Глава
XXIX. ЦЕНТР И ОКРУЖНОСТЬ
Все эти рассуждения никоим образом не ведут нас, как можно было бы предположить,
к рассмотрению пространства как «сферы, центр которой повсюду, а окружность
нигде», согласно известному выражению Паскаля, — едва ли, впрочем, он
сказал это первым. Во всяком случае, мы не собираемся исследовать здесь,
какой именно смысл сам Паскаль придавал этому высказыванию, ставшему предметом
сомнительных интерпретаций; для нас это неважно, так как очевидно, что
автор слишком знаменитых рассуждений о «двух бесконечностях», несмотря
на свои бесспорные заслуги в других отношениях, не обладал никаким знанием
метафизического порядка (291).
В пространственном изображении целокупного сущего, несомненно, каждая
точка до своего определения потенциально является центром существа, представленного
той протяженностью, где оно расположено; но лишь потенциально и виртуально,
поскольку реальный центр в действительности не определен. Это определение
предполагает отождествление центра с самой природой изначальной точки,
которая, собственно говоря, не находится нигде, поскольку не подчинена
условию пространства и в силу этого содержит в себе все возможности; то,
что есть повсюду, в пространственном смысле — только проявления изначальной
точки, которые действительно заполняют всю протяженность, но при этом
являются лишь простыми модальностями; так что «повсеместность» в целом
представляет собой только чувственный субститут истинного «всеприсутствия»
(292). Более того, если центр протяженности вбирает в себя все другие
точки посредством вибрации, которую он им сообщает, то только таким образом
он делает их причастными неделимой и необусловленной природе — его собственной;
эта сопричастность, будучи действительной, выводит их тем самым за рамки
условия пространства.
Во всем этом надо учитывать, никогда не упуская из виду, общий элементарный
закон, — хотя кое-кто едва ли не систематически игнорирует его: между
фактом или чувственным объектом (что по сути одно и то же), взятым в качестве
символа, и идеей или, скорее, метафизическим принципом, каковой желают
символизировать в меру возможного, всегда имеется обратная аналогия, которая
только и является истинной (293). Так, в пространстве, рассматриваемом
в его актуальной реальности, а не в качестве символа целокупного сущего,
никакая точка не может быть центром; все точки равно относятся к области
проявления, в силу самого факта их принадлежности пространству; последнее
есть одна из возможностей, реализованная в этой области; область же эта
в своей целостности представляет не более чем окружность «колеса вещей»,
или то, что можно назвать внешним проявлением универсальной Экзистенции.
Говорить здесь о «внешнем» и «внутреннем», как и о центре и окружности,
— значит употреблять символический язык, и даже язык пространственной
символики; но невозможность обойтись без таких символов доказывает не
что иное, как неизбежное несовершенство наших средств выражения, отмеченное
нами выше. Если мы можем, до известной степени, сообщить наши воззрения
другому в проявленном и формальном мире (поскольку речь идет об ограниченном
индивидуальном состоянии, вне которого нельзя было бы даже поставить вопроса
о «другом», по крайней мере, в «различительном смысле» этого слова в мире
человеческом), то, безусловно, через образы, облекающие эти концепции
в определенные формы, т. е. посредством соответствий и аналогий. В этом
заключается принцип и основание существования всякой символики; всякое
выражение, какова бы ни была его форма, — в действительности не что иное,
как символ (294).
Однако «остережемся смешивать вещь (или идею) с ухудшенной формой, в которой
мы, как человеческие индивиды, только и можем ее вообразить, а пожалуй,
и понять; ибо худшие метафизические заблуждения (или скорее антиметафизические)
коренятся в недостаточном понимании и дурной интерпретации символов. И
будем всегда помнить бога Януса, который изображается с двумя лицами,
но имеет только один лик, притом отличный от тех, что обращены к нам»
(295).
Этот образ Януса весьма точно выражает различие «внешнего» и «внутреннего»,
а также прошлого и будущего; и его единственное лицо, которое ни одно
относительное и случайное существо не могло бы созерцать, пребывая в своем
ограниченном состоянии, — лучше всего можно было бы сравнить с третьим
глазом Шивы, который видит все вещи в «вечном настоящем» (296).
