Годфруа Буйонский становится «Защитником Гроба Господня»

Перевод был опубликован впервые
в петербургском военно-историческом журнале "Parabellum"

Когда Святой град великой милостью Божьей был восстановлен, и дела вернулись к более-менее спокойному состоянию, в армии в течение семи дней было великое празднество. С духовной радостью и страхом Божьим. На восьмой день (22 июля 1099) принцы, призывая к милосердию Божию, собрались, чтобы рассмотреть вопрос об избрании одного из своей среды, дабы принять королевские полномочия в этой области. Пока они [принцы] совещались, собрались также и некоторые из духовенства. Но они, исполненные духовной гордыни, искали что свое, а не Божие.
Они объявили, что имеют тайное послание, которое желают передать собравшимся принцам. Когда представители духовенства были допущены в собрание, то они сказали: «Духовенству было возвещено, что вы собрались для того, чтобы выбрать одного из своей среды как короля. Замысел ваш представляется нам правильным и похвальным; но, достойно есть выполнить его, только если надлежащий порядок будет соблюден в этом деле. Ибо, без сомнения, духовные вопросы имеют большую важность, нежели мирские дела, и, поистине, то, что имеет большую важность, должно и предводительствовать. Таким образом, кажется нам, что, если только не следовать противоестественному порядку, прежде всего, должен быть избран человек духовный, человек угодный Богу, тот, кто знает как окормлять и управлять Церковь Божию. Это, а не выборы мирской власти, должно быть сделано первым. Если вы последуете этому порядку, мы, разумеется, будем удовлетворены, и мы будем с вашей душой и телом. Если вы, однако, этого не сделаете, мы рассудим и решим, что, чего бы вы ни достигли вне нашего руководства, есть недействительно и не имеет силы среди людей…»
Принцы, однако, расценили упомянутое заявление как легкомысленное и не имеющее никакого веса… Некоторые говорят, что для того, чтобы провести избрание, которое было угодно Богу, и опиралось на учет личных достоинств, принцы призвали некоторых из слуг каждого из великих лидеров, заставили их принять торжественную присягу, и расспросили их о поведении и привычках их лордов таким образом, что те должны были рассказать правду без всякой примеси лжи. Это было сделано для того, чтобы избирающие могли, таким образом, быть наиболее полно и наиболее правдиво уведомлены о личных достоинствах кандидатов. Те, кто позже были допрошены очень тщательно под требуемой присягой избирающими, были принуждены исповедать тайные пороки своих лордов и, таким же образом, перечислить их добродетели, чтобы стало совершенно очевидным, какого типа людьми были их лорды.
Когда прислуга герцога [Годфруа Буйонского] (1) была опрошена среди прочих, они ответили, что в числе привычек герцога одна, та, которая вызывала наибольшее неудовольствие его слуг, была следующая: когда он шел в церковь, то, даже после того, как торжество литургии было окончено, отозвать его было совершенно невозможно. Более того, он требовал от священников и тех, кто выглядел опытным в таких вопросах, сведений о каждой картине и статуе. Его спутники, которые интересовались другими вещами, находили это скучным, и даже тошнотворным. Далее: его пища, которая была приготовлена к определенному и соответствующему часу, становилась холодной и совершенно не аппетитной по причине его длительных и раздражающих задержек. Выборщики, которые услышали эти вещи, сказали: «Благословен есть человек, которому могут приписываться как недостатки те черты, которые должны были бы называться добродетелями у другого». Наконец, после совещаний друг с другом, и после многих обсуждений они единодушно избрали господина герцога. Они привели его к Святой Гробнице Господней в полном единодушии, воспевая песнопения и гимны.
Однако, как уже было сказано, множество знати уже сошлись на лорде Раймонде, графе Тулузском (2). Когда они поняли, однако, что Королевство не будет дано Раймонду, и он немедленно отправится домой, то они, ведомые своим желанием получения собственных родовых земель, изобрели причины для того, чтобы дерзко объявить его неподходящим, и даже пошли против диктата собственной совести, чтобы сделать это. Граф Раймонд, тем не менее, отверг свою родовую землю, и не возвратился домой, но, вместо этого еще более преданно последовал за Христом. Он продолжил свое паломничество, не имея с собой никакого достояния, и следовал ему в добровольной нищете до конца…
После того, как уже упомянутый господин герцог Божьим благоволением был утвержден главою Королевства, и после того, как все раздоры, имевшие место, утихли, Королевство во дни его возрастало в мире и добром правлении. Он правил, однако, всего один год, ибо, по причине грехов человеческих Королевство было лишено того, что бы далее иметь утешением такого принца. Он обустроил недавно созданное Королевство и дал ему защиту против назойливости нападавшего. Он был отъят от среды в зените своего жизненного пути, дабы сердце его не было затронуто злом, как написано: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (3).
Герцог Годфруа был рожден во французском королевстве, в провинции Реймс, в городе Булонь, что у Английского моря. Он происходил от прославленных и благочестивых предков. Его отец был старшим лордом Евстафием, знаменитым и прекрасным графом этой местности, чьи многие незабвенные труды по сей день памятны старым людям соседних провинций и воспоминание о нем, как о благочестивом и богобоязненном человеке, благословенно в набожной памяти людей. Мать герцога Годфруа была знаменита в среде благородных матрон запада столь же своим образом жизни, сколь и своей благородной щедростью. Ее звали Ида (4), и она была сестрой великого герцога Годфруа Лорранского (5), известного как Struma. Этот герцог Годфруа, как не имевший детей, усыновил своего племянника Годфруа, сделав его своим сыном, и отписал все свои владения молодому Годфруа как его наследие. Так что, когда старый герцог Годфруа умер, молодой Годфруа наследовал ему как герцог.
Юный герцог Годфруа имел трех братьев, которые, по причине их достойных жизней и отличительных добродетелей, были истинными братьями этому принцу. Это были лорд Балдуин граф Эдессы (6), который унаследовал Королевство после Годфруа, и лорд Евстафий граф Булони (7), который носил то же имя, что и отец, наследник своего отца как граф и преемник отеческого достояния… Третий был лорд Уильям (8), знаменитый человек, не менее добродетельный и энергичный, чем его отец и братья. Из этих трех первые два последовали своему господину и брату герцогу Годфруа в его походе, тогда как третий остался дома. Годфруа был старшим из них по рождению, а также предводительствовал их в своих душевных качествах… Он был верующим человеком, простым в обращении, добродетельным и богобоязненным. Он был справедлив, избегал зла, он был правдив и верен во всех своих начинаниях. Он презирал тщеславие мира, качество редкое в этом возрасте, и особенно среди мужей воинской профессии. Он был усерден в молитвах и благочестивых трудах, известен своим обхождением, любезно приветливый, общительный и милосердный. Вся его жизнь была похвальна и угодна Богу. Он был высок ростом, и хотя нельзя было сказать, что он был очень высок, однако он был выше, чем люди среднего роста. Он был муж несравнимой силы с крепкими членами, мощной грудью и красивым лицом. Его волосы и борода были русыми. По общему мнению, он был самый выдающийся человек во владении оружием и в военных операциях.

