Темные
века и раннее Средневековье
С концом романского периода (Vв.) начались темные века в истории Нижних
стран. И только в VIIв. эта часть Европы появляется на исторической сцене.
Из источников IVв. известно о массовом исходе из Нижних стран. В III—IVвв.
и, быть может, в Vв. большие группы франков и других германцев пересекали
границу, проходившую по Рейну, отчасти как мародеры, отчасти как мигранты.
Причины
массового исхода многочисленны. Во-первых, тысячи солдат-германцев отправлялись
с границы в разные места, в том числе и в Рим. За ними последовали многие
от них зависевшие обитатели деревень и городов. Во-вторых, IV—Vвв. были
периодом великого переселения народов, и племена, шедшие с востока, теснили
германцев на запад, за Пиренеи. Так, например, в исторических источниках
упоминается о том, что салические франки вступили в борьбу с галлами в
Южной Бельгии и Северной Франции для того, чтобы обосновать Франкское
королевство, а также о том, что фризы вместе с англами, саксами и ютами
переселились в Англию. В-третьих, после распада Римской империи пришлось
приспосабливаться к новым условиям тем племенам, которые были поставлены
в зависимость от романского рынка.
Морское
побережье Нижних стран в III—VIвв. стало малообитаемым из-за роста уровня
моря, рек и грунтовых вод, а также ухудшения климата. По-видимому, земледелие
переживало в IV—VIIвв. трудные времена. Жители восточного и северного
берегов Рейна устремились в опустевшие города и виллы Галлии [3, 329—330].
9.1.
Франки
В Vв. предводители франков, считая себя преемниками римской власти, основали
в Кельне правительство по принципу Римской империи. Римская рыночная экономика
с ее разнообразной специализацией стала основой саморегулируемой системы.
Исключениями были король со своими приближенными и епископ с прелатами.
В городах упало изготовление традиционных ремесленных изделий, но осталось
производство предметов роскоши для короля, знати и церкви: стекла, высококачественной
керамики, изделий из меди и бронзы, а также железа для оружия и инструментов.
По этой причине население городов сократилось, а оставшиеся горожане занимались
земледелием.
Распад
Римской империи повлек тяжелые последствия для вилл (крупных ферм, производивших
продукты питания и сырье для армии). Некоторые опустели, и их пашни заросли
лесом, другие были заняты местными жителями, третьи заселены мигрантами
с северного берега Рейна. Слово «вилла» вновь появилось во франкских источниках
VIв., согласно которым крестьяне Северной Франции получали часть земли
виллы в пользование за арендную плату натурой и барщиной, а в южных Нижних
странах землевладелец получал только арендную плату.
Еще
в IVв. появились первые епископаты и были заложены епископальные соборы
в Кельне и Трире. Таким образом, романизация франков оказалась достаточно
устойчивой и обеспечила преемственность власти Римской империи в области
основ экономики, управления, религии и т.п. на территории к югу от нижнего
течения Рейна.
Одним
из важнейших механизмов преемственности культуры Римской империи была
церковь, которая хранила прежнюю организацию, управление, латинский язык
общения, а также научные труды и связи с Римом. Первым франкским королем
был Кловис (Clovis), в русской историографии именуемый Хлодвигом.
К
северу от Рейна в Vв. большая часть территории стала необитаема. Прежние
места обитания заросли лесом. Исключением было морское побережье. Исторические
источники в течение всего периода упоминали фризов, а археологические
данные убедительно свидетельствуют о том, что область терпов на маршах
Северных Нидерландов всегда была обитаема, причем жители придерживались
традиций в отношении типов жилых домов, в то время как на песчаных грунтах
Дренте тип жилищ полностью поменялся. Это означает, что на терпах культурные
традиции не прервались, в других же районах Нидерландов такое случилось.
Район
Дренте был непрерывно обитаем с железного периода. Это означает, что полной
депопуляции Нижних стран в IV—Vвв. не было и непрерывность своих культурных
традиций фризами обеспечивалась.
В
Vв. франкские предводители обосновались в Римских административных центрах.
Во второй половине Vв. Рим утратил связи с периферией, и на месте отдельных
областей империи образовались королевства с центрами в Кельне, Трире,
Париже и т.д., в которых сочетались черты как германской, так и римской
культур. В начале VIв. Хлодвиг завоевал ранние франкские королевства и
основал империю Меровингов, названную так в честь его деда. Важным событием
стало крещение Хлодвига в 496г., которое в дальнейшем стало истолковываться
как причина его побед, а это способствовало распространению христианства.