В этих условиях и со сделанными нами оговорками мы можем и должны — дабы
согласовать наше выражение с нормальным отношением, присущим всем аналогиям
(мы охотно назвали бы его, пользуясь геометрическими терминами, отношением
обратной гомотетии), — перевернуть вышеприведенное выражение Паскаля.
Вот что мы нашли в одном из даосских текстов, который цитировали ранее.
«Точка как ось нормы есть неподвижный центр окружности, по контуру которой
вращаются все случайности, различия и индивидуальности» (297). На первый
взгляд кажется, что оба образа сопоставимы, но в действительности они
прямо противоположны друг другу; Паскаль дал увлечь себя своему воображению
геометра, и это привело его к перевертыванию истинных отношений, каковые
надлежит рассматривать с метафизической точки зрения. Это центр, который,
собственно говоря, не находится нигде, поскольку, как мы сказали, он по
преимуществу «нелокализован»; он не может быть найден ни в одном месте
проявления, будучи абсолютно трансцендентным по отношению к последнему,
оставаясь внутренним для всех вещей. Он находится вне всего того, что
может быть достигнуто чувствами и способностями, проистекающими из чувственной
сферы: «Первопринцип не может быть постигнут ни зрением, ни слухом...
Первопринцип не может быть услышан; то что слышится, не Он. Первопринцип
не может быть возвещен; то, что возвещается, не Он... Первопринцип нельзя
ни помыслить, ни описать» (298).
Все, что может быть увидено, услышано, возвещено или описано, с необходимостью
принадлежит проявлению, более того — формальному проявлению; действительно,
повсюду находится окружность, поскольку все места пространства, или, шире,
все проявленные вещи (пространство здесь — лишь символ универсального
проявления), «все случайности, различия и индивидуальности» являются лишь
элементами «потока форм», точками окружности «космического колеса».
Резюмируя, скажем, что не только в пространстве, но и во всем, что проявлено,
внешнее или окружность находится повсюду, тогда как центр — нигде, поскольку
он непроявлен; но (и здесь выражение «обратный смысл» приобретает все
свое значение) проявленное было бы абсолютно ничем без этой сущностной
точки, которая, сама оставаясь непроявленной, именно по этой причине содержит
в принципе все возможные проявления; это поистине «неподвижный двигатель»
всех вещей, неподвижный источник всякой дифференциации и модификации.
Эта точка создает все пространство (как и другие проявления), выходя из
самой себя посредством развертывания своих возможностей в неограниченное
множество модальностей, которыми она заполняет полностью все это пространство;
но когда мы говорим, что она выходит из себя, чтобы осуществить это развитие,
не следует понимать буквально это весьма несовершенное выражение, что
было бы грубой ошибкой. В действительности, изначальная точка, о которой
мы говорим, независимая от пространства, — поскольку именно она его производит,
а отношения зависимости (или причинные отношения), разумеется, необратимы,
— остается незатронутой условиями каких-либо из ее модальностей; откуда
следует, что она отнюдь не утрачивает самотождественности. Если она реализует
полноту своей возможности, то затем, чтобы прийти (но идея «возвращения»
или «нового начала» никоим образом здесь неприменима) к «концу, который
тождествен началу», т. е. тому первоначальному Единству, которое содержало
все в принципе; Единству, которое, оставаясь «Самостью», никоим образом
не может стать чем-либо иным (что означало бы дуальность), кроме самого
себя, и из чего, следовательно, оно, рассмотренное в себе самом, и не
выходило. Впрочем, поскольку речь идет о существе в себе, символизированном
точкой, и даже об универсальном Бытии, мы можем говорить лишь о Единстве,
как мы только что и сделали; но, если мы хотели, выйдя за пределы самого
Бытия, рассмотреть абсолютное Совершенство, мы должны перейти в то же
время за пределы этого Единства, к метафизическому Нулю; но его нельзя
ни выразить символом, ни назвать каким-либо именем (299).
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
31 примечания
(открываются в новом окне)
|