“Смерть
предустановлена мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом.
Но и жизнь не есть безусловное благо: она ценна постольку, поскольку в
ней есть нравственная основа. Когда она исчезает, человек имеет право
на самоубийство”. Луций Анней Сенека
В
65 году в Риме был раскрыт заговор против Нерона, вследствие чего многие
поплатились жизнью. Неизвестно, был ли Сенека в действительности причастен
к этому заговору, но он оказался в числе подозреваемых и получил от Нерона
приказ покончить с собой.
Тацит так повествует о трагической кончине Сенеки: "Сохраняя
спокойствие духа, Сенека велит принести свое завещание, но так как центурион
воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его
лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им
то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его достояния,
а именно - образ жизни, которого он держался, и если они будут помнить
о нем, то заслужат добрую славу, и это вознаградит их за верность. Вместе
с тем он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывом
к твердости, спрашивая, где же предписания мудрости, где выработанная
в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях? Кому неизвестна кровожадность
Нерона? После убийства матери и брата ему только и остается, что умертвить
воспитателя своего и наставника. Высказав
это и подобное этому как бы для всех, он обнимает жену свою Паулину и,
немного смягчившись по сравнению с проявленной перед этим непоколебимостью,
просит и умоляет ее не предаваться вечной скорби, но в созерцании его
прожитой добродетельно жизни постараться найти достойное утешение, которое
облегчит ей тоску о муже. Но она возражает, что сама обрекла себя смерти
и требует, чтобы ее убила чужая рука. На это Сенека, не препятствуя ей
прославить себя кончиной и побуждаемый к тому же любовью, ибо страшился
оставить ту, к которой питал редкостную привязанность, беззащитною перед
обидами, ответил: "Я указал на то, что могло бы примирить тебя с
жизнью, но ты предпочитаешь благородную смерть; не стану завидовать возвышенности
твоего деяния. Пусть мы с равным мужеством и равною твердостью расстанемся
с жизнью, но в твоем конце больше величия". После
этого они одновременно вскрыли себе вены на обеих руках. Но так как из
старческого и ослабленного скудным питанием тела Сенеки кровь еле текла,
он надрезал себе также жилы на голенях я под коленями; изнуренный жестокой
болью, чтобы своими страданиями не сломить духа жены и, наблюдая ее мучения,
самому не утратить стойкости, он советует ей удалиться в другой покой.
И так как даже в последние мгновения его не покинуло красноречие, он позвал
писцов и продиктовал многое, что впоследствии было издано. Однако
Нерон, не питая личной ненависти к Паулине и не желая усиливать вызванное
его жестокостью всеобщее возмущение, приказывает не допустить ее смерти.
По приказу воинов рабы и вольноотпущенники перевязывают ей руки и останавливают
кровотечение. Вероятно, она была без сознания; но так как толпа всегда
готова во вcем усматривать худшее, то не было недостатка в таких людях,
которые считали, что в страхе перед неумолимой ненавистью Нерона она домогалась
славы верной супруги, решившейся умереть вместе с мужем, но когда у нее
возникла надежда на лучшую долю, то она не устояла перед соблазном сохранить
жизнь. Она лишь на несколько лет пережила мужа, с похвальным постоянством
чтя его память; лицо и тело ее отличались той мертвенной бледностью, которая
свидетельствовала о невозместимой потере жизненной силы. Между
тем Сенека, тяготясь тем, что дело затягивается и смерть медлит с приходом,
просит Стация Аннея, чью преданность в дружбе и искусство врачевания с
давних пор знал и ценил, применить заранее припасенный яд, которым умерщвляются
осужденные уголовным судом афиняне (яд цикуты). Яд был принесен, и Сенека
его принял, но тщетно, так как члены его уже похолодели и тело стало невосприимчивым
к действию яда. Тогда Сенеку погрузили в бассейн с теплой водой, и он
обрызгал ею стоящих вблизи рабов со словами, что совершает этою влагою
возлияние Юпитеру Освободителю. Потом его переносят в жаркую баню, и там
он испустил дух, после чего его труп сжигают без торжественных погребальных
обрядов. Так распорядился он сам в завещании, подумав о своем смертном
часе еще в те дни, когда владел огромным богатством и был всемогущ"
(Тац. Анн. XV, 62-64). Мы
полагаем, что перед смертью он размышлял и о том, что оказался в общем-то
неважным воспитателем...