Так были изначально связаны в сознании людей государство и церковь.
Отношения
королей династии Меровингов со знатью было основано на личном престиже
суверена. Он владел казной, которая пополнялась военной добычей и податями.
Король привязывал к себе знать раздачей пожалований из казны. Эта система
исчерпала себя в VIIв., когда казна опустела, и содержание золота во франкских
монетах упало. Король объявил себя владельцем всей земли, участки которой
давались знати в лен, т.е. король остался собственником земли. Знать не
была еще полным владельцем земли; у нее не было аллодов, т.е. землевладений,
которыми она могла распоряжаться как собственностью. Ленные владения могли
наследоваться знатью, что привело к дифференциации знати по происхождению
и родству.
Около
600г. империя франков легко захватила романизированный юг Нижних стран
вплоть до Неймегена, но последующие захваты встречали ожесточенные отпоры
местных племен. В 630—640гг. была подчинена средняя часть Нижних стран
вплоть до Утрехта, но франки не смогли одолеть фризов, чьи владения тогда
простирались от г.Брюгге (Бельгия) до реки Везер. Средняя часть Нижних
стран была окончательно аннексирована в 690г. Около 720г. франки подчинили
себе фризов на большей части побережья, но на востоке и севере Нидерландов
борьба была длительной и кровопролитной. Лишь в 793г. Карл Великий разбил
фризов, затем саксов и дошел до границ Дании в Южной Ютландии. Это событие
произошло в эпоху Каролингов.
После
завоевания Нижних стран франками стали распространяться религия, язык,
технические знания, усложнилась экономическая система, предводители местных
племен стали встраиваться в структуру территориального управления франков.
Власть короля франков была упрочена крещением племен Нижних стран. Церковь
утверждала божественное начало королевской власти и собственности короля.
Епископат был основан в Утрехте, так как главной его задачей было обращение
фризов в христианство.
Распад
империи Каролингов был вызван четырьмя причинами. Во-первых, не было преодолено
враждебное отношение покоренных племен к завоевателям. Во-вторых, император
(король Карл Великий в 800г. принял титул императора) ввел сильно децентрализованное
управление, построенное, как встарь, на личных контактах со знатью. Такие
контакты поддерживались с VIв. посредством объезда королем своих земель.
Были построены особые дворцы, которые король регулярно посещал, встречался
с местной знатью и принимал решения. С разрастанием империи объехать все
ее части стало столь затруднительно, что личные контакты ослабли и местная
знать получила возможность действовать независимо. В-третьих, возникла
проблема преемственности власти, и борьба за трон разгорелась после 840г.
В результате возникли два осколка империи—немецкий и французский. Слабость
центральной власти особенно сильно проявилась во второй половине IXв.,
когда начались набеги викингов, но император не выполнил свою феодальную
обязанность перед вассалами и не пришел на помощь. Это порвало все феодальные
узы, связывавшие императора и местную знать.
С
тех пор стали создаваться княжества, в которых сосредоточивались средства
от платы за пользование землей, пошлин за проезд и рыночные места, чеканки
монет. Князья владели той землей, которую когда-то дал им в лен король,
но после утраты сильного и полезного феодалам суверена земля стала наследоваться,
делиться и переходить из рук в руки посредством заключения браков по всей
территории империи. Эту практику князья защищали силой оружия [3, 331—347].
Торговля
Экономическая рыночная структура с высокой степенью дифференциации и специализации
производства и сферы обращения, внедренная Римской империей в Нижних странах,
исчезла с ее распадом. Но в VII и VIIIвв. вновь проявились дифференциация
и специализация. Ремесла и межрегиональная торговля оказались в руках
специалистов, находившихся в отдельных селениях. В тех областях Нижних
стран, которые были подвластны франкам, рыночные площади на берегах рек,
использовавшихся в качестве транспортных путей, возникли как на местах
бывших римских поселений (например, Маастрихт в центральной части бассейна
Мааса, Кельн, Трир, Майнц, Дуйсбург на Рейне), так и в новых поселениях
(например, Дорестад или Девентер).
В
VII—VIIIвв. предпочитали торговать дорогими товарами, обладавшими высокой
стоимостью, что объяснялось низкой грузоподъемностью судов того времени.
Торговали изделиями из золота, серебра, олова, бронзы, меди и железа,
дорогой керамики, стекла и драгоценными камнями. Впрочем, торговали также
жерновами, вином, тканями, солью и рабами. В то время преобладала меновая
торговля, и монеты были особым товаром. Они еще не стали платежным средством.
