Глава
IX. ДРЕВО СРЕДОТОЧИЯ
Другой аспект символики креста состоит в отождествлении его с тем, что
в различных традициях обозначают понятием «Древо средоточия» или каким-либо
другим эквивалентным термином; впрочем, мы уже видели, что это Древо —
один из многочисленных символов «Мировой оси» (123).
Итак, здесь в основном следует рассмотреть вертикальную линию креста —
образ этой оси: она представляет собой ствол Древа, тогда как горизонтальная
линия (или две горизонтальные линии для трехмерного креста) образует его
ветви. Это древо возвышается в центре мира или, скорее, одного из миров,
т. е. области, в которой развертывается некое состояние существования,
а именно человеческое состояние, обычно рассматриваемое в подобном случае.
В библейской символике, в частности, это — «Древо жизни», растущее посреди
«земного Рая», который сам представляет центр нашего мира, как мы уже
объясняли в других случаях (124).
Хотя мы не намереваемся рассматривать здесь все вопросы, относящиеся к
символике древа (что потребовало бы специального исследования), с ним
связаны, однако, несколько моментов, которые мы считаем нелишним разъяснить.
В земном Раю имелось не только «Древо жизни»; было там и другое, игравшее
роль не менее важную и даже более широко известную, — «Древо познания
добра и зла» (125).
Отношения между двумя этими деревьями весьма загадочны: в библейском рассказе
непосредственно после упоминания «Древа жизни», растущего «посреди рая»,
называется «Древо познания добра и зла» (126); далее говорится, что это
последнее также находилось «среди рая» (127); и, наконец, что Адаму, отведавшему
плода «Древа познания», достаточно было лишь «простереть руку», чтобы
взять также и плод «Древа жизни» (128).
Во втором из трех этих отрывков запрет, наложенный Богом, отнесен только
к древу, что находится посреди рая, которое никак иначе не определено;
но, обращаясь к другому отрывку, где данный запрет уже возвещен (129),
мы видим, что речь в этом случае явно идет о «Древе познания добра и зла».
Несомненно, такое соседство обоих деревьев стало причиной связи, объединившей
их в символике до такой степени, что некоторые эмблематические деревья
выражают черты, напоминающие то и другое одновременно; но остается объяснить,
в чем на самом деле состоит эта связь.
Природа «Древа познания добра и зла», как видно из самого его названия,
может быть охарактеризована как двойственная; мы находим в этом обозначении
два термина, не только не взаимодополняющих, но по-настоящему противоположных;
в целом можно сказать, что вся их суть кроется в этой оппозиции; и впрямь,
когда последняя преодолена, уже не может идти речи ни о добре, ни о зле,
ни о «Древе жизни», функция которого как «Мировой оси», напротив, по преимуществу
предполагает единство. Итак, когда мы находим в одном символическом древе
образ дуальности, то в этом следует видеть явный намек на «Древо познания»,
даже когда в других отношениях рассматриваемый символ бесспорно являлся
бы «Древом жизни». Так обстоит дело, например, с «сефиротическим древом»
еврейской Каббалы, которое однозначно определяется как «Древо жизни» и
где, однако, «правый столп» и «левый столп» составляют образ дуальности;
но между обоими находится «срединный столп», где противоположные тенденции
уравновешиваются и, таким образом, обретается истинное единство «Древа
жизни» (130). Двойственная природа «Древа познания» открывается Адаму
только в момент «грехопадения», поскольку лишь тогда он становится способным
различать добро и зло (131). Именно тогда удалился он от центра — места
первичного единства, которому соответствует «Древо жизни»; и именно для
того чтобы охранять путь к «Древу жизни», Херувимы («тетраморфы», объединяющие
в себе кватернер силы элементов), вооруженные пылающим мечом, были поставлены
у входа в Эдем (132). Этот центр сделался недоступным для падшего человека,
утратившего «чувство вечности», каковое есть также «чувство единства»
(133); вернуться в центр, путем восстановления «первоначального состояния»,
и достичь «Древа жизни» — значит обрести вновь это «чувство вечности».
С другой стороны, известно, что сам крест Христов символически отождествляется
с «Древом жизни» (Lignum vitae), что, впрочем, легко понять; но согласно
«легенде о Кресте», имевшей хождение в Средние века, он был сделан из
древесины «Древа познания»; таким образом последнее — бывшее орудием «грехопадения»
— стало также и орудием «искупления». Здесь мы видим выражение связи обеих
идей — «грехопадения» и «искупления», которые в известном смысле взаимно
противоположны; в этом заключен своего рода намек на восстановление изначального
порядка (134). В этой новой роли «Древо познания» отчасти отождествляется
с «Древом жизни», поскольку дуальность на деле вновь стала единством (135).
В связи с этим можно вспомнить о «медном змии», воздвигнутом Моисеем в
пустыне (136) и также считавшемся символом «искупления»; шест, на котором
он был водружен, равнозначен в данном отношении кресту, напоминая также
и «Древо жизни» (137).
Однако змея, как правило, связана с «Древом познания»; но в этом случае
проявляется ее зловещий аспект, и мы уже ранее отмечали, что, как и многие
другие символы, символ змеи имеет два противоположных значения (138).
