Знакомое
и привычное всем нам с детства слово «алфавит» непосредственно происходит
от названий двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета. Принято
считать, что все алфавиты мира, а также все известные нам алфавиты, существовавшие
в прошлом, произошли из некоторой единой системы письма – протосемитской,
созданной в нескольких различных вариантах в сирийско-палестинском (ближневосточном)
регионе в первой половине II тысячелетия до н.э.
Вплоть до XVIII века методология научных исследований этого вопроса основывалась
на свидетельствах античных авторов, связывавших происхождение греческой
культурной традиции с древними народами Ближнего Востока, и даже называвших
свой алфавит «Кадмовыми буквами». Эти «Кадмовы буквы» были замечательным
наследием загадочного народа Пеласгов, населявших земли будущей древней
Греции задолго до появления первых ахейских (греческих) племен. О пеласгах
и их культуре не осталось практически никаких сведений кроме их имени,
немногих полулегендарных преданий и сверхъестественной истории их происхождения.
Главным персонажем этой истории является все тот же Кадм.
Он был внуком Посейдона и родился в стране Ханаан, куда его отец Агенор
со всем
своим семейным кланом переселился из Египта. В один прекрасный день Зевс
решил похитить сестру Кадма - Европу, и приказал Гермесу перегнать скот
Агенора поближе к берегу моря у Тира. Там Зевс превратился в белоснежного
быка с черной полоской между крохотными жемчужными рожками и совершенно
очаровал Европу, немедленно решившую покататься на нем. Бык подошел к
берегу моря, и неожиданно быстро поплыл с Европой на спине, удаляясь от
берега. Агенор отправил своих трех сыновей на поиски пропавшей сестры.
Кадм, после долгого и безуспешного путешествия обратился к к знаменитому
оракулу в Дельфах. Но прорицание которое он получил гласило: «оставить
поиски сестры, отправиться за некоей коровой и основать город там, где
она свалится от усталости». Кадм покинул оракул в недоумении, однако выйдя
на дорогу, ведущую из Дельф в Фокиду, повстречал пастухов со стадом коров.
У одной коровы на боках были знаки полной луны, и Кадм, посчитав это хорошим
предзнаменованием, купил животное и корова пошла на восток через Беотию
без отдыха, и, наконец, упала обессиленная. Кадм и его спутники тоже утомились
от долгого перехода, но тем не менее решили незамедлительно принести корову
в жертву Афине, и
несколько человек пошли к ближайшему источнику набрать воды. Но они не
знали, что это был источник бога войны Ареса, ныне называемый Касталийским.
Вблизи источника жил гигантский волшебный змей Офион, охраняющий его,
и когда спутники Кадма подошли туда набрать очистительной воды, дракон
их всех убил. Кадму не оставалось ничего другого как в свою очередь убить
змея. Когда он извлекал свое копье из тела змея, раздался голос: «Что
стоишь ты, сын Агенора, и дивишься на убитого тобой змея? Скоро и на тебя,
обращенного в змея, будут дивиться люди». (Это пророчество сбылось к концу
жизни Кадма и его супруги Гармонии, дочери Ареса и Афродиты. Они превратились
в черных змей с синими пятнами и были отправлены Зевсом на Острова Блаженных).
Набрав воды из источника, Кадм принес жертву Афине, сокрушаясь о том,
что погибли его спутники, и никто не поможет ему возвести город у холма.
Афина немедленно появилась собственной персоной, и приказала посеять зубы
убитого дракона в землю. Кадм исполнил все, как сказала Воительница, и
увидел, как из зубов начали прорастать вооруженные воины, гремя оружием.
Швырнув в их ряды камень, Кадм вызвал среди них ссору, переросшую в настоящее
сражение. Воины бились друг с другом так яростно, что в конце концов в
живых осталось только пятеро: Эхион («змей»), Удей («земной»), Хтоний
(«подземный»), Гиперенор («гордый духом») и Пелор («чудовище»). Эти люди,
рожденные из зубов древнего дракона получили название пеласги (или «рожденные
от чудовища») и дали начало всем доэллинским обитателям Греции. Пеласги
заявили, что готовы служить Кадму, и начали строить овальный акрополь
названный «Кадмея». Так, в XV веке до н.э. был основан великий и богатый
город, сосед Афин и их вечный соперник. Кадм дал гражданам нового города
государственное устройство, законы, науки и алфавит.
