Какой душе, чуткой и музыкальной,
не дарила мгновений высочайших переживаний
величественная драма Вагнера «Парсифаль»? Кто, слушая музыку сфер в сцене
Страстной пятницы, не ощущал благоговейного трепета в сокровенной глубине
своего сердца? В чьей душе появление и воспламенение чаши Грааля не пробудило
хоть на миг самые лучшие, самые пламенные, самые неисполнимые мечты? Сердце
в такие мгновения чувствует: происходящее это не просто взлёт фантазии
поэта, здесь проявляются мощные основы какойто великой несказуемой реальности.
Но где и что есть эта реальность, об этом наш разум, увы, молчит.
Трудно сказать, породила ли какаянибудь другая легенда столько помыслов,
переживаний и толкований, как легенда о Святом Граале. О ней написаны
буквально горы книг. Какие только теории не создавались о происхождении
самого сказания, о понятии Грааля и о Братстве Грааля! Всё это свидетельствует
о том, с какой верой и с каким благоговейным переживанием подлинной реальности
воспринималась эта легенда.
Прославление Грааля берёт начало в сумерках средневековья, в XIIXIII веках,
когда начались крестовые походы против «неверных» и Запад впервые непосредственно
соприкоснулся с Востоком. Именно тогда расцвёл чудесный Жарцвет чаяний
всех идеалистов Великая Красота, что вскоре породило и противовес инквизицию,
стремившуюся заглушить каждый проблеск света в человеческом сознании.
Самым древним из дошедших до нас воспроизведений легенды о Граале является
роман Кретьена де Труа на французском языке; это сочинение использовал
Вольфрам фон Эшенбах в своей величественной поэме о Парцифале, а также
многие другие авторы. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле
Артуре и рыцарях Круглого стола. Трубадуры и народная поэзия средневековья
также воспевают Грааль как самое возвышенное и сокровенное понятие. Так,
например, Рейнмар фон Цветтер называет чистую женщину молодым Граалем.
Для поэта его возлюбленная Грааль сердца . Деву Марию сравнивают Граалем.
Именем Грааля называются даже замки, празднества и т. п. ([74], с. 501).
Что же представляют собой первичные элементы этой легенды, то общее, что
отражается в произведениях поэтов средневековья о Граале?
Где-то, по одному преданию в Испании или на юге Франции, по другому в
стране древних кельтов, Ирландии, по третьему далеко на Востоке, высится
неприступная гора, называемая Мунсальвеш, Монсальват Mons Salvationis
Mont Segur Гора спасения. На вершине этой горы находится неприступный
замоктвердыня, обитель высшего Братства. В дивном святом храме оно оберегает
и хранит Чашу Грааля.
Кругом непроходимые леса; вокруг замка на тридцать миль нет ни единого
человеческого жилья. У подножия горы большое озеро или даже море; по другой
версии, вокруг горы протекает быстрая непреодолимая река. Над потоком
нависают скалы, преграждая путь наверх. В лесу во все стороны от замка
выставлена стража, которая никого не пропустит безнаказанно. Даже самое
отважное войско не в состоянии преодолеть эти горные кручи. Согласно некоторым
легендам, замок Грааля окружён дикой гористой высохшей пустыней, словно
заколдованной неплодородием. Но подвиг искателя Грааля, сумевшего найти
путь в святой замок, и заданный им вопрос о значении всего виденного совершают
спасительное чудо: земля возрождается в свежей зелени, весело журчат родники.
В это таинственное место, в это Братство могут попасть лишь чистые сердцем
те, кто проявил великую преданность Высшему смирением своего сердца, послушанием,
самоотверженностью, стремлением помогать слабым, сражаться за добро, и,
наконец, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства
Грааля. Одним словом, те, кто совершенствовал высокие добродетели на своём
земном пути и чей дух способен одолеть любые соблазны этого мира. Грааль
не терпит близости нечестивого, так же как в Библии сияние Божественного
Огня сжигает человека, ещё не достойного лицезреть его, ибо «кто Бога
узрит, тот умрёт». Потому стать рыцарем и хранителем Грааля великая честь
и наивысшее достижение, доступное человеку здесь, на земле; это превыше
всего, что только может человек желать. Вот почему немало людей в средние
века и, можно сказать, во все времена (В старофранцузском романе «Искание
Святого Грааля» («La Queste del Saint Graal») даже рыцари двора короля
Артура все отправляются искать Грааль.) устремлялись к этой цели всех
целей, к этому таинственному месту на земле, вместе с Парцифалем Вольфрама
давая обет неустанной борьбы:
«Ich will von keiner Freude wissen
Muss ich des Grales Anblick missen...
