Клермонский
собор. - Выступление крестоносцев. - Крестоносцы в Константинополе. -
Крестоносцы в Малой Азии. - Взятие Эдессы. - Взятие Антиохии. - Раздоры
между крестоносцами. - Взятие Иерусалима.
Клермонский собор. В течение XI
в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка;
папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского
мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни, аскеты, ведшие жизнь
древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия
и уважения к церкви.
Христианские воины, рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику
и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью
друг с другом; папа внушил им мысль со единиться против врагов христианства.
Крестовые походы были результатом союза между рыцарством я папством.
Уже в 1074 г. Григорий VII выражал желание лично повести христианских
рыцарей «на борьбу с врагами Господа до Гробницы Спасителя». Но ему еще
приходилось защищаться против немецкого императора, и он ничего не мог
предпринять. Урбан II, француз знатного происхождения, пользовался большим
уважением, чем какой бы то ни было из его предшественников; особенно была
ему предана французская знать; он мог, наконец, осуществить план Григория
VII. Осенью 1095 г, Урбан отправился во Францию, чтобы руководить со6ором,
созванным с целью преобразовать француз скую церковь и осудить короля
Филиппа, который отказывался принять обратно свою жену. Собор открылся
18 ноября в Клермоне; на нем присутствовало 14 архиепископов, 250 епископов,
более 400 аббатов и тысячи рыцарей из Южной Франции, не говоря уже о несметном
количестве простого народа. Вся эта толпа не могла поместиться в городе;
были разбиты палатки на поле. Когда 26 ноября собор закончил свою работу,
папа собрал всю толпу под открытым небом и произнес речь о св. Гробе;
он увещевал рыцарей взяться за оружие, что бы защитить Христа против неверных
«сыновей Агари», и на поминал им слова Евангелия: "Пусть каждый отречется
от себя и возьмет свой крест». Толпа, охваченная энтузиазмом, разразилась
криками: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Это был бое вой клич крестоносцев.
Епископ города Пюи Адемар Монтейльский преклонил колена перед папой и
просил благословить его на поход к ев. Гробу.
Тысячи рыцарей последовали его примеру. На naмять о слове Xpистовe oни
прикрепляли к плечу крест из материи (обычно красной)» который с этих
пор становится знаком крестоносцев отправляющихся в св. землю. Выступая
в поход, они прикрепляли его спереди, возвращаясь - на спине. Отсюда их
название крестоносцы.
Папа тотчас издал указ относительно похода. Всякий, берущий крест, дает
обет он обязывается воевать с неверными и не возвращаться на родину, пока
не побывает у св. Гроба. Взамен церковь освобождает его от всех эпитимий,
которые он навлек на себя своими грехами. «Всякий,- гласят декрет, кто
отправится в Иерусалим для освобождения церкви Божьей единственно из благочестия,
а не для приобретения почестей или денег, заслужит своим путешествием
полное отпущение грехов». Таким образом, крестоносец становится паломником,
человеком церкви во время его паломничества кредиторы не могут преследовать
его; всякий, кто протянет руку к его имуществу, подлежит отлучению.
Выступление крестоносцев. Французские
рыцари и папа решили вопрос о крестовом походе в минуту энтузиазма, не
обдумав его заранее. Было установлено, что рыцари выступят 15 августа
будущего года и соединятся в Константинополе. Монахи и священники начали
объезжать Францию и Германию,
проповедуя крестовый поход.
Самым знаменитым из этих проповедников был отшельник, живший в окрестностях
Амьена, Петр, который уже ранее совершал паломничество в св. землю, человек
невысокого роста, худощавый, со сверкающим взором, одетый в плащ с капюшоном,
подпоясанный верейкой; он проповедовал преимущественно между крестьянами.
Таким образом, на севере Франции собралась толпа жалких крестьян, плохо
вооруженная и бей провизии, которая двинулась в путь вместе с женами и
детьми под предводительством Петра Пустынника и одного бедного рыцаря,
Вальтера Голяка. Они прошли через Германию и, спустившись вдоль по Дунаю,
достигли Константинополя.
Той же дорогой пошли и другие отряды, образовавшиеся в Германии на берегах
Рейна; перед .одним из этих отрядов выступали коза и гусь, священные животные
древней германской мифологии, которые должны были служить вожаками экспедиции.
Перед выступлением крестоносцы перебили еврейских городах евреев как врагов
Христа и разграбила их дома; когда архиепископ Кельнский спрягая евреев
в первом этаже своего дома, толпа разбила дверь топорами и перерезала
несчастных.
Часть крестоносцев погибла в битвах с венграми и болгарами, которые, будучи
раздражены их буйным поведением, решили не пропускать их через свою страну.
Те из крестоносцев, которые дошли до Константинополя, начали грабить его;
они срывали свинец с церковных крыш и про давали его грекам. Они не хотели
ждать рыцарей и заставили Петра Пустынника тотчас вести их против турок.
Двумя отрядами они расположились под Никеей; одни, запертые в своем лагере,
где они умирали от жажды, сдались или были избиты; другие напали на турок
и потерпели поражение. Лишь немногие спаслись вместе с Петром Пустынником;
по словам летописцев, кости христиан образовали холмы на Никейской равнине.