Монеты исчезли из Нижних стран с распадом Римской империи. В Vв. этот
регион достигали редкие экземпляры римских монет, использовавшиеся как
украшения, амулеты и знаки престижа. Римские золотые солиды и серебряные
триенсы были прототипами, которые были сделаны в 575г. В Нижних странах
первые монеты были отчеканены приблизительно в 600г. в Маастрихте и, возможно,
в Неймегене франкскими чеканщиками монет. В Дорестаде чеканка франкских
монет была учреждена в 640г., а затем после полувекового перерыва в 690г.
Фризы приблизительно в 650г. начали чеканить золотые солиды, а в VIIIв.
они ввели новую серебряную монету сеатту. Эту монету археологи находят
на всей территории от долины реки Роны до Бирки в Скандинавии (рядом с
современным Стокгольмом).
В
VII—VIIIвв. в бассейне Северного моря и долинах рек, в него впадающих,
а также в долине реки Роны и в районе Балтийского моря динамично развивалась
межрегиональная торговля, простиравшаяся на расстояния от 100 до 2000
км. При этом уникальным было положение Нижних стран. Для них были доступны
и важны три торговых пути: из центра бассейна Мааса и из долины Рейна
в Балтийское море через центр Нижних стран по берегу Северного моря; из
тех же отправных областей, но на юго-восток Англии через центр Нижних
стран; с северо-запада Франции на юго-восток Англии (прямо через пролив
или из устья Шельды).
Благодаря
своему местоположению Нижние страны играли важную роль в межрегиональной
торговле в начале Средневековья. Во всех франкских источниках самыми активными
торговцами, начиная с VIIв., называются фризы. Они торговали в долинах
Мааса, Рейна и по Северному морю, везде, где теперь находят их монеты
сеатты. Франкские же торговцы межрегиональной североморской торговлей
не занимались. Это следует из того, что в тех же источниках они не упоминаются
вовсе, но зато описываются фризские кварталы виси во франкских городах
и других торговых местах.
В
VIIIв. фризская торговля процветала на Балтике. Фризы везли сюда керамику,
стеклянные бусы, специально сделанные на экспорт стеклянные изделия с
толстыми стенками, бронзовые чайники, тазы, блюда, миски и т.д. У балтийских
славян фризы покупали меха и рабов. Торговля с Англией через пролив велась
в основном без фризов, так как конечной точкой на континенте была река
Канш, а в Англии—Саутэмптон, т.е. в стороне от места обитания фризов.
Но фризы играли главную роль на торговом пути в Юго-Восточную Англию из
рек Шельды, Рейна и Мааса. На этом пути располагался, например, Домбург.
В этих местах в раскопках обнаруживается множество фризских монет, более
того, предводители Юго-Восточной Англии стали чеканить монеты в виде точной
копии фризской сеатты.
В
VI—VIIвв. обычное поселение в Нижних странах насчитывало от силы пять
крестьянских хозяйств. Каждый сам производил нужные ему продукты питания,
предметы обихода (за редким исключением тех предметов, которые необходимо
было купить, например, железных инструментов и жерновов).
Картины
торговых мест в VIIв. сильно отличаются от этого натурального хозяйства.
Там люди жили исключительно за счет торговли, которая притягивала к себе
производство, специализировавшееся на обработке дерева, кости, камня,
металлов и стекла, изготовлении ювелирных изделий и украшений, т.е. производство,
которое для крестьян было трудоемким и побочным или требовало больших
инвестиций в сырье и техническое оснащение производства.
Торговцы
жили в таких поселениях совершенно отдельно от аграрного населения. Это
было характерно для раннего Средневековья на Балтике, в Англии и у франков.
Крупнейшим торговым местом на территории Нижних стран был Дорестад. В
раннем Средневековье Рейн делился на главное русло, направленное к северу,
так называемый Кривой Рейн, и западную ветвь Лек. Дорестад был основан
недалеко от развилки на том берегу Кривого Рейна, где течение было слабее
(на изгибах рек течение слабее у внутреннего, по отношению к изгибу, берега).
Дорестад
быстро разросся после покорения фризов франками в 690г. На западном берегу
Кривого Рейна за короткое время выросло огромное поселение длиной около
3 км. Приблизительно в 875г. поселение было покинуто.