Es sei mein einz'ges Streben,
Fortan mein ganzes Leben»
(«Мне не нужно никакой радости, Пока я не увижу
Грааль... Это будет единственным стремлением Всей моей жизни» /нем./.).
Всё же лишь редчайшие избранники удостаивались осуществления этой самой
заветной мечты своей жизни. Ибо тайна замка Грааля в том, что ищущий не
найдёт его; лишь тот, кто позван самим Граалем, может попасть в это священное
место.
Ибо кто же может знать о себе, что он уже достиг совершенства и готов
для высокой миссии хранителя Грааля высокого духа, чьё сердце чисто и
чья жизнь освящена истинным подвигом? Потомуто, согласно одной французской
легенде, замок Грааля для простых смертных остаётся невидим.
Что же представляет собой этот чудесный святой замок? В старофранцузском
романе в прозе «Перлесво» этот волшебный замок назван Эдемом, или замком
радости, или дворцом душ. Пламя озарения Св. Духа нисходит ежедневно на
замок Грааля. Как на Западе, так и на Востоке распространено убеждение,
что над общинами или ашрамами святых сияет аура, свет духовной энергии,
в особых случаях видимый и физическим глазом. Например, в жизнеописании
Св. Франциска Ассизского читаем, что во время его молитвы так сиял монастырь,
что путники вставали, думая, что уже заря.
В произведениях о Титуреле Вольфрама фон Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга
перед нами предстаёт само здание святилища, величественное и фантастичное,
источник благословения для всего мира. Отсюда святое семя сеется по всему
человечеству. Некоторые авторы упоминают святилище Грааля в связи с храмом
Соломона, в котором также хранились священные драгоценности и который
средневековое сознание представляло себе в самых волшебных красках.
И всё же точного представления о самом Братстве Грааля поэты нам не дали.
Быть может потому, что в самой сущности Братства многое им казалось сверхмогущественным,
сверхчеловеческим и непостижимым для человеческогo ума. Мы можем лишь
догадываться, что речь идёт о какомто высшем эзотерическом обществе, устав
которого, по мнению Вольфрама, имеет определённую связь с существовавшим
в то время Орденом тамплиеров, также имевшим своё тайное учение и строгий
духовный устав и который впоследствии был разгромлен инквизицией.
По поэме Вольфрама можно судить, что Братство Грааля в сущности своей
религиозный союз, в корне отличающийся от католической церкви того времени,
хотя автор и наделил его некоторыми христианскими элементами. Это, можно
сказать, община избранных вне римскокатолической иерархии, без класса
духовенства и не подчинённая Папе, без чего в те времена никакая церковная
организация была немыслима.
Члены Братства вступали в прямое общение с Высшей Волей через откровения
Чаши Грааля, без посредничества церкви. Каждого, кто читал поэмы о Граале,
также поражает дух великой терпимости, совершенно чуждый католицизму,
особенно по отношению к восточным религиям, магометанству, что кажется
непонятным в эпоху крестовых походов против «неверного» Востока. Поэт
допускает, что геройхристианин может служить «язычнику», что неверного
приглашают ко двору короля Артура, и т. д. Религия Братства кажется дружественной
всем религиям как некое синтетическое эзотерическое учение, гнозис, нечто
похожее на то, основанное на любви, высшее тайное знание, которому Христос
учил своих учеников.
Это учение, возможно известное Вольфраму и некоторым другим авторам, нельзя
было разглашать открыто, не вызвав ярости недремлющей инквизиции. Поэтому
понятно, что о преданиях Грааля излюбленной теме поэтов, столь популярной
в народе, ортодоксальные круги совершенно умалчивают. Ни один из многочисленных
церковных писателей средневековья даже не упоминает имя Грааля. Странно:
церковь полностью игнорирует это самое сокровенное понятие на Земле, в
то время как лучшие представители народа боготворят его, поэты преклоняются
перед ним. Не только для поэтов средневековья, но и для еретиков, отверженных
и преследуемых Грааль становится святым идеалом. Для неисчислимого множества
тех, чьи души озарил свет нового познания, кто во имя Христа вступал на
костёр, кого гноили в застенках инквизиции, для них Грааль был чистым
учением Христа, и мощь Грааля жертвой Христа на благо человечества.