Считается, что алфавит, принесенный Кадмом, состоял из шестнадцати финикийских
согласных, дополненных впоследствии пятью гласными буквами. В своей основной
форме он был известен с 1200 г. до н. э. Кадмейский алфавит употреблялся
также для обозначения цифровых знаков.
Еще одно древнее предание связывает изобретение, или, точнее, дальнейшее
усовершенствование алфавита с именем героя и прорицателя Паламеда (чье
имя означает «древняя мудрость»), жившего на севере Балкан в XIII веке
до н.э. Паламед был учеником кентавра Хирона, воспитавшего Геракла, Ясона,
и учившего искусству врачевания Асклепия. Паламеду приписывают изобретение
меры и веса, искусства кулачного боя и гимнастики, а также костей и карт,
которые в древние времена служили отнюдь не игральными инструментами,
а использовались в магических целях для предсказания будущего. Именно
Паламед подал идею создания деревянного Троянского коня, погубившего великий
город. Древние мифы рассказывают о том, что три богини судьбы изобрели
пять гласных и два согласных звука, Паламед прибавил к ним остальные согласные,
а Гермес перевел эти звуки в буквы, придав им клинообразную форму. Позднее
к алфавиту Паламеда самосцем Симонидом и Эпихармом Сицилийским были добавлены
другие согласные, а жрецами Аполлона были введены еще две гласные. И всего
гласных звуков получилось семь – каждый из которых соответствовал звучанию
одной из семи струн священной лиры. То есть гласные звуки алфавита играли
роль музыкальных знаков, об этом упоминает в своем труде «О стиле» александрийский
философ I в. до н.э Деметрий. Известно также, что у древних египтян в
гимнах, прославляющих богов, следуют друг за другом семь гласных звуков.
И звучание этих гласных в результате создаваемого ими благозвучия воспринимается
как звучание музыкального инструмента. Очевидно в древних святилищах Аполлона
распевание гласных в сопровождении священной лиры использовалось в магических
целях.
Имеются свидетельства того, что наряду с «кадмейским письмом» существовал
тайный жреческий ритуальный алфавит, тесно связанный с календарем, где
буквы являлись сакральными символами и не записывались, а имели вид прутиков,
вырезанных из деревьев различных пород и соответствовавших порядку следования
месяцев в году. Каждая гласная соответствовала четвертой части года: О
(дрок) — весеннее равноденствие; U (вереск) — летний солнцеворот; Е (тополь)
— осеннее равноденствие, А (ель или пальма) — древо рождения, I (тис)
— древо смерти - зимнее солнцестояние. Этот порядок деревьев был закреплен
и в древнейших мифах, и сакральных традициях Сирии, Малой Азии и европейских
народов.
Семь гласных греческого алфавита использовали гностики (греч.
gnosis – знание), в качестве священных слогов, утверждая, что они
являются важнейшим элементом оккультного знания тайн Вселенной. Каждая
из гласных ассоциировалась, по древнему обычаю, с одним из семи звуков
лиры, используемой гностиками в своих обрядах, а также со сферой и планетой.
Считалось, что произнесенный или пропетый гласный звук становится флюидным
генератором, вызывает планетные токи и привлекают блуждающие вокруг магические
силы.
Знаменитый врач и ученый средневековья Теофраст Парацельс (1493–1541)
утверждал, что произнесенные звуки имеют особую силу и оказывают влияние
на события, и рассказывал о том, что «... змеи в Гельвеции, Свевии понимают
греческие слова: osii, osija, osii - ведь греческий язык не настолько
распространен в этих странах, чтобы ядовитые червяки могли его слышать
или со временем выучить! Но тогда скажи мне, где, каким образом и по какой
причине змеи понимают эти слова? В каких академиях они их выучили, что,
едва заслышав слово, они тут же сворачивают хвост, чтобы заткнуть себе
уши и вновь его не услышать? Едва услышав это слово, невзирая на свою
природу и дух, они застывают, никого не ранят и не отравляют своим ядовитым
укусом».
Считалось, также, что каждая гласная соотносится с одним из семи цветов
и с семью направлениями в пространстве . В начале ХХ века один из знаменитейших
каббалистов и мастеров оккультных наук маркиз Сент-Ив д'Альвейдр в «Археометрии»
(1911) предпринял широкое изучение буквенного символизма и связи между
звуками, буквами алфавита, цветами спектра, элементами и знаками Зодиака.
