Как-то один из моих приятелей прочитал «Код Да Винчи» и стал горячим поклонником Дэна Брауна. Зная, что я собираю монеты, в том числе и средневековые, он с присущей ему напористостью стал допытываться, а есть ли у меня монеты Леонардо Да Винчи.

- Так ведь он же не был правителем и поэтому никакие монеты не чеканил.
- Ну, а тогда есть ли у тебя монеты, которые ходили при нем и которые он мог хотя бы гипотетически держать в руках?
- За свою долгую жизнь Леонардо жил и творил в разных городах Италии, где каждый правитель чеканил свою собственную монету, а умер вообще во Франции.
- Да?– искренне удивился он. Вот и пришлось прочитать по этому поводу короткую историко-нумизматическую лекцию, которую я и выношу на суд читателей.

Я не буду подробно касаться вопросов, прозвучавших в "Коде Да Винчи" о Святом Граале и "ленивых королях" Меровингах, о Марии Магдалине и деятельности разных тайных религиозных или оккультных орденов. Мой рассказ будет о монетах тех городов и стран, где творил мессир Леонардо и о происходящих там событиях.


Итальянская бронзовая медаль первой половины 16 века с изображением Леонардо Да Винчи

Глава 1. Тоскана. Флоренция.(1452- 1482)

Титан Возрождения Леонардо родился в 1452г. в селении Анкиано, расположенном около маленького городка Винчи недалеко от Флоренции, отсюда и фамилия Да Винчи. Леонардо был внебрачным сыном потомственного состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции Андреа дель Вероккьо. В 1472 г. Леонардо вступил там же в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых для этого дисциплин. Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо после окончания обучения у Верроккьо был отмечен попытками проявить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, соединяющего Пизу с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и снарядов, приводимых в движение силою воды.

Флоренция… Firenza… «культурная столица Европы» и сердце провинции Тоскана. В этом городе, расположенном по обоим берегам реки Арно, жили и творили Микеланджело, Брунеллески, Мазаччо, Донателло, Боттичелли и другие великие мастера. Благодаря Франческо Петрарке, Джованни Бокаччо и Данте Алигьери Флоренцию также называют «колыбелью итальянского языка», так как именно флорентийский диалект стал образцом литературного итальянского языка. Кажется, что искусство было главным занятием этого города в эпоху Возрождения! Именно в этом городе эпоха Возрождения является во всём своём блистательном архитектурном великолепии: Собор Санта Мария дель Фьоре и церковь Санта Кроче, Площадь Синьории и Понте Веккио.


Вид на Флорентийский собор Santa Maria del fiore, расположенный на площади Синьории – шедевр итальянской архитектуры эпохи Возрождения

Появление первых КРУПНЫХ золотых монет в средневековье в Западной Европе напрямую связано с крестовыми походами, тогда итальянские купцы нажили большие состояния на торговле и перевозке людей в крестоносные государства Святой земли и поэтому именно в Италии начался чекан золотой монеты. В 1252 г. Флоренция выпустила золотую монету (итал. fiorino d'oro - золотой флорин) весом в 3,537 г (почти из чистого золота). Монета была высокопробной и поэтому быстро распространилась по всей Европе. По флорентийскому образцу многие государства начали чеканить собственные флорины, хотя эти монеты уже не имели изображения флорентийской лилии. Вскоре золотую монету под названием дукато отчеканили и в Венеции в 1284 г.


Золотой флорин весом 3.4 гр. Реверс – стоящий со скипетром небесный покровитель Флоренции Иоанн Креститель, на аверсе изображена знаменитая флорентийская лилия..История сохранила до нас имя минтмастера этой красивой монеты - Angelo di Nerio di Andrea Vettori. В это время уже начинаются вестись записи минтмейстеров и описание их творений с датами чекана. И хотя на самой монете год чекана еще не ставится, но мы можем с полной уверенностью ее датировать 1471 годом.


Серебряный флорентийский гроссо весом 2,29 гр, отчеканенный в 1478 . Минтмейстер Matteo di Giovanni di Antonio Canigiani.

