Готфрид Бульонский - герцог Нижней
Лотарингии, родился ок. 1060 г.; старший сын графа Евстафия II Бульонского
и Иды, сестры Г. Горбатого, герцога Нижней Лотарингии, которому он и наследовал
в управлении герцогством. Предание делает его главным начальником первого
Крестового похода, в который он отправился весной 1096 г. в сопровождении
братьев Евстафия и Балдуина, передавши Бульон под залог еписк. люттихскому,
для покрытия расходов по походу. Достигнув Константинополя, он, после
долгого сопротивления, принес имп. Алексею Комнену ленную присягу и обещал
передать ему все города, которые удастся отнять у неверных, с тем, чтобы
тот обязался, в свою очередь, снабжать войско крестоносцев припасами.
В апр. 1097 г. Г. переправился в Малую Азию. В завоевании Никеи и в большой
победе пр и Дорилеуме (1 июля 1097 г.) Г. принимал участие, но, судя по
рассказам участников самого крестового похода - Раймунда Ажильского, Фульшера
Шартрского и рыцаря, написавшего "Gesta Francorom" - он отнюдь
не пользовался еще тогда тем преобладающим влиянием, какое приписывает
ему предание, и уступал по значению Боэмунду Тарентскому и Раймунду Тулузскому.
Только тогда, когда крестоносцы из Англии двинулись к Иерусалиму, к Г.
начинает переходить руководящая роль, в особенности потому, что идея крестового
похода сохраняется у него в наиболее чистом виде; так, напр., он заодно
с войском вы сказался против остановки, ради завоевания Триполиса для
Раймунда Тулузского, и торопил крестоносцев к Иерусалиму. Одним из первых
он проник в Иерусалим и не хуже Танкреда проливал кровь сарацин. Однако,
когда дело дошло до выбора короля, то корона была предложена не ему, а
Раймунду Тулузскому. Раймунд объявил, что никогда не будет носить земной
короны в Св. земле. Выбор пал тогда на Г. Но и благочестивый герцог не
хотел носить короны там, где Христос был коронован терновым венцом, а
довольствовался титулом заступника Гроба Господня. Когда егип. султан
узнал, что трехсоттысячное войско крестоносцев, взявшее Антиохию, уменьшилось
до 20 тыс., он двинулся против них с войском в 400 тыс. человек. Г. напал
на него в долине Аскалона, и победа, которую он здесь одержал, отдала
всю Обетованную землю (за исключением немногих городов) в его власть.
Он поставил патриарха, основал два соборных капитула, выстроил монастырь
в долине Иосафата и всячески поддерживал притязания духовенства: даже
Иерусалим он принял в лен от патриарха (1100). Организовать государство
ему не пришлось; 18 июля 1100 г. он умер и тело его было погребено рядом
с гробом Спасителя. Кипрское продаже XIII в., сохранившееся у Жана д'Ибелина
в так назыв. "Иерусалимских Ассизах" Верхи, палаты, приписывает
Г. кодификацию "кутюмов" крестоносцев, под названием "ассиз";
эти записи хранились, будто бы, у Гроба Господня ("Lettres du S.
Sepulcre"). Указанное предание предполагает с самого начала стройную
феодальную организацию ленников в коммунальный строй городов; но такому
представлению об Иерусалиме противоречат рассказы Вильгельма Тирского
и английского паломника Сеавульфа, посетившего Палестину в 1112 - 13 гг.;
они свидетельствуют, что с трана обезлюдила и была разорена. К тому же
в трактатах кипрских юристов упоминаются и излагаются ассизы, связанные
с именами королей Ама льриха и Балдуина, но имя Г. не встречается. Вероятнее,
что "Письма гроба Господня" были собраны воедино лет 70 - 80
спустя п осле смерти Г. "Письма" погибли при взятии Иерусалима
Саладином, в 1187 г., и то гда феодальное право на Востоке опять превратилось
в устное предание, в кутюмы. До нас и ассизы, в кутюмы Иерусалимского
королевства дошли в смешанном пересказе кипрских юристов, не имевших официального
значения. Ср. v. Sybel, "Geschichte des ersten Kreuzzugs" (Лпц,.,
1881); Froboese, "Gottfried von Bonillon" (Берл., 1879). Некритическую
попытку спасти традицию о Г. Бульон. сделал Monnier: "Godefroi de
Sooillon et les assises de Jerusalem" (П., 1874).
Е. Щепкин
Ф.А.
Брокгауз, И.А. Ефрон "Энциклопедический словарь"
|