В
наше время слово «трубадур» со значением «певец любви» вошло во многие
языки мира. Однако когда речь заходит о подлинных, исторических трубадурах,
неизбежно возникает множество вопросов.
Издавна
все, что связано с историей и культурой юга Франции, в русской научной
литературе традиционно именуется «провансальским», в том числе и язык,
на котором говорили и писали трубадуры, сама лирика трубадуров... однако
Прованс – всего лишь одна из провинций Южной Франции, поэтому, стремясь
преодолеть некоторую двойственность определения «провансальский», во Франции
стали активно использовать определение «окстианский». Впервые этот термин
был употреблен в XIV веке в документах Парижской канцелярии, написанных
на латинском языке. В них язык, на котором говорило население недавно
присоединенных к владениям французской короны южных провинций, именовался
lingua occcitana, «окситанский язык». Соответственно, за землями юга Франции
закрепилось название «Окситания», то есть край, где говорят на «языке
ок» (lenga d’oc), или окситанском. В настоящее время определение «окситанский»
используется во французской литературе применительно к специфическим историко-культурным
феноменам юга Франции, а определение «провансальский» осталось за тем,
что имеет непосредственное отношение к Провансу.
Эпоха
трубадуров, продолжавшаяся почти 2 столетия, условно берет свое начало
с рождения «первого трубадура», знатного сеньора Гильема IX, герцога Аквитанского
и VII графа де Пуатье (1071-1126), и завершается уходом со сцена «последнего
трубадура», Гираута Рикьера, творческая деятельность которого длилась
с 1254 по 1292 годы. Впрочем, отдельные исследователи полагают, что трубадуры
были и до Гильема IX, только стихи их исчезли в вихре исторических катаклизмов.
Но это замечание, скорее, к слову, ибо убедительных доказательств данной
гипотезы пока нет.
За
сравнительно небольшой для истории срок – около двухсот лет – трубадуры,
имена и стихи (или упоминания о них) которых сохранились, успели создать
рифмованную лирическую поэзию на новом романском языке, наметить основные
направления и формы европейской поэзии, а главное, определили модель любовного
переживания, ставшую неотъемлемой частью европейской «культуры чувств».
«Все мы вышли из куртуазной любви трубадуров», — вполне могут сказать
о себе современные влюбленные, расточающие комплименты своим очаровательным
возлюбленным. Трубадуры научили мир любить и славить Даму, создали свой
собственный куртуазный универсум, где царила женщина - Дама, Донна, прекрасная
и недосягаемая.
Новое
куртуазное мировоззрение, выработанное трубадурами, кардинально изменяло
взгляд на женщину, внушаемый церковью. Из «сосуда греха», существа нечистого,
чье тело Дьявол сделал своим излюбленным местопребыванием, женщина превращалась
в высшее существо, служение которому составляло цель жизни куртуазного
рыцаря. В куртуазном универсуме трубадуров правил Амор, бог любви. Однако
он значительно отличался от своего античного предшественника, ибо вел
влюбленного не столько к любви-обладанию, сколько к любви, возвышающей
и совершенствующей душу. Эта идеальная любовь находила свое выражение
в служении, одном из главных понятий средневековой ментальное. Не было
ни одного сословия, которое не было бы охвачено служением — властелину
земному или небесному...
Вилланы
служат феодалу, работая на его полях, вассал с оружием в руках служит
своему сеньору, король служит опорой Церкви, Церковь служит Господу. Люди
делились на служителей Господа, milites Dei, и служителей мирских, milites
mundi. Трубадур — служитель Донны,milites dominane.
Несмотря
на всю свою новизну, искусство и мировоззрение трубадуров вполне вписывались
в идеологические постулаты Средневековья. Повседневная жизнь трубадуров
также мало чем отличалась от повседневной жизни их современников. Трубадуры-знатные
сеньоры жили в замках, как подобает сеньорам, трубадуры-бедные рыцари,
равно как и трубадуры-простолюдины, проводили жизнь в странствиях, стремясь
найти богатого и щедрого покровителя. Для многих из них поэтическое искусство
являлось единственным способом заработать себе на жизнь. Знатные трубадуры
могли разориться, поддерживая своих неимущих собратьев по искусству. К
таковым принадлежал, например, Раймбаут Оранский. А сын скорняка Псйре
Видаль, прославившийся своими сумасбродствами (например, влюбившись в
даму по имени Лоба, что на окситанском означает «волчица», он в знак своего
ей служения бегал по горам, натянув на себя волчью шкуру), но более всего
блистательным трубадурским талантом, напротив, возвысился, «держал великолепных
коней, носил роскошное оружие» и имел слуг. Не будучи объединенными в
корпорацию, трубадуры тем не менее обладали определенной профессиональной
выучкой, получаемой ими, видимо, уже в процессе «работы в рыцарско-куртуазной
среде, которую они одновременно и формировали, и воспитывали. Возможность
существования «школ трубадуров» авторы настоящей книги не отрицают, однако
прямых доказательств этого им отыскать не удалось.