Флоренцию того времени невозможно представить без такой интересной исторической фигуры, каким без сомнения был самый знаменитый представитель рода Медичи – Лоренцо Великолепный, внук Козимо Старшего, глава процветающего банковского дома, который и заложил основу могущества семьи Медичи. Реальная власть Козимо Старшего основывалась на том, что он оказался самым богатым человеком в Европе, в его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но и, например, далеко не бедная Венеция. Богатства Медичи стремительно увеличивались и к концу жизни Козимо Старшего составляли сумашедшую сумму в 400 000 золотых флоринов. Кто знает, может это следы знаменитого так и ненайденного золота разгромленного в 1314 году ордена тамплиеров? А отмывать и легализовывать капиталы уже тогда было вполне возможно.

Но вернемся к Лоренцо Великолепному. После смерти отца в 20 лет Лоренцо стал главой клана Медичи. Без армии, в окружении врагов он умудрялся поддерживать политическое равновесие в Италии за счет своих гениальных дипломатических способностей и широкой шпионской сети. При нем Флоренция переживала свой золотой век.
Лоренцо, в отличие от деда, не слишком занимался банковскими делами дома Медичи. Зато он устроил во Флоренции непрекращающийся праздник. В городе постоянно происходили шествия и праздники, здесь процветали скульпторы, живописцы, философы и поэты. Естественно, были и те, кто не одобрял Медичи. Чему свидетельство - заговор Пацци в 1478 г, когда заговорщики, не мудрствуя лукаво, решили просто-напросто заколоть братьев Медичи на пасхальной мессе в кафедральном соборе. Брата Лоренцо Джулиано закололи, а вот самого Лоренцо сторонники спасли, оттеснив в ближайшую капеллу и отбившись от заговорщиков мечами. Неудавшихся убийц толпа растерзала тут же на площади, что свидетельствует о пылкой любви жителей Флоренции к своему повелителю Лоренцо Великолепному. В истории Лоренцо Великолепный останется и как создатель первой в Европе публичной библиотеки. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. Он основывает университет во Флоренции, единственный на то время в Европе, где можно было изучать греческий язык. Византийские ученые, бежавшие на Запад после взятия Константинополя в 1453 году, становятся в нем преподавателями. В 1488 году они осуществляют первое печатное издание произведений Гомера.
Однако Флоренция того времени не дала Леонардо да Винчи того, на что он мог рассчитывать. Сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной. А замыслы его в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми и несбыточными. Лоренцо Великолепный более всего ценил в Леонардо музыканта, действительно наслаждаясь его игрой на лире.
И вот тогда Леонардо обращается к другому могучему итальянскому правителю герцогу Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией. И потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.

Глава 2. Ломбардия. Милан (1482- 1500)

Около 1482 г. Леонардо обратился к Лодовико Моро с письмом, в котором предложил ему свои услуги в качестве инженера. В эти годы Милан, находившийся в союзе с Феррарой, вел войну с Венецией.
Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланского правителя.
«Пресветлейший государь мой, — писал тридцатилетний Леонардо в этом резюме эпохи Возрождения, — увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже».
Следует перечисление секретов: «Владею способами постройки очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда, переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля», «а иногда и бежать от него», — на всякий случай предусмотрительно добавляет Леонардо. Далее упоминаются мосты, «стойкие и неповреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые», средства «жечь и рушить мосты неприятеля», способы «отводить воду из рвов» в случае осады, устраивать осадные мосты, изготовлять «кошки» и лестницы, разрушать укрепления, недоступные для артиллерии. Леонардо говорит о различных видах пушек-бомбард, удобных и легких, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят своим дымом великий страх на неприятеля», о способах «по подземельям и тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума» и о «крытых повозках», которые заставляют вспомнить современные танки. «Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, которого они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота».

Сказав еще вкратце о средствах морской войны, Леонардо лишь в последнем пункте письма перешел к архитектуре, скульптуре и живописи: «Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, я в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины».
Так произошло переселение Леонардо в Милан и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни. Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником».
С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся всеми отраслями военной техники. Его записи и рисунки этого времени являются как бы реализацией той программы, которая была изложена им в письме к Лодовико Моро: осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т. д. Людовико Моро он также порадовал представлением под названием «Рай», где по огромному кругу, изображавшему небо, вращались с пением стихов божества планет.

