В одно время с «Романом об истории о Святом Граале»
появился - возможно, в Англии - другой роман, в прозе,- «Перлесваус»,-
посвященный именно поискам Персеваля. Но, в противовес убеждениям своей
эпохи, его автор предпочел остаться неизвестным, и из этого можно заключить,
что он принадлежал к монашескому или военному ордену, где этот род занятий
считался непристойным. Впрочем, как считают некоторые специалисты по средневековой
литературе, «Перлесваус» вполне мог бы быть произведением пера тамплиера.
Действительно, рыцари тевтонского ордена поддерживали и поощряли многих
анонимных поэтов, и, несомненно, так же поступали тамплиеры, ведь некоторые
фрагменты в романах обращают на себя внимание тем, с каким исключительным
знанием дела описаны военная действительность, оружие, экипировка, маневры,
стратегия и получаемые раны.
Сомневаться не приходится: автор хорошо был знаком с полем битвы и сам
имел военный опыт. Как бы то ни было, но даже если роман и не был написан
тамплиером, повсюду чувствуется тень рыцарей: замок, где находится не
Грааль, а конклав «посвященных», церемония, на которой Персеваля приняли
двое «мастеров», хлопающие в ладоши и окруженные тридцатью тремя другими
мужчинами, «одетыми в белое и носящими на груди красный крест и кажущимися
одного возраста».
Наконец, утверждение одного из этих таинственных «мастеров» о том, что
ему хорошо известен род Персеваля и что он лично видел Грааль - привилегия,
коей удостоены были лишь немногие. Как и предыдущие романы Кретьена де
Труа и Робера де Борона, «Перлесваус» также настойчиво проводит линию
рода, потомства: Персеваль много раз назван там «самым святым»; в другом
месте он принадлежит «к роду Иосифа из Аримафеи», а дальше - «этот Иосиф
был дядей его матери, бывшим воином Пилата в течение семи лет». Однако,
действие «Перлесвауса» происходит не в эпоху Иосифа из Аримафеи, а, как
и у Кретьена, во времена короля Артура. Впрочем, хронология не всегда
соблюдается точно, раз упоминаемая там Святая Земля вернулась вновь в
руки неверных, тогда как в действительности это событие произошло лишь
два века спустя после царствования короля Артура.
Кроме поля битвы анонимный автор «Перлесвауса», кажется, хорошо знает
и магический мир заклинаний и обращений. Например, можно прочесть там
- и это удивительно - многочисленные намеки на алхимическую работу, а
именно: на двух мужей, «сделанных из меди, благодаря искусству нигромансии»;
здесь явно присутствует отголосок некоторых тайн, окружавших тамплиеров;
затем слова, обращенные к Персевалю, одного из «мастеров», одетых в белое,
напоминающие о загадочной голове из ритуалов ордена: «Есть головы, сделанные
из серебра, и головы, сделанные из свинца, и тела, которым эти головы
принадлежали; я говорю тебе, что ты должен вызвать сюда головы Короля
и Королевы». Безусловно, это намеки на магию, а также на ереси и язычество.
И не только Персеваль обозначен таковым, как «сын вдовы», но все действие
романа целиком разворачивается в атмосфере странных церемоний, неожиданных
для христианского контекста: король принесен в жертву, его дети зажарены
и съедены - преступление, в котором часто обвиняли тамплиеров, - над лесом
поднят красный крест, чудесное белое животное на глазах у Персеваля раздирают
в клочья собаки; затем па сцену выходят рыцарь и девушка, они несут золотую
посуду и принимаются собирать в нее изуродованные куски мяса, прежде чем
поцеловать крест и исчезнуть. Что касается Персеваля, то он преклоняет
колена перед крестом, а затем, как и все остальные, в свою очередь целует
его.
Это отношение к кресту очень напоминает обвинения, выдвинутые против тамплиеров,
записанные в различных протоколах процессов Инквизиции; но оно напоминает
также дуализм катарской мысли, отрицающей крест, и еще гностическую философию;
и та, и другая распространяются здесь и на сам Грааль. Ведь если для Кретьена
де Труа Грааль лишь неопределенный предмет из золота и драгоценных камней,
а для Робера де Борона - это чаша, в которую собрали кровь Христа, то
в «Перлесваусе» он принимает совсем другие и очень любопытные размеры,
заключая в себе идею тайны, относящуюся к Иисусу и приоткрытую лишь для
небольшого числа людей. «Ты не должен раскрывать тайн Спасителя, - говорит
священник Ивэйну, - и тех, кому они были доверены, и ты тоже должен скрывать
их». Так, когда Ивэйн, наконец, находит Грааль, то сначала «ему кажется,
что в центре него он видит лик ребенка», потом «Грааль во плоти», а затем,
как он думает, «коронованного Царя, пригвожденного к кресту».
Далее, в ходе мессы, Грааль, наконец, появляется «в пяти разных образах,
о которых никто не имеет права говорить, ибо секреты этого таинства не
должны быть раскрыты, и говорить о них имеет право только тот, кому Бог
доверит их. Король Артур видит пять различных превращений, и последнее
из них - Потир (чаша)». Итак, согласно анонимному автору «Перлесвауса»,
Грааль принимает различные формы, и эти превращения могут быть истолкованы
по-разному. Их эзотерическое значение очевидно: Грааль - это чаша, кубок
или потир; но если принять это как аллегорию, то он символизирует потомство,
или, быть может, тех, кто его составляет, или же еще представляет собой
в некотором роде мистический опыт, одно из духовных открытий, каковые
были известны катарам и разным дуалистическим сектам.
