Глава
XXII. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СИМВОЛ ИНЬ-ЯН: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ РОЖДЕНИЯ
И СМЕРТИ
Возвращаясь к изображению нашей фигуры, мы должны рассмотреть особо еще
две вещи: с одной стороны, вертикальную ось, а с другой стороны, горизонтальную
плоскость координат. Мы знаем, что горизонтальная плоскость выражает собой
состояние существа, каждая модальность которого соответствует плоскому
витку спирали, принятому нами за окружность; с другой стороны, концы этого
витка в действительности находятся не в плоскости кривой, но в двух непосредственно
соседствующих плоскостях, — ведь сама эта кривая, рассмотренная в вертикальной
цилиндрической системе, есть виток, функция спирали, шаг которой бесконечно
мал. Вот почему — учитывая, что мы живем, действуем и рассуждаем в настоящий
момент в условиях случайности, — мы можем и даже должны рассматривать
схему индивидуальной эволюции (220) как поверхность (плоскость). И действительно,
она обладает всеми ее атрибутами и свойствами, отличаясь от поверхности
лишь с точки зрения Абсолюта (221). Таким образом, на нашем уровне (или
ступени существования) «жизненный круг» есть непосредственная истина и
окружность вполне подходит для изображения «индивидуального человеческого
цикла» (222).
Согласно вышеизложенным соображениям, Инь-Ян, изображающий в традиционной
символике Дальнего Востока «круг индивидуальной судьбы», и в самом деле
есть круг. «Этот круг, выражающий индивидуальную или видовую эволюцию
(223), лишь двумя измерениями причастен вселенскому циклическому цилиндру.
Не имея плотности, он представляется прозрачным и светопроницаемым; иначе
говоря, схемы эволюции, предшествующих ему и следующих за ним (224), просматриваются
и доступны взгляду, проницающему его насквозь» (225).
Но, разумеется, «никогда не следует упускать из виду, что если Инь-Ян,
взятый отдельно, может рассматриваться как круг, то в последовательности
индивидуальных модификаций (226) он есть элемент спирали: всякая индивидуальная
модификация есть по сути дела трехмерный вихрь (227); лишь единожды он
проходит через человеческое состояние и никогда не повторяет вновь уже
пройденный путь»228.
Оба конца витка винтообразной спирали с бесконечно малым шагом (расстоянием
между ними) представляют собой, как мы сказали, две непосредственно соседствующие
точки на образующей цилиндра, параллельной вертикальной оси (расположенной
в одной из плоскостей координат). Эти две точки реально не принадлежат
индивидуальности, или, в более общем плане, состоянию существа, репрезентируемому
горизонтальной плоскостью. «Вхождение в Инь-Ян и выход из Инь-Ян не зависят
от индивида — ведь эти две точки принадлежат не только Инь-Ян, но и витку
спирали, нанесенному на боковую (вертикальную) поверхность цилиндра, и
подчиняются притяжению «Воли Неба». И в самом деле, человек не свободен
ни в рождении, ни в смерти. Что касается рождения, он не волен ни в согласии
на него, ни в отказе, ни в выборе момента. Что касается смерти, он не
свободен уклониться от нее; не волен он и в выборе момента смерти... Во
всяком случае, он не свободен ни в одном из условий двух этих актов: рождение
неодолимо ввергает его в круг существования, которое он не выбирал и которого
не просил; смерть забирает его из этого круга и неодолимо бросает в другой,
предписанный и предусмотренный «Волей Неба», и он ничего не может здесь
изменить (229). Таким образом, земной человек есть раб от рождения до
смерти, т. е. по отношению к двум главным актам своей индивидуальной жизни
— единственным, которые подводят итог его особой эволюции по отношению
к Бесконечному» (230).
Следует уяснить, что «феномены смерти и рождения, рассмотренные сами по
себе и вне циклов, совершенно равны» (231); можно даже сказать, что это
в действительности один и тот же феномен, рассмотренный с двух противоположных
сторон, с позиций обоих последовательных циклов, в которые он вступает.
Это видно непосредственно в нашем геометрическом изображении, поскольку
конец какого-либо цикла обязательно совпадает с началом другого; и мы
употребляем слова «рождение» и «смерть», беря их в самом общем смысле,
для обозначения переходов между циклами, какова бы ни была протяженность
последних и идет ли речь о мирах или индивидах. Эти два феномена «сопровождают
и дополняют друг друга; рождение человека — это непосредственный результат
смерти (в другом состоянии); смерть человека — это непосредственная причина
рождения (также в другом состоянии). Одно из этих обстоятельств никогда
не возникает без другого. Поскольку здесь не существует времени, мы можем
утверждать, что между значениями, присущими феноменам рождения и смерти,
имеется метафизическое тождество. Что касается их относительного значения,
то — если учесть их непосредственные последствия — смерть в конце какого-либо
цикла превосходит рождение в начале того же цикла на величину притяжения
«Воли Неба» по отношению к этому циклу, т. е., в математическом выражении,
— на шаг эволюционной спирали» (232).
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|