У
древних кельтов существовал институт царской власти, истоки которой восходят
ещё ко временам индоевропейского единства и которая прошла длительный
путь развития. Для выявления наиболее архаических форм царской власти
у кельтов следует обратиться к средневековой Ирландии, так как её замкнутое,
островное положение способствовало сохранению древних, ещё индоевропейских
традиций.
Королевская власть в Ирландии считалась властью божественного происхождения,
поэтому выборы короля сопровождались религиозными церемониями. Особа ирландского
короля наделялась мистическим могуществом, намного превосходившим его
реальную политическую власть. Наряду с древними чертами, которые в виде
аномалии содержала королевская власть в Ирландии, ирландский материал
демонстрирует и более развитые элементы этого института. После возведения
на престол ирландский король имел все полномочия, характерные для традиционного
царя варварского общества героического типа: религиозные, судебные, политические.
Что
касается континентальных кельтов, то античная традиция также сохранила
отчетливое воспоминание о традиционных галльских царях ранних времен,
которые были военными вождями и предводителями племен. Кроме того, их
власть носила и сакральный характер, поскольку передавалась по наследству
и принадлежала членам одной семьи, которая считалась священной (Liv.,
V, 34; Athen., IV, 37; Strabo, IV, 2, 3; Liv., Epitom., XI; Oros., V,
14, 1; Hor., I, 37; Valer. Maxim., IX, 6, 3). Царская власть такого рода
напоминает власть царей гомеровской Греции и власть ранних римских царей,
представляя собой традиционную царскую власть героической эпохи.
В
Галлии же времени Цезаря институт царской власти уже переживает глубокий
упадок. Вообще уже трудно говорить о существовании настоящей царской власти
в Галлии в этот период. Скорее там может идти речь о царской долж-ности,
хрупкой и фрагментарной, которая более напоминает республиканскую магистратуру,
чем власть царя. Недаром Цезарь называет её "regia potestas"
(B.G., VII, 32).
Для
выяснения особенностей существования царской власти у кельтов важным является
вопрос о соотношении власти кельтских царей и власти жрецов-друидов, поскольку
античные авторы говорят о большом политическом авторитете друидов и даже
о их влиянии на волю царей (Dion Chrys. Or., XLIX). "Кельтская царская
власть, - пишет французская исследовательница Франсуаза Леру, специально
занимавшаяся этим вопросом, - жила в тени и, так сказать, под покровительством
друидического жречества" (Le Roux. F. Les Druides. Paris, 1960. P.47).
Ф.Леру
отмечает, что такое соотношение между светской и духовной властью, как
и вся система социально-политических отношений в обществе кельтов, имеют
гораздо более древнее происхождение, чем время Цезаря в Галлии или средневековый
период в Ирландии. Они восходят ко временам ещё индоевропейского единства,
и поэтому аналогии для них можно найти в других индоевропейских обществах:
друиды напоминают индийских жрецов-брахманов, а всадники, из сословия
которых выбирали галльских царей, - индийских воинов-кшатриев.
Ещё
более глубинно исследовал соотношение светской и духовной власти в обществе
кельтов Рене Генон, который проанализировал символизм, свойственный каждой
из двух ветвей власти. Рассматривая древние символы "медведя"
и "вепря", которые играли важную роль в кельтской религиозно--мифологической
традиции, Генон показал, что у кельтов вепрь и медведь символизировали
представителей духовной власти и власти светской, т.е. двух каст друидов
и всадников, эквивалентных, по крайней мере, изначально и в их существенных
функциях кастам брахманов и всадников. В этом двуединстве духовная власть
имела преимущественное значение, а светская власть была только её эманацией.
В традиционных цивилизациях и в их древних мифологиях отношения между
представителями духовной и светской власти были разнообразными. Они могли
находиться в состоянии борьбы, когда светская власть пыталась освободиться
от опеки духовной власти.
Характерно,
что именно у кельтов два символа вепря и медведя не всегда представлены
в состоянии противостояния или борьбы. Они могут также изображать духовную
власть и власть светскую, или две касты друидов и всадников, в нормальных
и гармонических отношениях. Таков случай Мерлина и Артура. Мерлин, друид
и вепрь Броселиандского леса, является воспитателем, другом и мудрым советчиком
короля Артура, чьё имя происходит от имени медведя (art). (Guenon R. Symboles
de la Science sacree. Paris, 1994. P.156-162).
Таким
образом, кельтский материал в известной степени дает возможность познакомиться
с различными аспектами царской власти в ранних обществах индоевропейцев:
с её магическими истоками, с её древним символизмом, с её взаимоотношениями
с духовной властью и, наконец, с её эволюцией, начиная с самых архаических
форм, когда носителями царской власти выступают цари-патриархи героических
времен, мистические добродетели которых превосходят их реальную политическую
власть, - и вплоть до примитивной республиканской магистратуры, в которую
царская власть превращается в архаическую эпоху.
Н.С.Широкова
Античное общество - IV: Власть и общество
в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся
5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001
ЦЕНТР
АНТИКОВЕДЕНИЯ
|