Согласно
этим средневековым легендам, Лоэнгрин, потомок таинственной "семьи
Грааль" и называемый иногда Гелиосом по причине своих уз с Солнцем,
в поэме Вольфрама фон Эшенбаха действительно является сыном Парцифаля,
"рыцаря Грааля". Однажды в священном храме или замке Грааля,
в Мунсальвеше, Лоэнгрин слышит колокол часовни, который звонит сам, без
всякой посторонней помощи: кто-то зовет его, это сигнал. Действительно,
к нему взывает о помощи дама, пребывающая в отчаяньи - герцогиня Брабантская
для одних, герцогиня Бульонская для других, и Лоэнгрин устремляется к
ней в лодке, запряженной лебедями. Победив преследователей прекрасной
герцогини, он женится на ней, но в день своей свадьбы он требует от нее
клятву: не расспрашивать его никогда ни о его происхождении, ни о его
прошлом. В течение семи лет эта женщина будет повиноваться желанию своего
господина, но однажды, подстрекаемая любопытством и ревнивыми соперниками,
она поддается искушению. После того, как она задает роковой вопрос, Лоэнгрин
тотчас покидает ее, садится в свою лодку, запряженную лебедями, и исчезает
в лучах заходящего солнца. Однако, он оставляет ей сына, который, согласно
рассказам, станет то ли отцом, то ли дедом Годфруа Бульонского . Сегодня
мы плохо представляем себе ту широту популярности, которая окружала ореолом
судьбу Годфруа Бульонского в его время и вплоть до XVII в. Действительно,
сегодня при словах "крестовые походы" в памяти всплывает скорее
Ричард Львиное Сердце, король Джон, Людовик Святой и Фридрих Барбаросса,
но никто из них не пользовался в свое время таким необыкновенным почитанием,
как Годфруа Бульонский . Организатор Первого крестового похода, Годфруа
был для души народа верховным рыцарем, замечательным героем, благодаря
которому Иерусалим был вырван из рук неверных, а вместе с ним была отвоевана
могила Иисуса Христа. Короче, тот, кто сумел объединить в одном порыве
восторга и великодушия самые высшие ценности рыцарства и христианского
рвения, состоял из плоти и крови, то есть существовал на самом деле. Теперь
понятно, почему Годфруа Бульонский стал предметом культа, который сохранялся
еще долго после его смерти. А от культа до мифа всего один шаг, и в случае
с Годфруа этот шаг был легко сделан. Вольфрам фон Эшенбах и многие другие
средневековые романисты увидят в нем потомка таинственной семьи Грааль;
другие - блестящего представителя легендарного рода, и все эти гипотезы
тем более понятны, что они находят свои истоки лишь в таинственной игре
света и теней. "Документы Общины" представляют нам - в который
раз! - наиболее правдоподобную из генеалогий Годфруа Бульонского , и,
скажем так: быть может, первую такую правдоподобную. В дальнейшем мы будем
ее проверять, и она окажется точной; ничто ей не противоречит, все ее
подтверждает, и, кроме того, она разрешает множество исторических загадок.