В
целом сведений о собственно повседневной жизни трубадуров сохранилось
немного — возможно, потому, что современников интересовали прежде всего
стихи (вспомним установку средневековой литературы на подражательство
и анонимность), а не личности поэтов. Сами трубадуры также не слишком
заботились об увековечении себя в «повседневной истории». Составление
жизнеописаний «древних и наиславнейших провансальских пиитов» началось
только в середине XIII столетия, когда имена многих из них стали легендарными,
а факты из их жизни основательно подзабылись.
Впрочем,
разве трубадуры не сидели за пиршественными столами, не плыли крестовыми
воинами в Святую землю, не носили роскошного платья? Наверняка они также
давали религиозные обеты, совершали паломничества к христианским святыням,
пользовались "божьим перемирием», совершая свой путь от замка к замку...
Трубадур — персонаж своего рода знаковый, олицетворяющий собой средневековую
культуру прежде всего Южной Франции, самобытный уклад жизни которой отличался
от Франции Северной.
Через
Окситапию, родину трубадуров, пролегали наиболее важные дороги средневековой
Западной Европы. На ее территории оформлялись маршруты паломников, направлявшихся
поклониться святому Якову Компостельскому, папе в Рим или ехавших в Святую
землю. Корабли с паломниками и крестоносцами отплывали из Марселя и порта
Сен-Жиль, расположенного между Арлем и Нимом. В средиземноморские порты
купцы привозили предметы роскоши, тотчас входившие в моду среди знати
и богатых горожан. Развитие торговли способствовало развитию коммуникаций,
росту ремесла и, как результат, развитию городской цивилизации. Многие
окситанские сеньоры, включая могущественных графов Тулузских, ПОДОЛГУ
жили в своих городских жилищах, нередко соседствовавших с жилищами простых
горожан — торговцев и ремесленников. Города управлялись муниципалитетами,
состоявшими из чиновников (консулов), избиравшихся из уважаемых горожан
и нотаблей. Близость арабской Испании, Востока, разношерстные массы людей,
постоянно передвигавшиеся но дорогам Окситании, способствовали созданию
в средневековом окситанском обществе атмосферы веротерпимости и своеобразного
социального согласия.
К
примеру, до альбигойского погрома евреи в Окситании могли исповедовать
свою веру и занимать любые должности в тогдашней системе управления.
Без
сомнения, «воздух вольности» не мог не сыграть своей роли в жизни трубадуров,
этих, по определению авторов настоящей книги, первых представителей «коммуникативного»
ремесла. Принадлежность к славной когорте куртуазных поэтов ставила на
одну доску и аристократа, и простолюдина. Тем
не менее и общество с его проблемами, и даже губительные альбигойские
войны получили в поэзии трубадуров лишь второстепенное отражение.
Говоря
словами Жерара де Седа, окситанские поэты на протяжении двух столетий
воспевали недосягаемую любовь и жаловались на отказ неумолимой красавицы.
То есть являлись, как сказали бы сейчас, проводниками куртуазной идеологии
рыцарства (воинов).
Рыцарство
эпохи трубадуров активно включилось в борьбу с неверными. Двухсотлетняя
эпоха окситанской лирики почти в точности совпадает с эпохой Крестовых
походов; в 1097 году начался Первый крестовый поход, а в 1291 году пали
последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине; в 1071 году родился
«первый трубадур» Гильем Аквитанский, а в 1292-м - ушел со сцены «последний
трубадур» Гираут Рикьер. В истории обычно не бывает ни однозначных, ни
случайных совпадений. «Божий мир', который стремилась установить Церковь,
определенная стабилизация общества шли вразрез с интересами многих сотен
молодых сеньоров, весь талант которых заключался в умении владеть мечом.
С распространением майоратного права таких сеньоров - младших отпрысков
дворянских семей — становилось все больше, а средств к существованию у
них - все меньше. У многих сеньоров были боевые дружины, состоящие из
вассалов, которых они были обязаны кормить и снаряжать. Энергию воинского
сословия надо было направить в «мирное» русло.
Заботясь
о поддержании порядка, папа Урбан II в 1095 году в Клермоне поведал рыцарям
о страданиях христиан на Востоке и призвал их освободить Гроб Господень,
оскверненный нашествием мусульман, пообещав отпущение грехов и рай тем,
кто погибнет в сражениях за веру. За море хлынули сотни рыцарей — знатных
и безвестных, оруженосцев, слуг и простолюдинов, надеявшихся заслужить
не только царствие небесное, но и толику земных благ.
