С падением Константинополя в 1453 г. ушла в небытие
Византия - не просто одно из государств на карте, но целый мир, составивший
эпоху в истории человечества. Остались монеты - свидетели и неразлучные
спутники величия и упадка этого мира, побед и поражений на долгом пути
от рождения до смерти...
Удивительно, но первые значительные коллекции византийских монет возникли
только в XIX в. И это притом, что собирать антики начали еще на заре Возрождения!
Интерес к ним рос по мере того, как европейцам открывалась грандиозность
византийской христианской цивилизации, множились раскопки древнехристианских
памятников Северной Африки и Ближнего Востока, Греции и Турции. Материальное
и духовное наследие Византии возвращалось с каждой новой расчищенной иконой,
открытой мозаикой, прочитанной рукописью, найденной монетой. Одинаково
строго глядят с них лики Христа и Богоматери, одинаково величественны
фигуры святых и ангелов, предстающие рука об руку с земными владыками
империи, - образы, пришедшие из прошлого, но обращенные в вечность.
Побуждения к собирательству византийских монет бывают различные. Кому-то
хотелось бы собирать иконы, рукописи или ювелирные изделия Византии. Но
поскольку такой возможности у человека нет, он коллекционирует византийские
монеты. И монеты не разочаровывают своих почитателей художественными и
иконографическими достоинствами изображений, которые они несут. Равноценна
ли монета иконе? Почему бы нет, если святой образ, запечатленный на ней,
лишь техникой исполнения отличен от сложенного смальтой или писанного
темперной краской? И образ этот знаком и близок не только знатокам византийского
искусства, но и каждому любящему и понимающему русскую иконопись.
Византия была подлинным мостом между народами и цивилизациями, странами
и периодами. И византийская тематика имеет множество выходов в сопредельные
области нумизматики. Собирательство византийских монет позволяет счастливо
сочетать любовь к "отеческим гробам" и русской старине с интересом
к античной и средневековой истории.
Невозможно провести четкой границы между римской и византийской монетными
системами, как нельзя одной чертой отделить Византийскую империю от Римской.
Византия была Вторым Римом, Римской империей времен средневековья, ее
правители были законными преемниками Августа, чеканившими по тому же праву
монету со своим именем и портретами.
"Лицом" византийской нумизматики является самая прославленная
монета европейского средневековья - солид. Его история начиналась еще
в античности. На четвертом столетии существовании Римской империи Константин
Великий даровал своим подданным новую монетную систему - последнюю общеримскую,
с золотым солидом, серебряным милиаренсом и медным фоллисом вместо староримских
ауреуса, денария (антониниана) и сестерция. Эта система основывалась на
римском фунте - либре. В Византии было принято и другое его название -
литра. Этот фунт равнялся примерно 327 г. Стандартная золотая монета -
солид, или по-гречески номизма, чеканилась из расчета 72 штуки из 1 фунта
золота. Количество драгоценного металла измерялось каратами, представлявшими
весовой эквивалент 0,2 г золота. Константиновский солид содержал 24 карата.
Именно на обращении полноценной золотой монеты, остававшейся многие столетия
без изменений (т.е. без ухудшения), основывалась денежная система уже
Византийской империи. Вплоть до XI в. солид оправдывал свое название,
ибо по-латински solidus значит прочный, надежный, являясь мировой валютой.
"Все народы вели торговлю при посредстве византийского солида, который
принимался повсюду от одного края земли до другого, служа предметом удивления
для всех людей и всех государств, так как такой монеты в других государствах
не было", - написал в VI в. знаменитый купец-путешественник Косьма
Индикоплов.
Полновесный золотой солид был символом богатства и материального благополучия
империи. Косьма рассказывает, что, взглянув на него и сравнив с персидской
серебряной драхмой, далекий индийский правитель изрек: "в самом деле,
римляне (т.е. византийцы) блистательны, могущественны и мудры!" Даже
арабы, завоевавшие византийский Восток, допускали свободное обращение
на своих территориях византийской монеты "с именем и изображением"
христианских императоров. Первый арабский чекан был подражанием византийскому
(т.н. "арабо-византийский"), и лишь появление в самом конце
VII в. на золотых и серебряных монетах империи неприемлемого для исламского
мира изображения Христа стало поводом для изготовления собственной монеты
Халифата.
В подражание византийским солидам древнерусские князья Владимир, Святополк,
Ярослав начали чеканить собственную монету в X-XI вв. - златники и сребреники.
Первые русские золотые монеты копировали, насколько это удавалось, солиды,
украшенные традиционным для того времени образом Христа Пантократора,
внося посильный вклад в христианское просвещение Руси.
И сейчас солиды являются украшением любой подборки древних монет. Некоторые
коллекционеры предпочитают собирать только их, что, надо сказать, экономически
вполне оправданно. Цены на основную массу византийских золотых монет колеблются
от 200 до 500 долларов. То есть вполне сопоставимы с ценами на не самые
раритетные российские монеты XVIII-XIX вв. Византийское золото - это не
только солиды, чья история заканчивается в XI в., но и иперпероны XII-XIV
вв., отличавшиеся от солидов формой, весом и пробой металла. Редкости,
естественно, стоят дороже, аукционные эстимейты на них достигают порядка
15-20 и более тысяч долларов, но нам, как говорится, это не грозит. Рынок
византийских монет в России пока еще не способен принять за норму такие
суммы, хотя подобного уровня
экземпляры на нем иногда и появляются.