Всё же, по существу, ни один поэт не раскрыл тайны самого понятия Грааля,
даны лишь намёки. Многоразличны представления о самой Чаше Грааля. Во
французском романе Робера де Борона читаем, что это чаша, сделанная из
цельного куска изумруда, из которой Христос вместе с учениками приняли
св. причастие и в которую впоследствии Иосиф Аримафейский собрал кровь
на Кресте Распятого. Заключённому Иосифу её принёс сам Христос, явившийся
ему в ослепительном сиянии:
свет Грааля озарил всё помещение тюрьмы. На протяжении долгих лет Грааль
поддерживал Иосифа живым без пищи, пока его, считавшегося уже умершим,
не обнаружили живым, в неземном озарении и не выпустили из темницы. Грааль
служил Иосифу чашей испытания, ею он испытывал членов своей общины: Грааль
отделял нечестивых от чистых сердцем. Праведные, созерцая чашу, ощущали
теплоту в сердце и радость.
Для Кретьена де Труа Грааль это украшенный драгоценными каменьями золотой
сосуд, с облаткой внутри; сиянием своим он затмевает свет бесчисленных
свечей в дворцовом зале, как солнце поглощает сияние звёзд.
У Вольфрама и других авторов Грааль никак не связан с реликвией христиан,
которая, повидимому, с первоначальной легендой о Граале стала ассоциироваться
позже. Для Вольфрама это камень из рая или же «Lapsit exillis», искажённое
«Lapis ex illis» (очевидно, ex coelis) «небесный камень» или «камень света»,
который был принесён на землю сонмом ангелов и который является в таком
сиянии, пред которым «меркнет весь блеск земной». Вольфрам пишет, что
Флегетан прочёл имя Грааля в звёздах. Значит, это может быть нечто вроде
метеорита, который явился с других, быть может более высоких миров, насыщенный
высшей энергией. О таком камне много говорится и в восточных легендах,
и к этому мы ещё вернёмся. Согласно поэме «Война певцов», Грааль драгоценный
камень, выпавший из короны Люцифера, которую Архангел Михаил сорвал в
борьбе с головы взбунтовавшегося ангела, и упавший на землю. Ещё по одной
версии, Грааль это яспис, камень, с помощью которого сгорает и возрождается
из пепла птица Феникс, этот символ вечного обновления и возрождения.
У Кретьена де Труа Грааль парит в воздухе, незримо поддерживаемый ангелами,
и силою своей святости доставляет первому королю Грааля Титурелю всё необходимое
для постройки его замка и храма.
Также и у Вольфрама чаша Грааля снабжает своего хранителя всем, о чём
её просят, и удовлетворяет его повседневные потребности даже в еде. Чаша
эта волшебная. Созерцая её, человек омолаживается и обретает вечную юность.
Вблизи неё исчезают болезни и смерть теряет своё могущество. Первый король
Грааля Титурель достигает 500летнего возраста, сохраняя при этом молодость.
Смертельно раненный Анфортас также не может умереть, пока ему возносят
Грааль. По одной из древнейших легенд, чудотворная сила Грааля выражается
в том, что чистые сердца он наполняет святостью, т. е. духовной энергией.
Для неверующих и грешных он незрим лишь чистые сердцем, избранные достойны
лицезреть его.
Они то и видят иногда появляющиеся на нём письмена, возвещающие Волю Божью.
Лишь редчайшие люди, просветлённые и исполненные высшего духа, удостаиваются
высочайшей чести прикоснуться к Граалю, держать его в руках, носить его.
Но наиболее полно и ярко в легендах о Граале характеризуется сам король
Грааля. Он хранитель тайны Грааля, возвещающий Высшую Волю; царство его
простирается далеко над окружающими землями. Таким образом, его духовная
власть распространяется и на светских правителей и на государства. По
одной версии, его царство не только вся наша планета, но оно достигает
и сфер дальних звёзд, охватывает дальние миры в их непрестанном круговращении,
ибо владычество его простирается над всеми творениями божьими. И «всётаки
король не является владыкой над самим Граалем, он лишь глава общины Грааля
и хранитель его указов» Так в народных легендах и в литературе средневековья
в чудесных и одновременно трогательнореальных, живых чертах складывался
образ Святого Грааля и его Хранителей. Возможно ли, что всё это лишь игра
воображения, художественный вымысел? Не отражается ли в чаяниях поэтов
об Общине Грааля, поистине, действительность?
Разве чаша Грааля, как наиреальнейшая реальность, не воспламеняла святым
восторгом тысячи сердец? И разве Замок Святого Грааля не представал для
нас всегда землёй обетованной местом претворения всех наших самых сокровенных
идеалов?
Глава из книги: Рудзитис Рихард -
"Братство грааля"
|