Поселение
образовало полосу вдоль берега Рейна с застройкой и главной дорогой—улицей
вдоль берега. Дома стояли вплотную друг к другу и группировались в прямоугольные
дворы по 2—4дома. Деревянные дома были небольшими, меньше 15м в длину,
и состояли из торговой и жилой частей. Во дворах стояли большие строения
17—30м в длину, 6—8м в ширину. В них были сосредоточены производственные
мастерские: плелись корзины в качестве тары для товаров, вились веревки,
дубились кожи, размещались кузницы, из костей и рогов делались гребни,
иглы, веретена, обрабатывался янтарь, работали ткачи, делалось оружие
и ювелирные изделия.
От
кромки воды к домам вели деревянные настилы, по которым грузы с судов
доставлялись в дома и в обратном направлении [3,351—357].
Сельское
хозяйство
В Средние века были два периода, в течение которых земледелие Нижних стран
радикально менялось: VIII—IXвв. и XI—XIIIвв. В VIII—IXвв. было развито
скотоводство: свиньи, крупный рогатый скот, овцы, козы, куры, гуси. Охота
в снабжении продуктами питания имела малое значение, за исключением ловли
птиц сетями; была развита рыбная ловля. На полях выращивались рожь, ячмень,
овес, лен. Из зерновых делали кашу, пироги и пиво. Лен шел на ткани и
для получения масла из семян. На крестьянском дворе выращивались бобовые,
овощи, а также травы ради получения красителей для тканей. С VIII—IXвв.
началось культивирование фруктовых деревьев. Сельхозкультуры выбирались
в соответствии с почвами. В V—VIвв. выращивание ржи было предпочтительнее,
так как эта культура менее требовательна к почве и климату, но ее постепенно
вытеснила пшеница. После озимой ржи выращивались яровые ячмень и овес
(к тому же овес хорошо растет на переувлажненных почвах). Свиньи откармливались
во дворе, а летом и осенью в лесах. Крупный рогатый скот и овцы паслись
на открытых участках пустоши, где росли трава и кусты, а овцы еще и на
вересковых пустошах.
Специализация
аграрного производства начиналась с приспособления к почвенным условиям
(тип почв, влажность и т.п.). На возвышенности Велюве на песчаных почвах
сеяли рожь, а на переувлажненных некислых почвах—овес и ячмень. Существовала
система внутренних и внешних полей. Поселения ставились на лучших землях.
Ближайшие к поселению земли были внутренними, они хорошо удобрялись и
интенсивно использовались. Обширное пространство за внутренними полями
было внешним полем. Почвы были там более тяжелыми для обработки, мало
удобренными и годились только для посевов ржи, если использовались для
пашни. Остальные земли, бедные известью, или пески, отводились только
под пастбища. В других, более увлажненных местах, например, в Дренте и
Северном Брабанте, на возвышенных участках почвы размещались поля, а на
низких— пастбища и сенокосы, иногда сеяли овес. Крестьянские дворы там
располагались между пашней и пастбищем.
В
VIII—IXвв. в сельском хозяйстве произошли радикальные изменения. На сухих
почвах крестьянские хозяйства стали собираться в деревни, а размер крестьянского
хозяйства увеличился. Если в V—VIIвв. поселение состояло не более чем
из двух дворов, то в VIII—IXвв. в деревне было 10 и более дворов. В VIII—IXвв.
на сухих землях увеличились количества надворных построек, стогов сена
и скирд хлеба. Между сухими участками земли начали осваивать марши и долины
рек, там появились новые поселения. Этот процесс начался в VIIв., но в
VIII—IXвв. он ускорился. Удлиненные сухие валы, располагавшиеся вдоль
рек, были вовлечены в сельскохозяйственный оборот. В западной части Нижних
стран в VIII—IXвв. стали заселяться и обрабатываться марши в устьях Мааса
и Рейна.
Рост
количества крестьянских дворов, расширение усредненного крестьянского
двора и освоение новых земель стали возможны в результате замены тягловой
силы с быков на лошадей и использования нового плуга. Лошади по сравнению
с быками работают в более быстром темпе и обладают большей выносливостью.
До VIIIв. лошадей нельзя было использовать в качестве тягла, так как не
было нужной упряжки, например, хомута, хотя уже были подковы.
С
римских времен в Нижних странах были два типа плугов. Первый из них существовал
исстари, а второй появился с римлянами и с ними исчез. Однако он вновь
появился и стал широко применяться с VIIIв. после завоевания Нижних стран
франками. Этот более прогрессивный тип плуга был возрожден в период империи
Меровингов.