Основную массу коллекционных монет составляют медные фоллисы и серебряные
гексаграммы и милиарисии. Благодаря множеству разновидностей, досконально
отображенных в каталогах, своей иконографии и художественным достоинствам,
эти монеты не менее солидов интересны для толкового коллекционера. Выстраивая
их в хронологический ряд, можно наблюдать, как постепенно происходит расставание
с римско-античными традициями в императорской символике и портрете, как
в легендах на смену победным лозунгам приходят смиренные обращения к Христу,
как сама титулатура правителей дополняется утверждениями их благочестия
и православия.
Монеты IX-XI вв. отличаются особым богатством и разнообразием иконографических
типов. Их можно назвать эталонными, с наибольшей полнотой воплощающими
идею византийской теократии. Одну сторону монеты занимает государственная
символика, другую - христианская, представленная либо знаком креста, либо
святым образом-ликом.
В российских музеях сосредоточено огромное количество византийских монет,
но удельный вес личных собраний вряд ли стоит недооценивать. Многотысячный
фонд Государственного Эрмитажа - крупнейший в России - был составлен в
XIX-XX вв. более чем наполовину из частных коллекций: Сабатье, Фотиадис-паши,
И.И. Толстого. Последнее крупное "византийское" пополнение собрания
Эрмитажа также произошло за счет покупки лучшей части коллекции серпуховчанина
Д.Вашкова в 1983 г. Он был, наверное, последним обладателем обширной тематической
подборки монет Византии, насчитывавшей более 700 экземпляров. Часть их,
не попавшая в Эрмитаж, осела в других коллекциях, не столь представительных,
как бывшая Вашкова. Тем не менее, их значимость не подлежит сомнению.
Любое целенаправленное собрание, пополняемое за счет притока свежего материала,
есть явление уникальное. Особенности византийской нумизматики таковы,
что даже небольшая подборка может включать в себя редкие экземпляры и
неопубликованные варианты известных типов.
Насколько собирание монет Византии популярно в мире, убедительнее всего
свидетельствует непременная византийская часть, которой завершаются подборки
античных монет на аукционах Spink (Лондон), Numismatica Ars Classica (Цюрих),
Gorny&Mosch (Мюнхен). Однако проводятся и тематические аукционы, обусловленные
выставлением на продажу крупных коллекций, таких как собрания Закоса или
Ханта. Вот несколько крупнейших аукционов, целиком или почти целиком составленных
из византийских монет:
The William Herbert Hunt Collection, Important Byzantine Coins. Sotheby's,
New York. 21 june 1991.
Arcadius to Constantine XI. Numismatica Ars Classica, Zurich. 26 May 1993.
613 монет
The Dr. Anton C.R.Dreesmann Collection of Ancient Coins. Part II. Spink,
London. 13 July 2000. 959 монет.
Универсальным каталогом-определителем византийских монет, выполненным
на высоком научном уровне, остается неоднократно переиздававшийся Byzantine
Coins and their values. D.Sear, London, 1987. У собирателей этот каталог
более известен как Seaby. В нем приведены описания 2645 монет, начиная
с выпусков императора Анастасия (491-517) и до 1453. Отдельные небольшие
разделы содержат информацию о монетах Трапезундской империи (1204-1461)
и некоторых современных подделках. Единственным недостатком Seaby является
малое количество фотографий монет и ссылки на
не всегда доступную россиянину литературу.
Основное русскоязычное издание, до сих пор не утратившее своего научного
значения, это книга И.И.Толстого "Византийские монеты" (СПб.,
1912-1914. Вып.1-9). Она является первым и последним пока изданным в России
тематическим каталогом по этому разделу нумизматики. Не так давно он был
дополнен 10 выпуском (Барнаул, 1991), куда вошли монеты IX-XI вв. Это
уникальное в своем роде продолжение классического труда стало возможным
благодаря находке сохранившейся рукописи
Толстого.
Другими книгами, необходимыми для коллекционеров, являются издания монет
средневекового Херсонеса Таврического (Херсона), самостоятельной и очень
необычной отрасли византийской нумизматики. Херсон, форпост империи на
ее отдаленных северо-восточных границах, с VI по XI вв. чеканил, а затем
отливал бронзовую монету, внешне отличную от общегосударственной. Об этом
можно узнать из книг И.В. Соколовой "Монеты и печати византийского
Херсона" (М., 1983), В.А.Анохина "Монетное дело Херсона"
(Киев, 1977). Совсем недавно вышел каталог И.Шонова "Монеты Херсонеса
Таврического" (Симферополь, 2000), где впервые приведены цены на
эти монеты.
©Михаил
БУТЫРСКИЙ
Источник: журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 2, 2002 год
интернет-версия - "Портал
коллекционера"
|