Пока
рыцари воевали в Святой земле, оставшимся дома женщинам пришлось взять
на себя бремя забот управления — домом, слугами, хозяйством. Таким образом
роль женщины в обществе, возросла, по сути, сама собой. Об этом пишет
ряд авторов, посвятивших себя изучению быта Средневековья, и среди них
известный архитектор, историк и эрудит Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Досуг
знатной дамы, оставшейся полновластной хозяйкой замка, располагал к поэзии,
а многие дамы-южанки были достаточно образованы, чтобы в полной мере оценить
искусство трубадуров. Недаром среди окситанских поэтов было немало (разумеется,
относительно!) женщин, и все они, как отмечают авторы настоящей книги,
были знатного происхождения и принадлежали к высшей аристократии юга.
Такая ситуация вполне способствовала созданию легенды о том, что куртуазную
любовь можно питать только к замужней женщине, а следовательно, в основе
ее лежит адюльтер.
Однако
один из крупнейших исследователей творчества трубадуров Шарль Кампру убедительно
показал, что подобная трактовка любви средневековых окситанских поэтов
появилась значительно позднее, чем жили и творили трубадуры. По его мнению,
средневековые окситаиские поэты воспевали любовь мужчины и женщины, влюбленной
пары, вне зависимости, была ли дама связана брачными узами или нет. Церковный
же брак изначально освящал не столько соединение двух влюбленных, сколько
прагматические интересы, преследуемые породнившимися семействами.
Крестовые
походы стали для многих рыцарей своеобразным открытием «другого мира»,
непохожего на их собственный, привычный мир. Прежде они сражались с «неверными»
сарацинами на европейской земле, территории христианства, и подвиги наиславнейших
из них — Роланда, Гильома Оранжского - были воспеты в эпических поэмах
Средневековья. В Святой земле крестоносцам, по сути, пришлось воевать
на чужой территории, защитники которой были готовы оборонять до последнего
и ее, и свою веру. На Востоке перед глазами европейских рыцарей предстала
неведомая им прежде культура, у них появилась возможность познакомиться
«на месте» с эзотерическими учениями Востока.
Предание
гласит, что в Святой земле Раймон де Сен-Жиль, IV граф Тулузский (один
из предводителей Первого крестового похода) познакомился с учением манихейцев,
лежащим в основе учения катаров, еретиков, сыгравших трагическую роль
в судьбе Окситании. Согласно тому же преданию Раймон де Сен-Жиль одним
из первых начал тайно исповедовать доктрину катаров, что стало одной из
причин массового распространения катаризма во владениях графов Тулузских
- крупнейших феодальных сеньоров юга Франции. Графу де Сен-Жилю приписывают
также находку Священного копья, наконечник которого был обагрен кровью
Христовой. В отличие от других христианских реликвий копье это впоследствии
было утеряно.
Куртуазное
учение трубадуров выступает в роли своеобразной рыцарской идеологии, востребованной
обществом, пребывающим в состоянии беспрерывной войны, преподносимой как
война за веру, то есть за духовные ценности. Но наверняка многие из отправившихся
за море рыцарей столкнулись там отнюдь не с тем, что они ожидали увидеть,
исходя из речей призывавших к крестовому походу проповедников. Куртуазное
учение трубадуров не только облагораживало грубые нравы рыцарей-воинов,
но и давало им новые духовные ценности, новую веру — в возвышенную любовь,
очищающую и совершенствующую душу. Ведь если судить по распространившимся
в это время еретическим учениям (катары, вальденсы,патарены...),многие
в ту пору искали иную духовную опору, нежели та. которую традиционно предоставляла
им католическая церковь. Правда, в среде еретиков было больше представителей
будущего третьего сословия, нежели рыцарей.
Куртуазность,
отраженная в лирике трубадуров, в отличие от куртуазности, пропагандируемой
рыцарским романом, позднем современнике окситанской поэзии, расцветшем
в Северной Франции, не содержала понятие рыцарской авантюры, испытания.
Ведь те, для кого пели свои кансоны трубадуры, в основном и не нуждались
в рассказах о вымышленных чудесах и сражениях, ибо виденное ими превосходило
любой вымысел. Не стал ли куртуазный универсум трубадуров своего рода
духовным пристанищем для испытавшей немало потрясений души крестоносного
воина?
Е. Морозова. Предисловие
к книге Ж.
Брюнель-Лобришон и К. Дюамель-Амадо "Повседневная жизнь во времена
трубадуров XII-XIII века".
|