Глава
XIV. СИМВОЛИКА ТКАЧЕСТВА
Существует символика, имеющая непосредственное отношение к изложенному
выше, хотя способ ее употребления, на первый взгляд, противоречит этому:
в восточных учениях традиционные книги зачастую обозначаются терминами,
которые в их буквальном значении относятся к ткачеству. Так, на санскрите
сутра означает просто «нить» (174): книга может быть образована совокупностью
сутр, подобно тому как ткань образуется переплетением нитей; тантра также
означает «нить» и «ткань», а в более узком смысле — «челнок» или «уток»
ткани (175).
Подобно этому, в китайском кинг имеет значение «уток», а вэй — «основа»
ткани; первое из этих двух слов обозначает в то же время фундаментальное
произведение, а второе — комментарий к нему (176). Такое различение «утка»
и «основы» во всей совокупности традиционных писаний соответствует, согласно
индуистской терминологии, различию между Шрути, или плодом непосредственного
озарения, и Смрити — результатом размышления над данными Шрути (177).
Для лучшего понимания значения этой символики отметим, прежде всего, что
«основа», образованная нитями, натянутыми на ткацкий станок, репрезентирует
неподвижный и основополагающий элемент, тогда как нити утка, проходящие
между нитями основы в результате движения челнока, обозначают переменный
и вторичный элемент, т. е. применение принципа в тех или иных частных
условиях. С другой стороны, если присмотреться к вертикальной нити основы
и горизонтальной нити утка, сразу же становится заметно, что их соединение
образует крест. Любая точка ткани, будучи, следовательно, местом встречи
двух взаимно перпендикулярных линий, образует тем самым центр такого креста.
Итак, в соответствии с рассмотренной выше общей символикой креста, вертикальная
линия репрезентирует то, что соединяет между собой все состояния какого-либо
существа или все уровни Экзистенции, связывая их соответствующие точки;
горизонтальная же линия обозначает развертывание одного из этих состояний
или этих уровней. Как мы отмечали выше, горизонтальная линия может изображать,
например, человеческое состояние, а вертикальная линия — то, что трансцендентно
по отношению к нему; этот «не-человеческий», трансцендентный характер
в сущности выражает Шрути, тогда как Смрити представляет применение последнего
в условиях человеческого состояния и результат использования чисто человеческих
способностей.
Добавим к этому другое замечание, еще более подчеркивающее совпадение
различных форм символики, связанных между собой теснее, чем можно предположить
поначалу; мы имеем в виду тот аспект креста, в котором он символизирует
союз взаимодополняющих элементов. Мы видели, что в этом аспекте вертикальная
линия обозначает активный или мужской принцип (Пуруша), а горизонтальная
линия — пассивный или женский принцип (Пракрити), поскольку всякое проявление
есть результат «не-деятельного» влияния первого на второй. С другой стороны,
Шрути уподобляется прямым лучам солнечного света, а Смрити — отраженному
свету в образе луны (178); но в то же время солнце и луна почти во всех
традициях символизируют собой также мужской и женский принципы всеобщего
проявления.
Символика ткачества применяется не только к традиционным писаниям; она
используется также для того, чтобы репрезентировать мир, точнее, совокупность
миров — т. е. состояний или уровней в их безграничном множестве, — составляющих
универсальную Экзистенцию. Так, в Упанишадах Верховный Брахма именуется
«Тот, на котором сотканы миры подобно утку и основе» или обозначается
при помощи других подобных выражений (179). С другой стороны, согласно
даосскому учению, все существа подвержены постоянному чередованию двух
состояний — жизни и смерти (сгущению и растворению, превратностям Ян и
Инь) (180); комментаторы уподобляют это чередование «снованию челнока
на космическом ткацком станке» (181).