Не следует смешивать змею как выражение жизни и змею как образ смерти;
первая есть символ Христа, вторая — Сатаны (даже когда они оказываются
тесно объединенными, как в любопытном изображении «амфисбена» или змеи
с двумя головами); можно сказать, что соотношение двух этих противоположных
аспектов в известном смысле отображает соотношение ролей, которые играют
соответственно «Древо жизни» и «Древо познания» (139).
Мы только что видели, что древо, принимающее форму тернера (как «сефиротическое
древо»), может совмещать в себе в определенной мере свойства «Древа жизни»
и «Древа познания», как если бы они были слиты воедино, поскольку тернер
поддавался бы здесь разложению на единство и дуальность, суммой которых
он является (140). Одно и то же значение может быть выражено не только
единственным древом, но и совокупностью трех дерев, сросшихся своими корнями,
причем среднее будет «Древом жизни», а два других соответствуют дуальности
«Древа познания». Нечто сопоставимое можно найти в изображении креста
Христова между крестами доброго и злого разбойников; последние расположены,
соответственно, справа и слева от распятого Христа, подобно тому как избранные
и осужденные будут находиться справа и слева от торжествующего Христа
на «Страшном Суде»; и, олицетворяя явным образом добро и зло, они в то
же время соответствуют также, в отношении к Христу, «Милосердию» и «Строгости»
— характерным атрибутам двух боковых колонн «сефиротического древа». Крест
Христов всегда занимает центральное место, которое и принадлежит, собственно,
«Древу жизни»; а когда он помещен между Солнцем и Луной — как мы это видим
на большинстве старинных изображений, — то воистину символизирует собой
«Мировую ось» (141).
В китайской символике известно древо, концы которого соединяются попарно,
изображая синтез противоположностей или разрешение дуальности в единстве;
таким образом получается единое древо, ветви которого разделяются и вновь
соединяются своими концами (142). Это процесс универсального проявления:
все исходит из единства и возвращается к единству; в интервале возникает
дуальность — разделение или дифференциация, — результатом чего оказывается
фаза проявленного существования; идеи единства и дуальности, стало быть,
здесь соединены, как и в других изображениях, о которых мы только что
говорили (143). Существуют также изображения двух различных деревьев,
соединенных одной ветвью (так называемое «связанное древо»); в этом случае
малая ветвь выходит из общей ветви, и тогда это ясно указывает, что речь
идет о двух взаимодополняющих принципах и о результате их союза. Таким
результатом может быть также универсальное проявление, итог союза «Неба»
и «Земли», равнозначных Пуруше и Пракрити дальневосточной традиции или
же взаимодействию Ян и Инь, мужского и женского элементов, из которых
происходят и к которым причастны все существа и чей союз в совершенном
равновесии составляет (или восстанавливает) первоначального «Андрогина»,
о котором говорилось выше (144).
Теперь вернемся к изображению «земного Рая»: из его центра, т. е. от самого
подножия «Древа жизни», вытекают четыре реки в направлении четырех сторон
света, которые таким образом чертят горизонтальный крест на самой поверхности
земного мира — т. е. в плоскости, соответствующей уровню человеческого
состояния. Эти четыре потока, которые можно отнести к кватернеру элементов
(145), истекают из одного источника, соответствующего первоначальному
эфиру (146), и разделяются на четыре части, которые можно соотнести с
четырьмя стадиями циклического развития (147) и с круговой оградой «земного
Рая», представляющей собой не что иное, как горизонтальный срез вселенской
сферической формы, о которой шла речь выше (148).
«Древо жизни» находится в центре «небесного Иерусалима», что легко объясняется,
когда известны отношения последнего с «земным Раем» (149): речь идет о
реинтеграции всех вещей в «первоначальное состояние», в силу соответствия
конца цикла его началу, что мы еще объясним впоследствии. Примечательно,
что это древо, согласно апокалиптической символике, приносит тогда двенадцать
плодов (150). Их, как мы говорили в другом месте, можно сопоставить с
двенадцатью Адитьями индуистской традиции, поскольку последние, представляя
собой двенадцать форм солнца, должны появиться все одновременно в конце
цикла и возвратиться в сущностное единство их общей природы, будучи проявлением
единой и неделимой сущности — Адити, соответствующей единой сущности самого
«Древа жизни», тогда как Дити соответствует дуальной сущности «Древа познания
добра и зла» (151). Впрочем, в различных традициях образ солнца часто
связан с образом «Мирового древа», как если бы солнце было его плодом;
оно покидает свое древо в начале цикла и возвращается к нему на покой
в конце (152).
В китайских идеограммах начертание, обозначающее закат солнца, представляет
его отдыхающим на древе в конце дня (что аналогично концу цикла); тьма
представлена иероглифом, изображающим солнце, упавшее к подножию древа.
В Индии находим тройное древо, несущее три солнца, — образ Тримурти, подобного
древу, плодами которого являются двенадцать солнц, репрезентирующих, как
мы только что сказали, двенадцать Адитьев.
В Китае также находим древо с двенадцатью солнцами, что связано с двенадцатью
знаками Зодиака или двенадцатью месяцами года, — подобно Адитьям, — а
иногда с десятью, числом циклического совершенства, как в пифагорейском
учении (153).
В более общем плане различные солнца соответствуют различным фазам цикла
(154); они выходят из единства в начале и возвращаются туда в конце, который
совпадает с началом другого цикла, в силу преемственной связи всех способов
существования универсальной Экзистенции.
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|