Завоевание
франками Нижних стран способствовало феодализации, которая выразилась
в создании крупных землевладений, и появлению феодальных отношений: земля
стала отдаваться в лен вассалу в обмен за ратную службу. Крестьяне обязаны
были платить подати, а поэтому увеличивать производительность, используя
знания франков, в частности, о том, как использовать лошадей в качестве
тягловой силы. Однако феодализация заметно затронула только южную часть
Нижних стран.
Что
касается укрупнения селений, то, по-видимому, это было вызвано повышением
роли инструментов, сделанных из железа (плуг, подковы, элементы упряжи,
транспортные средства, телеги или плавсредства и т.д.). Все это требовало
текущего ремонта в кузнице. Каждому крестьянину иметь все кузнечное оборудование
и навыки было непосильно, поэтому поселение группами в 10 и более дворов
стало неизбежностью [3, 361—365].
9.2.
Фризы. Расцвет
Фризы, оказавшись с конца VIIIв. в составе Франкской империи, были вынуждены
принимать христианство. У них существовал культ плодородия. Особенно почиталась
богиня плодородия Фрейя. Один из дней недели, пятница, был назван в ее
честь: Friday—у англичан, Freitag—у немцев, Vrijdag—у нидерландцев, Fredag—у
шведов. Культовые сооружения возводились вблизи воды. Поклонение источникам
воды, ключам, родникам—всему, что было связано с водной стихией,—древняя
традиция фризов, которую не смогло до наших дней искоренить христианство
за 12 веков, прошедших с момента христианизации фризов.
Католицизм
шел не один, он нес с собой власть франкских феодалов. Эта власть была
не просто порабощающей, она была чуждой культуре фризов, а поэтому вызывала
полное неприятие. Под воздействием франков и набегов викингов фризы меняли
свое местожительство от устья Шельды до устья Везера, но сохраняли свою
культуру. Каждая акция неповиновения фризов власти заканчивалась уничтожением
христианских церквей и убийством священников. Фризы люто ненавидели духовенство,
видя в них пособников власти.
Представления
фризов о жизнеустройстве были объединены и зафиксированы во «Фризской
правде» («Lex Frisionum»). Она была составлена в VIIIв., а первая запись
ее текста сделана в 802г. на латинском языке; тогда же она была окончательно
принята на Аахенском съезде. Согласно «Фризской правде», фризское общество
в основном состояло из равноправных свободных членов. Из их числа выделялись
знатные люди—мобили и эделинги. Были и полусвободные люди— литы, социальное
положение которых было промежуточным между свободными и рабами (сервами).
Эделинги имели больше имущества и могли стать патронами других свободных
фризов. Свободные люди могли попасть в зависимость даже от литов, так
как среди последних уже существовала имущественная дифференциация.
Литы
во Фризии имели земельный надел в наследственном пользовании, могли приобретать
имущество, им выплачивался виргельд (возмещение за уголовное преступление,
совершенное против свободного или лита), разрешалось носить оружие, служить
в войсках, выступать на народном собрании. Сервы, в отличие от литов,
оставались собственностью владельца и не были правовым субъектом.
«Фризская
правда» документально зафиксировала главный принцип жизни этого народа:
«Все фризы должны быть свободными», причем этот принцип распространялся
на всех фризов, в том числе на северных (малых), которые, в отличие от
больших, жили на маршах Шлезвига, у границы с Данией [7, 58—71].
Торговля
В Средние века достигла расцвета древняя фризская торговля, существовавшая
и в античное время. Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также
вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кварталы; они основали
колонию в Бирке (Швеция). В Майнце фризский квартал в IXв. слыл лучшей
частью города, а в Кельне колония фризских купцов пользовалась доброй
репутацией.
Кроме
традиционного ареала Рейн—Северное море, фризские купцы освоили Балтику
до острова Готланд, а несколько позже, в 1224г., один из купцов Гронингена
добрался со своими товарами до Смоленска [10, 56]. У них были самые надежные
корабли—когги. Именно фризам поручили оснащение кораблей крестоносцев
для Первого крестового похода (1096—1099).
В
XII—XIIIвв. фризская торговля была поглощена общенидерландской торговлей,
но в эпоху Каролингов о высоком положении в обществе фризских купцов свидетельствует
тот факт ,что им был положен самый высокий виргельд [7, 87—90].