Согласно этой генеалогии, Годфруа происходил из семьи Плантар со стороны
своей прабабки, вышедшей в 1009 г. замуж за Гуго де Плантара. Следовательно,
в жилах Годфруа текла меровингская кровь, он был прямым потомком Дагоберта
II, Сигиберта IV и других "потерянных королей" этого рода. В
течение четырех столетий эта королевская кровь питала многочисленные и
перемешанные между собой генеалогические деревья, а затем в один прекрасный
день метод, аналогичный прививке винограда, позволил появиться на свет
исключительному плоду - Годфруа Бульонскому , герцогу Лотарингскому. И
именно здесь, в Лотарингском доме, меровингская кровь нашла себе новое
потомство. Это открытие по-новому освещает крестовые походы, и впредь
можно видеть в них совсем другое, нежели череду битв исключительно ради
того, чтобы отвоевать у сарацин Гроб Господень. В этих обстоятельствах
Годфруа Бульонский в его собственных глазах и в глазах его сторонников
действительно был большим, чем просто герцог Лотарингский; он был законным
королем, уполномоченным претендентом из династии, низложение которой произошло
с убийством Дагоберта II в 679 г. Но, несмотря ни на что, он оставался
королем без королевства, а на троне Франции династия Капетингов устроилась
слишком хорошо, чтобы ее оттуда прогнали. Что же должен был сделать король
без владений, если не найти или не создать королевство? А какое королевство
выбрать, если не самое драгоценное из всех - Палестину, Святую Землю,
по которой ходил сам Иисус? Владыка такого королевства, не будет ли он
равен другим владыкам Европы? Царствуя в самых священных местах на земле,
не возьмет ли он справедливый реванш над Церковью, той Церковью, которая
четыреста лет тому назад предала его предков? Итак, некоторые кусочки
головоломки, наконец, начинали раскладываться по местам, и если Годфруа
Бульонский действительно принадлежал к меровингскому роду, то множество
элементов, не имеющих видимой связи, занимали теперь логичное место в
едином целом. Таким образом, было оправдано значение, придаваемое таким
разным деталям нашего исследования, как меровингская династия и крестовые
походы, Дагоберт II и Годфруа Бульонский, Ренн-ле-Шато, рыцари Храма,
Лотарингский дом и Сионская Община. Таким образом, мы могли проследить
меровингский род до настоящего времени и Алэна Поэра, Анри де Монпеза,
а также до супруга королевы Дании, не забывая, естественно, Пьера Плантара
де Сен-Клера и Отто Габсбурга, герцога Лотарингского и короля Иерусалима.
Да, конечно... Но на главный вопрос по-прежнему ответ не найден. Почему
Меровинги? Почему на протяжении веков эта вечная вездесущность, стабильная,
действенная, убедительная, несмотря на свой ореол тайны? Каким сказочным
знаком, какой невидимой печатью, ускользавшей все время от нашего взора,
был отмечен этот род?
***
Действительно, род Меровингов, низложенный в VIII веке, не исчез после
Дагоберта II и его сына Сигиберта IV; он непрерывно продолжался по прямой
линии и, благодаря династическим союзам и бракам, он включил в себя Годфруа
Бульонского , который в 1099 году захватил Иерусалим, а также многих членов
знатных семей и старинных и современных королевских фамилий - Бланшфор,
Жизор, Сен-Клер (Синклер в Англии), Монтескью, Монпеза, Поэр, Лузиньян,
Плантар и Габсбург-Лотарингских. Следовательно, меровингский род в настоящее
время вполне законно получает преимущество в деле об этом блестящем наследстве.
***
Уже
давно мы были убеждены, что за спиной тамплиеров существует и действует
какой-то "орден". Поэтому, прежде всего рассмотрим одно утверждение
из наших документов, кажущееся нам наиболее вероятным: орден Храма был
создан Сионской Общиной. В первый раз мы обнаружили более или менее содержательную
ссылку на эту Общину на страницах "Секретных досье". Действительно,
вверху страницы приведена была цитата из монументального труда Рене Груссе
о крестовых походах, вышедшего в 1930 году, который сейчас считается неоспоримым.
В этой цитате делается намек на Бодуэна I, молодого брата Годфруа Бульонского
, герцога Лотарингского и завоевателя Святой Земли, который после смерти
брата принял королевский венец и стал первым королем Иерусалима. Таким
образом, комментирует Рене Груссе, через Бодуэна I непрерывно продолжается
"королевская традиция", которая "была основана на скале
Сион". Следовательно, эта династия "равна" царствующим
династиям Европы - Капетингам во Франции, англонормандским Плантагенетам
в Англии, Гогенштауффенам и Габсбургам, правящим в Германии и бывшей Священной
Римской Империи. Почему Груссе воскрешает в памяти "королевскую традицию",
когда Бодуэн и его потомки получили трон путем выборов, а не по наследству?