Примечания:

Гийом (Уильям) Тирский - считается одним из лучших историков эпохи крестовых походов XII века. Исследователи считают приблизительным временем его рождения 30-е годы XII века. В 1167 году Гийом Тирский по протекции короля Амори I Иерусалимского был назначен архидиаконом церкви в Тире. А в 1170 году Амори поручил ему воспитание своего сына Балдуина IV. В 1174 году, через год после смерти Амори, Гийом получил сан архиепископа города Тира. Гийом Тирский написал два сочинения: «Историю арабов» со времени Магомета до 1184 г. (не сохранилась), и «Историю деяний в заморских землях» («Historia rerum im partibus transmarinis gestarum») в 23 книгах. Умер Гийом Тирский около 1186 года.

(1) Годфруа (Годфрид) Буйонский (Бульонский) (Godefroi de Bouillon) –
Родился: до 1061 г. (по другим источникам около 1062),
Умер: 18 июня 1100 г., Иерусалим, Палестина (Jerusalem, Palestinian).
Титулы: IV герцог Нижнего Лоррана (Нижней Лотарингии) с 1087 по 1100 гг., «Защитник Гроба Господня» с 1099 по 1100 гг.

(2) Раймонде, графе Тулузском
Раймонд (Раймунд) IV де Сен-Жиль, граф Тулузский и маркиз Провансальский (Raymund of Toulouse) 1042-1105 г. Умер при осаде Триполи. В 1096 г. во время
I Крестового похода возглавил рыцарское ополчение из Южной Франции

(3) «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми»
Это стих 7:2 из «Книги пророка Михея».
В оригинале английского текста (Translated by James Brundage) звучит следующим образом: "The men of mercy are taken away and there is none that understandeth." Однако, в оригинале Библии стих звучит иначе: «The good man is perished out of the earth: and there is none upright among men».
Наиболее точное значение этого стиха можно прочесть в старославянском переводе: «Яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть».

(4) Ида
Ида д’Арденн (Арденнская) (Ide d'Ardennes, 1040-1113 гг.)

(5) Годфруа Лорранский
Годфруа Горбун («The Hunchback»), герцог Нижнего Лоррана (Нижней Лотарингии) (умер 1076 г.)

(6) Балдуин
Балдуин I (Baldwin I of Boulogne King of Jerusalem, 1058 – 1118 гг.) – первый коронованный король Иерусалима. Годы правления 1110-1118

(7) лорд Евстафий граф Булони
Евстафий III, граф Булонский (Eustace III, Count of Boulogne, ок 1070-1125 гг.)

(8) лорд Уильям
Гийом (Уильям) де Булонь (Guillaume de Boulogne, ок.1081 – ок.1130 гг.)


Перевод с английского и примечания Галины Росси.

Перевод сделан по: William of Tyre, Historia rerum in partibus transmarinis gestarum, IX, 1-2, 5, Patrologia Latina 201, 433-35, 437-38, Translated by James Brundage, The Crusades: A Documentary History, (Milwaukee, WI: Marquette University Press, 1962), 70-73

Текст фрагмента на английском языке находится здесь


©Галина Росси
Перевод может быть скопирован при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений
.
Статьи по военной истории античности и средневековья читайте в петербургском военно-историческом журнале "Para bellum"
Оглавление раздела "Человек владычествующий"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003