Из всех романов, посвященных Граалю, самым известным и наиболее типичным
по жанру, бесспорно, остается «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, написанный
между 1195 и 1216 гг. И тем не менее, Вольфрам, будучи по происхождению
баварским рыцарем, родился, как нам казалось сначала, слишком далеко от
мифа, чтобы смочь приняться за роман со знанием дела. Но вскоре мы изменили
свое мнение. Действительно, сразу же после прочтения первых страниц отдаешь
себе отчет в том, что это единственная достоверная версия истории о Граале.
В противовес другим, эта основана на информации из «первых рук» - от некоего
Киота Провансальского, который, в свою очередь, получил ее от некоего
Флегетаниса. Вот цитата из текста Эшенбаха по этому поводу:
«Если бы кто-нибудь из вас еще недавно спросил меня об этом и рассердился
по причине моего отказа ответить ему, открыть эти тайны, он заслужил бы
серьезное порицание. По примеру Киота, мне надо было их еще скрывать...
Но теперь о них нужно рассказать. Киот, известный мастер, нашел в Толедо
среди брошенных рукописей основу этой истории, написанную по-арабски.
Ему сначала надо было научиться различать буквы: а, б, в (но он совсем
не собирался посвящать себя черной магии)... Один язычник по имени Флегетанис
был очень уважаем за его ученость. Этот большой знаток природы происходил
от Соломона; его родители принадлежали к одной израильской семье в очень
давние времена, когда святое крещение еще не оберегало людей от адского
огня. Это он написал историю Грааля. Флегетанис родился от отца-араба;
он поклонялся тельцу... Язычник Флегетанис умел предсказывать исчезновение
каждой звезды и момент ее возвращения... Все земные события определяются
движениями светил. Изучая созвездия, язычник Флегетанис открыл глубокие
тайны, о которых он говорил с трепетом. Он говорил, что существовал предмет,
именуемый Граалем. Это имя он ясно прочитал по звездам. Войско ангелов
положило его на землю. С тех пор о нем должны были заботиться люди, ставшие
христианами, и такие же чистые, как ангелы. И охранять Грааль призывались
только люди, имеющие высокие заслуги. Киот, мудрый учитель, поискал тогда
в латинских книгах, где мог жить народ достаточно чистый и в достаточной
мере склонный к жизни отрешенной, чтобы стать хранителем Грааля. Он читал
хроники королевства Бретань, Франции, Ирландии и многих других стран,
пока в Анжу он не нашел то, что искал. В очень правдивых книгах он прочел
историю Мазадана. И он нашел продолжение его рода».
Четыре пункта из этого текста достойны того, чтобы их отметили: первый
- это то, что история Грааля ассоциируется с семьей некоего Мазадана.
Второй - важную роль играет здесь дом герцогов Анжуйских. Третий - то,
что оригинальная версия, кажется, пришла через Пиренеи из мусульманской
Испании, а точнее, из Толедо - важного центра иудейских и мусульманских
эзотерических учений; наконец, последний пункт, но не последний по значимости,
состоит в том, что приключения Грааля имеют еврейское происхождение.
Это неожиданно, ведь если Грааль, как мы видели, это христианская тайна,
то почему она была передана посвященными-евреями и почему еврейские писатели
имели доступ к христианским текстам, неизвестным самим христианам? Очевидно,
что этот текст поднимает первый и серьезный вопрос: кто такие Киот и Флегетанис?
По этому поводу велись многочисленные споры; одни считали, что это вымышленные
персонажи, другие - что они действительно существовали. Что касается нас,
то в пользу наших исследований о тамплиерах мы выбираем вторую гипотезу,
по крайней мере, насчет Киота Провансальского.
В самом деле, по нашему мнению, речь почти наверняка идет о Гиоте де Провэне,
монахе и трубадуре, жившем в Провансе, который писал любовные песни, сатирические
стихи, направленные против Церкви, и произведения во славу ордена Храма,
одним из глашатаев которого он являлся. К тому же известно, что в 1184
г. по случаю праздника Троицы он отправляется в Майнц, где в этот день
император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса посвящал своих
сыновей в рыцари. На церемонии, конечно же, присутствовали поэты и трубадуры
со всего Христианского мира, и среди них не мог не быть Вольфрам фон Эшенбах,
рыцарь Священной Римской Империи. Человек большой культуры, он, по всей
вероятности, встречался с поэтом Гиотом де Провэном, который был счастлив
побеседовать с таким достойным собеседником и, несомненно, доверил ему
в символической форме кое-какие секретные сведения о Граале... Что касается
Флегетаниса, то все заставляет нас верить, что если Киот Провансальский
существовал в действительности, то и он тоже должен был существовать.
В крайнем случае, всегда можно думать, что либо Эшенбах, либо Гиот, либо
оба вместе придумали его со всеми его характерными чертами с вполне определенной
целью.
|
|