Согласно его ислледованиям, буква «М», например «...соответствует природному
первоначалу, которое, в свою очередь, дает начало всем временным формам
существования. Ее число - сорок. Ее цвет - цвет морской волны; ее знак
- Скорпион: ее планета - Марс; ее музыкальная нота – ре».
Наконец, буквы греческого алфавита соотносились с цифрами. Первые девять
букв соответствовали единицам, вторые – десяткам, а третьи – сотням. Никомах
– ученый-арифметик (I век н. э.) считал, что «Все, что систематически
создано природой во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определено
и упорядочено в соответствии с числом по замыслу создателя всего сущего;
ибо замысел был отражен в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного
Богом-творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же
время отражающего суть и смысл. В соответствии с ним, с этим художественным
планом, должно было быть создано все - вещи, время, движение, небеса,
звезды и все виды преобразований». На основе этого в древности получила
широкое развитие особое числовое гадание - арифмомантия (др. греч. arithmos,
«число»), описанная немецким оккультистом Агриппой Неттесгеймским (1486-1535),
и представляющая собой систему истолкования чисел (цифр) и их увязку с
буквами алфавитов, планетами, знаками зодиака. Сегодня эта система называется
нумерология (лат. numerus - «число») и является одним из способов раскрытия
характера человека и прогнозирования возможного развития событий в его
жизни.
В раннем греческом алфавите направление письма было либо справа налево,
либо сменное, так называемый «бустрофедон» (греч.
bustrophedon – от слов «бык» и «поворот»). Как бык тащит плуг по
полю, меняя направление своего пути от борозды к борозде, так и бустрофедон
меняет направление письма слева направо и справа налево в каждой строке.
Во времена античности греческий алфавит имел несколько разновидностей,
каждая из которых была связана с тем или иным городом-государством или
колонией. Но позднее ученые выделили два главных типа, использовавшихся
в восточной и западной частях греческой сферы влияния.
Западногреческое письмо использовалось в некоторых частях Италии и в других
западных греческих колониях, и вероятно было источником этрусского, а
затем и латинского алфавита, ставшего основой письма Древнего Рима и всей
Западной Европы. Прямыми потомками восточногреческого письма стали коптский
и готский алфавиты, сохранившиеся сегодня лишь в церковном употреблении,
современный греческий, а также, кириллический алфавит, или просто кириллица
принятый сейчас для русского и некоторых других языков. Кириллица была
создана в IX веке для записи старославянского языка, и преобразована затем
в русский алфавит.
Несмотря на многие тысячелетия, прошедшие со времени появления первых
букв, когда главной областью их употребления было составление заклинаний
и ритуальных текстов, даже сейчас, в позитивистском и рационалистическом
XXI веке еще очень многие продолжают видеть в алфавите таинственное эзотерическое
начало:
А - сила, власть, комфорт
Б - способность к большим чувствам, постоянство
В - непостоянство, единение с природой
Г - таинственность, добросовестность
Д - общительность, приветливость, капризность
Е - жизнестойкость, проницательность, болтливость
Ё - страстность, эмоциональность
Ж - неуверенность
З - материальная неудовлетворенность, интуиция
И - тонкая духовность, миролюбие
К - выносливость, нервозность, проницательность
Л - артистичность, мелочность, логика
М - заботливость, застенчивость, миролюбие
Н - творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум
О - большая эмоциональность, таинственные волнения
П - скромность, одиночество
Р - самоуверенность, постоянное напряжение
С - здравый смысл, властность
Т - поиск идеала, творческая личность
У - ранимость, пугливость, интуиция
Ф - нежность, умение приспосабливаться, оригинальность идей
Х - сексуальные проблемы, непостоянство чувств, законопослушность
Ц - притязания на лидерство, заносчивость
Ч - верность
Ш - ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность
Щ - великодушие, устремленность вперед, интеллект
Ъ - мягкость
Ы - практичность, приземленность духа
Ь - способность к классификации, раскладыванию по полочкам
Э - поиск психологического равновесия
Ю - большие амбиции, стремление к истине, жесткость
Я - чувство собственного достоинства, интеллигентность, творческие способности
Галина Росси, искусствовед
2002 г.
|