Впрочем, автор не дает никаких особых объяснений, а также не объясняет,
почему эта традиция, "основанная на скале Сион", была "равной"
самым древним европейским династиям. На той же самой странице "Секретных
досье" имеется намек на таинственную Сионскую Общину, а точнее на
орден Сиона. В самом деле, в тексте уточняется, что он был создан Годфруа
Бульонским в 1090 году, за девять лет до завоевания Иерусалима, тогда
как другие "документы Общины" приближают эту дату к 1099 году.
Согласно тому же тексту, Бодуэн, юный брат Годфруа , "был обязан
получением трона" этому ордену, официальным местопребыванием которого
было аббатство Нотр-дам-дю-Монде-Сион в Иерусалиме или же - другая возможность
- вне Иерусалима, на горе Сион, знаменитом "высоком холме",
находящемся к югу от города. Но, так как ни один из текстов XX века, посвященных
крестовым походам, не упоминает об ордене Сиона, то мы должны сначала
определить, действительно ли такой орден когда-либо существовал и истинно
ли утверждение о том, что он имел право даровать королевские троны. И
с этой целью мы были вынуждены переворошить целые груды архивов, грамот
и старинных документов, так как кроме ясных ссылок на орден нам нужно
было также отыскать следы его деятельности и возможного влияния и прежде
всего найти следы аббатства, носящего имя Богоматери на горе Сион. На
юге Иерусалима возвышается "высокий холм" горы Сион, и когда
в 1099 году город был взят крестоносцами Годфруа Бульонского , там обнаружили
развалины древней византийской базилики, датирующейся, вероятно, еще IV
веком и названной "матерью всех церквей". Как указывает большое
количество хроник и рассказов современников, победитель поспешил сразу
же возвести аббатство на месте этих руин, по сообщениям летописца, писавшего
в 1172 году, это величественное здание было очень хорошо укреплено, с
башнями, стенами и бойницами, и окрещено "Аббатством Богоматери на
горе Сион" (Нотр-Дам-дю-Монде-Сион). Итак, место было занято. Было
ли это совершенно автономное общество, принявшее имя горы, на которой
оно взросло? И принадлежали ли его члены к ордену Сиона? Вполне разумная
мысль. В самом деле, если монахи и рыцари, которым Годфруа Бульонский
подарил церковь Гроба Господня, объединились в официальный орден, носящий
то же имя, то почему бы обитателям аббатства, расположенного на горе Сион,
не сделать то же самое? В аббатстве, как отмечает один историк XIX века,
"проживал капитул каноников-августинцев, в обязанности которых входило
отправление службы под руководством аббата. Это сообщество имело двойное
имя "Святой Марии на горе Сион и Святого Духа". Другой историк
в 1698 году высказывается еще более определенно, хотя стиль его и лишен
изящества: "...и так как дали ему главным местом приют, построенный
на горе Сион в Иерусалиме, посвященный Божьей матери, это дало право звать
рыцарей: орден Богоматери Сиона".
