УВЕЛИЧИТЬМеланхолия

гравюра
1514
Kupferstichkabinett, Staatliche Kunsthalle, Karlsruhe

 

Альбрехт Дюрер (1471-1528) несомненно, самый выдающийся художник Северного Ренессанса. Живя в Нюрнберге, на полпути между Нидерландами и Италией, он черпал вдохновение в трудах живописцев обоих главных европейских культурных центров того времени. Но Дюрер не был подражателем, как это случалось с другими художниками, он был ярким новатором. Например, он смело предлагает использовать пропорции Аполлона при изображении Христа и прекрасную фигуру Венеры – для образа девы Марии, ставя, таким образом, античность на службу новому искусству своего времени. Особенно близок Дюрер к Леонардо да Винчи. Их роднит стремление приравнять художественное творчество к науке. И Леонардо и Дюрер исповедуют одну и ту же возрожденческую теорию, согласно которой, живопись является наукой и источником всех научных открытий. Леонардо говорит: «живопись – наука и законная дочь природы». «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» - пишет Дюрер. Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. В частности, в 1515 году он изготовил печатные карты звездного неба. Одна планисфера показывала все северные созвездия; другая гравюра на дереве изображала южные. Латинская надпись на южной планисфере гласит: «Иоганн Стабий направил – Конрад Хейнфогель расположил звезды – Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. В 1514 году, во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой. «Меланхолия» - самая загадочная из трех, т. н., «Мастерских гравюр» Дюрера и одна из любимых его работ. Об этой гравюре написано очень много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету. Но оказалось, что очень многое в этой гравюре, в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное, символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов. Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии. Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля 1514 года. Она была видна на протяжении всей ночи.

© Алиса Атмане 2000 г.