В действительности между двойным употреблением одной и той же символики
существует тем большая взаимосвязь, что сама Вселенная в определенных
традициях символизируется книгой: напомним в связи с этим Liber Mundi
(Книгу Мира) братьев Розы и Креста, а также хорошо известный символ Liber
Vitae (Книги Жизни) из Апокалипсиса (182). В этом плане нити основы, связывающие
соответствующие точки во всех состояниях, обозначают прежде всего главную
священную Книгу; она является прототипом (или, скорее, архетипом) всех
традиционных писаний, а последние лишь выражают ее суть на человеческом
языке (183); нити утка, обозначающие протекание событий в том или ином
состоянии, символизируют собой ее комментарий в том смысле, что изображают
различные способы существования в этих состояниях; все события, рассматриваемые
в единовременности «вневременного», записаны, таким образом, в эту Книгу;
каждое является как бы ее буквой, отождествляясь, с другой стороны, с
точкой сплетения нитей ткани. Об этой символике книги говорится в учении
Мухйи ад-дина ибн Араби: «Вселенная — это огромная книга; все буквы этой
книги начертаны изначально одними и теми же чернилами и вписаны в вечную
Скрижаль божественным пером; все они начертаны одновременно и нераздельно;
вот почему сущностные божественные явления, скрытые в «тайне тайн», получили
название «трансцендентных букв». И сами эти трансцендентные буквы, т.
е. все творения, которые обрели виртуальное существование в божественном
всеведении, силой божественного дыхания спустились на нижележащие строки
и составили проявленную Вселенную» (184).
В индуистской традиции встречается и другая форма символики ткачества:
образ паука, ткущего паутину, — образ тем более точный, что паук создает
эту паутину из своей собственной субстанции (185).
Паутина, расширяясь кругообразно, являет собой, кроме того, схематический
план космогонического сфероида, т. е. незамкнутой сферы, о которой мы
говорили выше; основа представлена здесь нитями, радиально расходящимися
от центра, а уток — нитями, расположенными по концентрическим окружностям
(186). Чтобы вернуться отсюда к обычному образу ткани, достаточно рассматривать
центр как отдаленный безгранично — до такой степени, что радиусы становятся
параллельными в вертикальном направлении, тогда как концентрические окружности
— прямыми, перпендикулярными этим радиусам, т. е. горизонтальными.
Резюмируя, скажем, что основа — это принципы, объединяющие между собой
все миры или все состояния, поскольку каждая из ее нитей связывает соответствующие
точки различных состояний; а уток — это совокупность событий, происходящих
в каждом из миров, так что каждая нить утка соответствует развертыванию
событий в определенном мире. С другой точки зрения можно также сказать,
что проявление какого-либо существа в определенном состоянии, как и всякое
событие, обусловлено пересечением нити основы с нитью утка. Тогда каждая
нить основы есть существо, взятое в его сути; оно, как прямая проекция
изначальной «Самости», осуществляет связь всех своих состояний, сохраняя
собственное единство среди их безграничного множества. В этом случае нить
утка, которую данная нить основы встречает в определенной точке, соответствует
тому или иному состоянию существования, а их взаимное пересечение обусловливает
отношения существа, проявленного в данном состоянии, с космической средой,
в которой оно оказалось. Индивидуальная природа человеческого существа,
например, есть результат пересечения обеих нитей; другими словами, в ней
всегда следует различать два рода элементов, которые соотносятся друг
с другом как вертикаль и горизонталь; первые выражают то, что принадлежит
собственно рассматриваемому существу, тогда как вторые определяются условиями
среды.
Добавим, что нити, образующие «ткань мира», в другой аналогичной символике
обозначаются также как «волосы Шивы» (187); их можно назвать «силовыми
линиями» проявленной Вселенной, выражением которых в материальной сфере
служат направления пространства.
Нетрудно увидеть, сколь разнообразными могут быть применения, основанные
на вышеизложенных соображениях; но здесь мы хотели только указать на основное
значение символики ткачества, крайне слабо, думается, известной на Западе
(188).
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|