Понятие
«фризская торговля» относится ко всем формам международного обмена товарами,
осуществлявшегося водными путями. В нее жители Нижних стран были вовлечены
с самого начала Средних веков. Фризское общество, как никакое другое,
было сосредоточено на торговле, причем торговля и вода были неразрывно
связаны. Фрисландию надо рассматривать не как территорию, а как совокупность
водных путей сообщения. Устья рек и места раздвоения русел были излюбленными
для поселений. Фризы контролировали большую часть водных путей между внутренними,
незаболоченными районами и морским побережьем от Шельды до Везера. Их
поселения были типично торговыми; они, например, все были у воды и не
были отделены от транспортного водного пути сушей. Это была торговая империя,
в которой действовали не централизованные власти, а законы самоорганизации
[11, 26—29].
Фризская
торговля в раннем Средневековье имела целый ряд особенностей. Она была
тесно связана с крестьянским хозяйством. Каждый фриз занимался и крестьянским
хозяйством, и торговлей. Таким образом, у фризов экономическая дифференциация
и специализация отличались в VII—VIIIвв. от других народов в Западной
Европе. В областях фризских терпов не известно ни одного торгового места,
но существовала чеканка монет. Удивительно, но фризские предводители и
знать никогда не упоминаются в исторических источниках в связи с торговлей.
Фризские торговцы главным образом поставляли товары от продавца покупателю,
хотя и неясно, делали они это на свой риск и по собственной инициативе
или же оказывали услугу клиенту. Из товаров, произведенных самими фризами,
в ходу была одежда из шерсти. В каждой фризской семье пряли шерстяную
пряжу, ткали шерстяные ткани, шили одежду и доставляли ее на продажу на
своем же суденышке [3, 357—359]. Статьями экспорта фризов были мясо, шкуры,
кожа, шерсть, молоко, рыба. Зерно тоже экспортировалось, но чаще импортировалось.
Велась транзитная торговля вином, керамикой, стеклом, солью. Фризы вели
торговлю рабами и оружием [7, 90].
Раскопки
на побережье Северного моря и особенно фризских терпов позволили обнаружить
столько монет VI—VIIвв. (в основном тремиссы), сколько суммарно найдено
в Северной и Центральной Германии, Бельгии и Люксембурге, а франкских
гончарных изделий на территории Вестерго и Остерго (две главные области
Фрисландии) так много, как по всей территории Франкского Королевства.
Такое скопление богатства не может быть следствием ничего другого, кроме
торговли, причем очень успешной [11, 32].
Фризы
были уникальными купцами не только потому, они монополизировали транспорт
на Рейне и в Северном море, не только благодаря своему мастерству кораблевождения,
а потому что были очень нетипичны для раннего Средневековья. Средневековые
источники высоко оценивали надежность фризских купцов как торговых партнеров
на европейском рынке [7, 100]. Это свидетельство многого стоит. Прекрасными
мореходами были и викинги, но они не слыли купцами (хотя и торговали),
потому что в одном месте грабили и убивали, а в другом—продавали награбленное.
Пиратство на море и грабеж на дорогах были заурядными делами в те времена,
поэтому купцы всегда были вооружены, они были одновременно и стойкими,
и умелыми бойцами, способными постоять за себя. Недаром войска франков
не могли справиться с ополчением фризов более века. В раннем Средневековье
вооруженный и сильный купец редко воздерживался от соблазна ограбить более
слабого, попавшегося ему на дороге. Судя по свидетельствам современников,
фризы были первыми в Европе, кто отказался от этой варварской практики.
И это тоже привело к колоссальному рывку вверх фризского народа, сделавшему
такой, как сейчас казалось бы, простой и естественный шаг. Это был прорыв
в североморской культуре.
Продолжая
тему культуры фризов, можно вспомнить широко распространенную точку зрения,
согласно которой христианская церковь несла культуру варварам, к каковым
причислялись и фризы. Да, это так, но церковь в те времена утверждала,
что производство прибыли является самым тяжким смертным грехом. В применении
к фризам, производившим прибыль в результате торговли, и, если толковать
шире, в отношении к североморской культуре это означало, что культурные
ценности христианства и североморских народов были прямо противоположны.
Фризы, противостоя христианской церкви и феодалам, сохранили свою культуру,
передали все лучшее другими народам и заложили начало тому процессу, который
позднее получил название Реформации церкви и сущностью которого был отказ
народов североморской культуры от тех культурных ценностей, которые навязывало
христианство, позаимствовав их с феодального юга Европы.