В
1070 году, спустя двадцать девять лет после первого крестового похода,
монахи из Калабрии, что на юге Италии, прибывают в окрестности Арденнского
леса, входившего в состав владений Годфруа Бульонского . Как считают некоторые
историки, предводительствовал им некий "Урсус" - имя, тесно
связанное в "документах Общины" с родом Меровингов. Прибыв в
Арденны, калабрииские монахи заручаются покровительством Матильды Тосканской,
герцогини Лотарингской, родной тетки и приемной матери Годфруа Бульонского
. Это она дарует своим протеже земли в Орвале близ Стенэ, где около пятисот
лет назад был убит Дагоберт II. Вскоре они возводят там аббатство, но
не остаются жить в нем, буквально исчезнув, не оставив после себя никаких
следов, в 1108 году. Кое-кто считает, что они просто вернулись к себе
в Калабрию. В 1131 году Орваль становится одним из ленных владений святого
Бернара. Но перед своим исчезновением из Орваля калабрийские монахи оставили
в истории Запада неизгладимую отметку. По словам все тех же историков,
среди них находился человек, который позже станет знаменитым Петром Отшельником,
тем самым Петром Отшельником, наставником Годфруа Бульонского [37], который,
начиная с 1095 года, вместе с папой Урбаном II проповедует во Франции
и в Германии необходимость крестового похода. Нужно, красноречиво заявляет
он, начать эту священную войну, которая возвратит Христианскому миру могилу
Христа и вырвет Святую Землю из рук мусульман. Приняв во внимание намеки,
легко различимые между строк "документов Общины", мы спросили
себя, не могло ли существовать некоего подобия преемственности между монахами
из Орваля, Петром Отшельником и орденом Сиона. В самом деле, можно быть
почти уверенными в том, что, если эти последние казались больше бродячей
общиной неизвестных монахов, прибывших в Арденны, то их внезапное исчезновение
спустя каких-нибудь сорок лет является доказательством их сплоченности
и организованности, которые, несомненно, имели постоянную основу. Если
Петр Отшельник действительно принадлежал к этой общине, то его призывы
в пользу крестового похода не были проявлением фанатизма, а напротив,
были хорошо продуманным политическим ходом. Кроме того, если он был наставником
Годфруа Бульонского , то вполне вероятно, что он сыграл определяющую роль
в решении своего ученика отправиться в Святую Землю. Что же касается монахов
из Орваля, то на самом ли деле они возвратились в Калабрию, не обосновались
ли они в Иерусалиме, в аббатстве Нотр-Дам-де-Сион?.. Это, конечно, только
гипотеза, которую, тем не менее, нельзя ни отбросить, ни утвердить, но
на которой нужно на некоторое время остановиться. Когда Годфруа Бульонский
сел на корабль, чтобы отправиться в Святую Землю, по слухам, его сопровождали
несколько неизвестных людей, бывших, возможно, его советниками. Но войско
Годфруа Бульонского не было единственным отправившимся в Палестину; их
было еще три, во главе которых стояли представители высшей европейской
знати. Из Европы уехали четыре могущественных правителя, и все они имели
право сесть на трон, если Иерусалим падет и в Палестине будет создано
королевство франков. А Годфруа Бульонский был заранее убежден, что трон
займет именно он, ибо он был единственным из сеньоров, покидающих свои
земли, чтобы отправиться на Ближний Восток, кто отказался от всех своих
владений и продал все свое имущество, будто Святая Земля воздаст ему за
все это на всю жизнь. Итак, в 1099 году, сразу после взятия Иерусалима,
собрался тайный конклав, и если История не смогла точно установить личности
всех его участников, то спустя три четверти века Вильгельм Тирский утверждал,
что самым знаменитым из них был не кто иной, как "некий епископ из
Калабрии"[38]. Цель этого собрания была ему вполне ясна: выборы короля
Иерусалима. И, несмотря на требование Раймона, графа Тулузского, таинственные
и влиятельные избиратели очень быстро отдали трон Годфруа Бульонскому
, который скромно принял лишь титул "защитника гроба Господня",
а титул короля в конце концов после его смерти в 1100 году принял его
брат Бодуэн. Были ли участниками этого странного конклава, передавшего
в руки Годфруа Бульонского новое королевство, монахи из Орваля? И был
ли среди них пользовавшийся тогда значительным авторитетом в Святой Земле
Петр Отшельник? Собиралась ли эта таинственная ассамблея в аббатстве на
горе Сион? Там было столько разных людей и столько разных вопросов, но
не составляли ли они единое целое и не дали ли они один-единственный ответ?
Конечно, эту гипотезу подтвердить очень сложно. Но ее нельзя и отбросить.
Если ее хорошо проверить, то, наверное, могущество ордена Сиона было бы
подтверждено, равно как и его власть даровать королевский трон.
Источник:
М. Баджент, Р. Лей, Г. Линкольн Священная кровь и Священный Грааль
|