризатором
его дела стал Михаэль Майер. Развив в своих трактатах собственную мистическую
алхимико-религиозную философию, он вызвал огромный интерес к герметизму
у образованных людей Европы, и способствовал возникновению новой «волны»
алхимических публикаций в Англии и Германии, продолжавшейся вплоть до
конца XVII века. Обладавший широчайшими познаниями в области естественных
и эзотерических наук, Майер был также весьма талантливым поэтом, сочинителем
латинских стихов – как в классическом, так и в средневековом, или рифмованом,
стиле. Кроме того, он был превосходным музыкантом и композитором, знатоком
классических принципов гармонии. И все эти способности, вместе со своей
страстью к чудесному, он принес на алтарь самой главной для него науки
и самого высокого искусства – Алхимии, солнца, вокруг которого вращались
все мысли этого интереснейшего философа Розенкрейцерского просвещения.
Источник: сайт издательства "Энигма"
1
2
|