В
VIII—IXвв. купцы уже были связаны не с землей, а с городом или торговым
поселением, т.е. появились профессиональные торговцы. Они добирались до
ближайшего торгового места для обмена товарами. Торговые места принадлежали
владельцам земли, в том числе королям, но владельцы торговых мест не были
владельцами судов, и торговцы были от них независимы. Графы, епископы
и франкские короли следовали за событиями и собирали налоги, но не управляли
процессом. Фризы всегда были хозяевами положения на рынке.
Вначале
фризские купцы пользовались в торговых местах специально узаконенной протекцией
как фризы, а затем как профессиональная группа, организовавшая свое сообщество.
На следующем этапе развития купцы образовали торговые поселения, включая
колонии по всему периметру Северного моря. Считается, что такими торговцами
были младшие сыновья: старшему доставалась земля, а младшие кормили свои
семьи торговлей [11, 30—32]. Этот установившийся у фризов порядок имел
чрезвычайно важные последствия, на обсуждении которых более убедительным
будет остановиться не здесь, а в следующей главе.
Еще
одно обстоятельство бросается в глаза в этот период фризской истории.
Франки в VIII—IXвв. (позже империя распалась) повсюду навязывали выгодную
им манориальную систему владения и пользования землей, но Фрисландии это
не коснулось, особенно северной прибрежной области, которая была менее
всего франкизована. Землевладения там использовались на совсем иных принципах
вследствие иной, более коммерциализованной экономики [11, 23].
В
VIII—IXвв. население Фризии растет, заселяются новые территории, новые
районы мелиорируются, например, Западная Фрисландия на севере провинции
Северная Голландия. Наиболее важной новинкой этого времени являются торговые
поселения, которые возникли вследствие изменений в организации торговли
на большие расстояния [11, 23—24]. В VII—IXвв. торговля интенсифицировалась
из-за появления избыточных продуктов, особенно в латифундиях, включая
монастырские. Но в IXв. начались набеги викингов, причем такие разрушительные,
что епископ Утрехта покинул Фризию.
Вторжения
викингов заставили фризов, как это было неоднократно в предыдущие века,
под воздействием врагов, перестроить торговлю. Вместо уничтоженного центра
торговли Дорестада возникло несколько других: Медемблик, Девентер, Тил,
Ставерен. Фризы активизировали свои торговые центры на Рейне, на Балтике,
добрались до Финляндии.
Итак,
в заключение отметим очень важный исторический факт: в V—IXвв. между Англией,
Фрисландией, Северной Германией и Скандинавией, т.е. по периметру Северного
моря, установились связи, способствовавшие формированию североморской
культуры [11, 17], причем ведущую роль играла в те времена самая богатая
и динамичная из всех перечисленных стран—Фрисландия [11, 11], чей вклад
в североморскую культуру трудно переоценить.
Литература
1. ШтокмарВ.В. История Англии в средние века. Л.:
Изд-во Ленинград. ун-та, 1973.
2.
Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в X—XIIвв. М.: Изд-во
АН СССР, 1960.
3.
Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М.: Наука, 1988.
4.
Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X—XIII веков.
М.: Гос. соц. экон. изд., 1953.
5.
Vlekke B.H.M. Evolution of the Dutch Nation. N.Y.: Roy Publ., 1945.
6.
Hollister C.W. Monarchy, Magnates and Institutions in the Anglo-Norman
World. London Ronceverte: the Hanbledon Press, 1986.
7.
Mc Donald J. G.D. Snooks. Domesday Economy. Oxford: Clarendon Press, 1986.
8.
Lennard R. Rural England 1086—1135. A study of Social and Agrarian Conditions.
Oxford: Clarendon Press, 1959.
9.
Stenton D.M. English Society in the Early Middle Ages (1066—1307). Harmondsworth:
Penguin books, 1969.
10.
Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1960.
11.
Hudson J. Land, law and lordship in Anglo-Norman England. Oxford: Clarendon
Press, 1994.
12.
Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI—XIIIвв.
М.: Изд-во АН СССР, 1962.
13.
Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М.: Наука, 1987.
14.
Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
15.
Lander J.R. Government and Community. England 1450—1509. L.: Edward Arnold.,
1980.
16.
Репина Л.П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIVв. М.:
Наука, 1979.
17.
McNiven P. Heresy and Politics in the Reign of Henry IV. The Burning of
John Badby. Woodbridge Wolfeboro: Boydell Press., 1987.
18.
Davies C.S.L. Peace, Print and Protestantism. 1450—1508. L.: Hart-Davis,
Macgibbon, 1976.
