Введение
Миф появляется еще на заре человечества и сопровождает его вплоть до наших
дней, видоизменяясь, но не теряя своего значения. Сущность мифа изучалась
многими исследователями с позиций литературы, фольклористики, этнологии,
философии. Здесь предлагается анализ мифа как явления культуры, неотъемлемо
с ней связанного, влияющего на нее и находящегося под ее влиянием. Этнические,
социальные, культурологические процессы находят свое отражение в трансформациях
мифа, позволяя судить о том, как они протекали и какой отпечаток накладывали
на менталитет народов.
Легенды о Круглом Столе короля Артура появляются еще в период господства
кельтов в Северной Европе, отвечая особенностям мышления и верований кельтов
под воздействием определенных исторических событий - угрозы со стороны
германских племен, породившей необходимость в героизации одного из военачальников.
Современные историки делят развитие англосаксонской Англии на два периода
- с середины V по IX век и с IX по середину XI века. Ранний период рассматривают
как время разложения родоплеменного строя и зарождения элементов феодальных
отношений (это касается, в частности, экономики и социальной структуры
общества). Ранний период (I-V вв.) характеризуется безусловным господством
в Западной Европе кельтской группы варварских племен, с которыми в это
время ведет борьбу Западная Римская империя.
На исходе VIII века произошло вторжение скандинавов, которые захватили
значительную часть Англии. Это способствовало консолидации ряда варварских
королевств в единое раннефеодальное государство. В 1066 году Англия была
завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом - потомком скандинавских викингов
и вассалом французского короля. Дальнейший период принято считать относящимся
к высокому средневековью.
Переход от государственных родоплеменных отношений к четко структурированным
феодальным был тесно связан с формированием этнической группы англосаксов,
а потом - англичан. Очевидно влияние влившихся в него этнических группировок
- саксов, скандинавов, позже норманнов - на изменение социальной структуры
рассматриваемого общества. Государство на территории Британии быстро развивалось,
обретая свои классические формы. Все эти процессы ярко отразились в легендах
о Круглом Столе короля Артура и их эволюции.
Миф «вбирает в себя» все особенности культуры, характерные для того или
иного общества в тот или иной исторический период: это касается и этических
норм, и материальной культуры, и религии. В легендах о Круглом Столе короля
Артура, наряду с сохранившимися кельтскими мифологическими элементами,
существуют нормы куртуазного вежества, привнесенные нормандцами, идеалы,
проповедуемые христианством, и т.д., что делает миф чрезвычайно многослойным.
Анализ его слоев дает ключ к пониманию менталитета народов, населявших
Британские острова, а также того влияния, которое оказывали на него социокультурные
процессы, происходившие в Британии.
Особое место в формировании мифа занимают авторские произведения, написанные
Бенуа де Сен-Мором, Кретьеном де Труа, Марией Шампанской, Томасом Мэлори,
Вольфрамом фон Эшенбахом и т.д. В зависимости от того, был автор французом,
англичанином или немцем, в его произведении выходила на первый план та
или иная тема (романтические отношения, героические подвиги или моральные
нормы); резко отличались характеры персонажей, стиль написания произведений.
Особенности национальной культуры ярко проявляются в мифотворчестве.
Несмотря на обилие книг, посвященных данной теме, до сих пор легенды о
Круглом Столе короля Артура изучались в основном литературоведами (такими,
как В.Шерер, А.Мортон, А.Д.Михайлов, Е.М.Мелетинский и др.). Это весьма
специализированный подход, не рассматривающий особенности мифологичности
данных легенд.
В этой книге предпринята попытка проследить, как культурологические особенности
социума, его становления и развития преломляются в мифотворчестве, рассмотреть
миф в качестве феномена культуры и разобрать, как изменения, происходившие
на Британских островах с V по XV век, отображались в таком явлении, как
миф.
Вся наша жизнь, в той или иной степени, пронизана мифами, и исследование
отражения их в повседневности, а также мифотворчества как в прошлом, так
и в настоящем является одной из важнейших задач культурологической и социальных
наук.
1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
|