Людовико Моро (по-итальянски Мавр , это прозвище он получил за свою смуглую кожу) был очень неоднозначной фигурой . С одной стороны , умелый правитель и меценат, (миланский двор при нем – самый блестящий двор тогдашней Европы) , а с другой стороны , просто хвастливый и трусливый злодей. Например, в 1496 году он открыто заявил, что папа Александр 6 не более как его духовник, император Максимилиан – его кондотьер, Венеция – его собственный казначей, а французский король – его курьер, обязанный отправляться повсюду по его воле. Он боялся покушений на свою жизнь и на ауедиенциях принимал всех за отгороженной решеткой и на таком расстоянии, что приходилось очень громко говорить, чтобы быть услышанным.
Строительство замка Сфорца в Милане началось еще при Франческо Сфорца, захватившем власть в городе в 1450 году. Людовико Моро с помощью Леонардо да Винчи и другого талантливого архитектора Браманте перестроил замок под герцогскую резиденцию в ренессансном стиле.


Башня с часами является частью этого перестроенного замка Сфорческо

Италия того времени заслуженно воспринималась европейцами как центр мира. Там духовная власть римского папы, там богатство, наука, наконец, искусство. Воистину все пути ведут в Рим! Кто владеет Италией, тот владеет миром. Неслучайно поэтому в борьбу за господство над Италией включились два самых мощных государств того времени – Франция Валуа и Священная Римская Империя германского народа Габсбургов. Военные действия между ними с переменным успехом велись в основном на территории богатой Италии почти целое столетие. Летом 1499 г. французские войска Людовика 12 вторглись в Миланскую область и осенью город был взят, Людовико Моро бежал. На следующий год герцогу ненадолго удалось вернуться в Милан, но вскоре он был взят в плен, отправлен во Францию, где и умер в заключении через десять лет. Лаконичная запись Леонардо гласит: «Герцог потерял государство, имущество, свободу и ни одно из его дел не было им закончено».


Серебрянный гроссо Милана ( вес 3.52г) под французским господством. Людовик 12, король Франции и герцог Милана , 1499-1512 . И хотя на аверсе до сих пор все еще изображен сядящий на епископском троне святой Амврозий Медиоланский, на реверсе гордо выбит французский герб с 3 лилиями. «Франция пришла навсегда!» - пропагандистский лозунг того времени, изображенный на монете

Итальянские монеты эпохи Возрождения невозможно представить без появившегося в эту эпоху ТЕСТОНа (итал. testone or testa - голова). Эта монета с реалистично выполненным портретом правителя была впервые отчеканена в 1474 г. Галеаццо Мария Сфорца, герцогом Милана (1466 - 1484). Монета весом 9, 65 г была подражанием венецианской лире трон, выпущенной чуть раньше, в 1472 г. Красивый внешний вид и стабильность монеты способствовали ее широкому распространению. За Миланом тестоны начали чеканить многие итальянские правители и папы.


Один из самых красивых тестонов эпохи Возрождения миланский тестон (1480-1494) весом 9, 48 гр, на одной стороне которого изображен законный наследник Миланского трона Gian Galeazzo Maria Sforza с легендой IOGZ M SF VICECO DUX MLI SX , а на аверсе - его родной дядя и регент Людовико Моро LUDOVICUS PATRUUS GUBNANS

Тестон, отчеканенный в период единоличного правления Людовико Моро. 1494-1499. Реверс – портрет Людовико LVDOVICVS•M •SF•AN GLVS•DVX•MLI, на аверсе – герб города Милана PP• ANGLE• Q3•CO• AC• IANVE• D•7C

«Тайная вечеря» – величайшее творение, созданная в этот период творчества Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.

На фреске Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими, старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота бушующих вокруг страстей. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский король Людовик 12 , захвативший Милан в 1499 году так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, Леонардо произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало впоследствии ее быстрое повреждение.
А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Наполеона Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. А че??? Типа Свобода, Равенство и Братство…

Леонардо да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, предвестником воздухоплавания, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Подлинной славы и всеобщего признания Леонардо добился, закончив глиняную модель конной статуи отца Людовико Моро Франческо Сфорца, т.е. когда ему было уже 40 лет. После захвата Милана французами эта глиняная модель знаменитой конной статуи, плод долгой работы Леонардо, была ради потехи варварски расстреляна гасконскими стрелками Людовика 12 и не дошла до наших дней. Сама статуя так и не была отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но даже сама модель поражала видевших ее современников.

Так, миланский период жизни Леонардо закончился катастрофой.
В конце 1499 г. Леонардо и его друг Лука Пачоли, потеряв своего покровителя в лице Людовико Моро, навсегда покинули Милан.

Перейти к части второй

© Роман Захаров (aka Manro) 2006

© Все права защищены.
Права на публикацию данного материала любезно предоставлены автором. Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается без согласия автора, Романа Захарова.

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003