19.
Cornwall J.C.K. Wealth and Society in early sixteenth century England.
L.: Routledge Kegan Paul, 1988.
20.
Rappaport S. World within worlds: structures of life in sixteenth century.
L., Cambridge etc.: Cambidge univ. press, 1989.
21.
Elton C.R. Reform Reformation England, 1509—1558. Cambridge ( Mass.):
Harvard univ. press, 1977.
22.
Loach J. Parliament and the Crown in The Rign of Mary Tudor. Oxford: Clarendon
Press, 1986.
23.
Hurstfield А. Freedom, Corruption and Government in Elizabethan England.
Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1973.
24.
Aylmer G.E. The Struggle for the constitution 1603—1689. England in the
seventeenth century. L.: Granada, 1963.
25.
Hill G. The century of Revolution 1603—1714. Molly Millasse Lane, Wokingham,
Berkshire, England: Van Nostrand Reingold (UK) Co Ltd, 1988.
26.
Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии, 1640—1815гг. М.: Изд-во ИМО,
1958.
27.
Ashton R. Reformation and revolution 1558—1660. L.: Granada, 1984.
28.
Kent J.R. The English village constable 1580—1642. A social and administrative
study. Oxford: Clarendon Press, 1986.
29.
Coenen Torchiana H.A. van Holland. The birthplace of American political
civic and religions liberty. An historical Essay. Second Ed. Chicago:
James H. Book Company Publ, 1915.
30.
Acheson R.J. Radical Puritans in England 1550—1660. L.: Longman, 1990.
31.
Barbour H. The Quakers in Puritan England. New Haven, L.: Yale univ. press,
1964.
32.
Breslow M.A. A mirror of England. English puritan views of foreign Nations.
1618—1640. Cambridge (Mass): Harvard Univ. Press, 1970.
33.
Федоров С.Е. Пуританизм и общество стюартовской Англии (позднее индепендентство).
СПб.: Образование, 1993.
34.
Павлова Т.А. Вторая английская республика. М.: Наука, 1974.
35.
Coward B. Social change and continuity in early modern England 1550—1750.
L., N.Y.: Longman, 1988.
36.
Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825—1853г.
М.: Наука, 1982.
37.
Ерофеев Н.А. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825—1850гг.
М.: Изд-во АН СССР, 1962.
38.
Семенов С.Б. Политические взгляды английских радикалов XVIIIв. Самара:
Изд-во СамГПУ, 1995.
39.
Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815—1917гг. М.: Изд-во ИМО, 1959.
40.
Gragg P.A. Social and economic history of Britain 1760—1972. L.: Harrap,
1974.
41.
Arnstein W.L. Britain yesterday and today 1830 to the Present. Lexington
( Mass.), Toronto: D.C. Heath and Co, 1983.
42.
Мортон А.Л. История Англии. М.: Изд-во иностр. лит., 1950.
43.
Sampson A. The new anatomy of Britain. N.Y.: Stein and Day, 1972.
44.
Searle G.R. Corruption in British politics 1895—1930. Oxford: Clarendon
Press; N.Y.: Oxford university press, 1987.
45.
ТрухановскийВ.Г. Новейшая история Англии. М.: Изд-во соц. эк. лит., 1958.
46.
Жигалов И.И. Современная история Великобритании (1945—1975гг.). М.: Высшая
школа, 1978.
47.
Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся. 70-е—80-е годы.
М.: Наука, 1987.
48.
Wiener M.J. English culture and the decline of the industrial spirit,
1850—1980. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981.
49.
ПоповВ.И. Меняется страна традиций. М.: Международные отношения, 1991.
50.
Britain since 1945. Ed. T. Gourvich. A. O. Day. L., Basingstoke: Macmillan,
1991.
51.
Гелбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
52.
Васлиьчук Ю.А. Эпоха НТР: масштабы перемен // Политические исследования.
1991. 1.
53.
Developments in British Politics. L.: Macmillan, 1993.
54.
Kingdom J. No such thing as society? Individualism and Community. L.:
Open university press, 1992.
55.
Letwin S.R. The Anatomy of Thatcherism. L.: Fontana, 1992.
56.
Sampson A. The Essential Anatomy of Britain. Democracy in Crisis. London
etc. Nodder Stoughton, 1992.
57.
Macfarlane A. The Culture of Capitalism. Oxford, N.Y.: Blackwell, 1987.
58.
Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. М.: Экономика, 1989.
Глава
из книги: © Л.А.Асланов Культура и власть
|