Что
же касается идеи, вдохновлявшей и тамплиеров, и людей, подобных Бернару
Клервосскому, и сильных мира сего той эпохи, пусть даже нигде не записанной,
но явно существовавшей, то я бы сформулировала свое видение так:
Христианская церковь и в смысле храмов и в смысле ее верующих членов является,
по определению, физическим обиталищем живого Бога. Присутствие это реализуется
посредством таинства евхаристии, подтверждено вековыми догматическими
устоями, видЕниями всевозможных святых, чудесами и знамениями. Соответственно,
для любого члена Церкви это – неоспоримый факт, и в каких-то дополнительных
облаках не просто нет никакой необходимости, а даже более того, подобные
поползновения всегда рассматривались святоотеческой мыслью как попытка
искусить Бога, наподобие того, как это пытались сделать стоявшие рядом
с умирающим Христом фарисеи, и кричавшие – сойди с креста и мы в тебя
уверуем…
Далее
Христианская церковь не бывает просто церковью – она бывает двух видов
– либо всегда воинствующая, вплоть до Страшного Суда, либо торжествующая,
что случится после Страшного Суда и будет продолжаться вечно.
В этом процессе воинствования такой фундаментальный источник, как Апокалипсис,
выделяет некую особую стадию тысячелетнего царствования святых (…»но они
будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с ним тысячу лет»
(Апокалипсис 20:6) после которого сатана будет освобожден и выйдет обольщать
народы, а затем наступает Страшный суд и Царствие Небесное.
Теперь достаточно лишь краткого взгляда на историю церкви с 6 по 11 век,
чтобы без труда увидеть, что такой фундаментальный и запредельный взгляд
на вещи, присущий церкви первохристианской, весьма к этому времени поистлел
и поистерся. Церковь превратилась в хорошо отлаженную корпорацию, и вся
догматика была переориентирована в рутинную идеологию, обслуживающую хозяйственные
интересы этой корпорации. Из всех традиционных первоиерархов, более менее
независимым и находящимся физически на территории своих пасомых был, к
этому моменту, только первосвященник Рима. Соответственно, эпоха, наступившая
сразу после календарного тысячного года, а если быть догматически более
точным – начиная с 1033 с половиной года, носила совершенно уникальный
характер, поскольку именно в эти, и только в эти дни можно было не просто
вспомнить, а всерьез заговорить о древних идеалах – вот она, истекшая
тысяча лет владычества церкви воинствующей, вот он – близ грядущий сатана
(и даже ясен был носитель, в лице которого этот близ грядущий сатана приблизится
- а именно – прочно утвердившийся и заматеревший ислам) ну а после кратковременных
искушений – вот она – безбрежная даль Царствия Небесного!
Итак
– наступал последний бой.
Ну, а точка приложения усилий тоже определялась автоматически. Тысячелетний
круг истории должен был замкнуться – святая святых христианства – Голгофа
– должна была стать центром грядущего на землю Царствия Небесного. Ну,
и конечно, опять следуем указаниям священного писания: «…явится знамение
Сына Человеческого на небе…» (Мт. 24:30)
Знамение сына человеческого – это, естественно, крест, а точнее – крест,
на котором был распят Христос – чем не конкретное указание к практическим
действиям?
Это и есть та почва, на которой не просто синхронно, а с эффектом мощнейшего
резонанса, сработали все и всяческие групповые и индивидуальные интересы
в ту эпоху.
А
именно:
-
Для Папы – это была запредельная, уникальная возможность основать реальную,
вселенскую теократию, когда сильные мира сего, завоевав все, что надо
и разгромив всех, кого следует, воленс-ноленс приникнут к его стопам,
ибо распоряжаться местом казни Христовой – Голгофой - без первоиерарха
христианской церкви немыслимо и невозможно.
Однако, как давно известно, взять власть намного проще, чем, затем, удержать
ее. Соответственно, только в тех условиях была возможность создания такого
экзотического и невиданного института как военные монашествующие ордена.
С политической точки зрения отнюдь не столь важным было какими в данный
конкретный момент побуждениями руководствуются члены этих орденов. Важно
было то, что по определению, такой орден, будучи создан папой, является
напрямую его структурой. Если все пойдет как надо – такие ордена являются
идеальным инструментом международного контроля папского престола по отношению
к локальным властям – и, кстати, не только светским, но и духовным – что-то
наподобие ООНовских голубых касок, только силой побольше, и качеством
получше. Именно таким образом Царство Небесное на земле имело все шансы
воплотиться практически под эгидой наместника Христова.
-
Для государей той эпохи представлялся идеальный шанс консолидированными
усилиями решить важнейшую геополитическую проблему, и если не уничтожить
совсем, то существенно потеснить и обескровить исламские государства,
взять, наконец, под контроль Средиземное море и так далее.
-
Для баронов, герцогов и графов все это было тоже очень интересно, поскольку
являлось идеальным шансом улучшить и упрочить свое положение.
А для тех потомков аристократических семей, которым такая возможность
практически не светила, возможность карьеры во вновь создаваемых военных
монашествующих орденах сулила едва ли не большую почесть, славу и выгоду,
нежели наследование родового поместья.
-
Даже для сирых и убогих это была великолепная возможность, позволявшая
отправится на поиски лучшей доли.
Таким
образом, в эти уникальные годы, едва ли не все члены христианской церкви
того времени сверху до низу оказались искренне и кровно заинтересованы
в битве за скорейший приход Царствия Небесного.
На основании всего этого можно, даже не вдаваясь, в очень уж смелые предположения,
приблизительно представить себе тот дух и ту идею, которая доминировала
в тамплиерах той эпохи.
Разумеется – это битва за приход Царствия небесного на землю.
Однако, немного со своей спецификой, и со своими особенностями.
Судя по некоторым деталям их взаимоотношений с различными государями Европы
той эпохи, невольно складывается впечатление, что они и ожидали, и искали,
руководствуясь какими-то своими, возможно, даже, эзотерическими представлениями,
некоего особенного монарха, правителя будущей эпохи, оплотом трона которого
они готовы были стать. И, таким образом, автоматически, в новом Царствии
Небесном на земле им действительно выпала бы совершенно особая роль, в
чем то сродни роли левитов в древнем Израиле. Аналогия, кстати, не случайная
– именно тамплиеры хранили главную христианскую святыню – Крест Господень,
как левиты хранили Ковчег Завета.
©
Галина Росси
(примечание:
о левитах из Энциклопедии Брокгауза Ефрона http://newbible.narod.ru/OTHER/Encycl/203_31.htm
|