Спустя несколько лет возникла легенда, что настоящим инициатором крестового
похода был Петр Пустынник, который и убедил папу взяться за это дело.
Во время своего паломничества в Иерусалим он заснул в церкви св. Гроба
и во сне увидел Спасителя, который сказал ему: «Петр, дорогой сын мой,
встань, иди к моему патриарху, и он даст тебе письмо твоего посланничества.
Расскажи на твоей родине о жалком положении св. мест и пробуди сердце
верующих, чтобы они освободили Иерусалим от язычников». Петр взял у иерусалимского
патриарха письмо, отнес последнее к папе и получил разрешение проповедовать
крестовый поход. Эта легенда пришлась по душе экзальтированным христианам,
которым светское духовенство казалось недостаточно пре данным делу веры;
было приятно думать, что зачинщиком крестового похода был не папа, а отшельник.
Приготовления к экспедиции, которая была решена на Клермонском соборе,
закончились лишь через год. В ней участвовало, по преданию, 100 тысяч
рыцарей и 600 тысяч пехотинцев; но установить точное число крестоносцев
нет никакой возможности (папа в одном письме говорит о 300 тысяч человек).
Вооружение рыцарей состояло из копья и кольчуги; их сопровождали слуги
и повозки с провизией. Все крестоносное войско разделилось на четыре ополчения,
которые шли до Константинополя разными путями:
1) провансальцы и итальянцы под предводительством папского легата и тулузского
графа Раймонда IV шли через Италию, Далмацию и Эпирские горы;
2) немцы и северные французы спустились вдоль Дуная под начальством Балдуина
Геннегауского, Рено и Петра Тульского, Гуго де Сен-Поля, герцога Нижней
Лотарингии Готфрида Бульонского и его брата Балдуина;
3) третье ополчение, образовавшееся в Южной Италии и состоявшее из итальянских
крестоносцев и из рыцарей норманнского королевства Сицилии, под предводительством
норманнского князя Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда переправилось
через Адриатическое море и шло далее через Эпир и Фракию;
4) крестоносцы Северной Франции под предводительством брата французского
короля, графа Гуго Вермандуа, герцога Нормандского Роберта, графов Шартрского
и Фландрского прошли Италию до Брундизия а далее направились тем же путем,
что и Раймонд.
Эти полчища не представляли собой настоящих армий; каждый крестоносец
совершал поход на собственный страх, не будучи никому обязан повиновением.
Они естественно сгруппировались вокруг наиболее известных сеньоров, но
не обязались слушаться их приказаний и по произволу переходили от одного
к другому. Панский легат Адемар не, был полководцем и мог иметь лишь нравственное
влияние. Позже, когда Готфриду Бульонскому было поручено управление Иерусалимом,
возникло представление» будто он с самого начала руководил походом, и
вокруг его, имени сложилась целая легенда. Его изображали идеалом рыцаря
одновременно и храбрым, и смиренным; одним ударом меча он отрубал голову
быку или разрубал турка до пояса; он нее императорское знамя, собственноручно
убил узурпатора Рудольфа и первый водрузил знамя императора на стенах
Иерусалима. В действительности он провел свою жизнь в мелких битвах, но,
по-видимому, он выделялся из среды остальных рыцарей своей набожностью
и бескорыстием.
Крестоносцы в Константинополе. Крестоносцы
от
дельными отрядами прибыли в Константинополь (1096). Западные рыцари, видавшие
только местечки и одноэтажные деревянные дома, были поражены при виде
этого огромного города с мраморными дворцами, золотыми куполами церквей
и широкими улицами, наполненными народом. Это богатство возбуждало в них
зависть, а грeки-схизматики не внушали им почтения. Дочь императора, Анна
Комнина, негодованием рассказывает о том, как вели себя крестоносцы в
Константинополе. Во время одной церемонии один из них уселся на императорском
троне, и император ничего не сказал, «издавна зная дерзость латинян».
Граф Балдуин велел ему сойти с трона, объяснив, что пат следовать обычаям
страны. Крестоносец вспылил и сказал, указывая на императора: «Взгляните,
пожалуйста, на этого мужика, который один сидит, тогда как столько полководцев
стоят на ногах».
Алексей Комнин потребовал, чтобы вожди крестоносного ополчения присягнули
ему на верность, то есть при знали себя его подданными. Готфрид, прибывший
первым, расположился в предместье Пера; он отказался исполнить требование
императора, заявив, что будет вести переговоры лишь как равный с равным;
император двинул против него войска и принудил его дать клятву верности,
а затем я переправиться в Азию. Остальные князья также согласились признать
себя вассалами императора я обязались отдать ему все города Малой Азии,
которые они отнимут у неверных. Уже эта первая встреча обнаружила ту глубокую
ненависть, какую питали друг к другу крестоносцы и византийцы: византийцы
находили, что латиняне грубы и нахальны» и жаловались на их грабительства;
крестоносцы обвинили греков в том будто последние хотели отравить или
предать их, и называли их трусами и лжецами. Они взаимно попрекали друг
друга верой. Искреннее соглашение между греками и католиками было невозможно.
Император хотел воспользоваться крестоносцами, чтобы одолеть турок и завоевать
Азию. Западные князья стремились сделаться самостоятельными государями
на Востоке и не хотели подчиняться
императору.
1 2
|