Города,
восстановленные и вновь построенные, и другие строения, возведенные Иродом.
– Его щедрость и великодушие по отношению к другим народам. – Успех, которым
он пользовался во всем.
1. На пятнадцатом году своего царствования Ирод заново отстроил храм{172},
расширил место храма вдвое против прежнего и окружил его стеной – все
с неимоверными затратами, с беспримерной роскошью и великолепием. Об этой
роскоши свидетельствовали в особенности большие галереи вокруг храма и
цитадель, возвышавшаяся на север от него. Первые он построил от самого
основания, а цитадель он с огромными затратами перестроил наподобие
дворца
и назвал ее в честь Антония Антонией{173}. Свой собственный дворец он
построил в верхнем городе, и два громаднейших, красивейших здания, с которыми
даже храм не выдерживал сравнения, он назвал по имени своих друзей: Цезарионом
и Агриппином.
2. Но не одними только единичными зданиями он запечатлевал их память и
имена: он строил в их честь целые города. В стране самаритян он построил
город, который обвел очень красивой стеной, имевшей до двадцати стадий
в окружности, поселил в нем 6000 жителей, наделил последних самой плодородной
землей, выстроил в середине нового города большой храм в честь Цезаря,
обсадил его рощей на протяжении трех с половиной стадий и назвал город
Себастой{174}. Населению он дал образцовое общественное управление.
3. Когда Август подарил ему новые области, Ирод и там выстроил ему храм
из белого мрамора у истоков Иордана, в местности, называемой Панионом.
Здесь находится гора с чрезвычайно высокой вершиной; под этой горой, в
ложбине, открывается густо оттененная пещера, ниспадающая в глубокую пропасть
и наполненная стоячей водой неизмеримой глубины; на краю пещеры бьют ключи.
Здесь, по мнению некоторых, начало Иордана. Более обстоятельно мы поговорим
об этом ниже.
4. И в Иерихоне, между крепостью Кипрон и старым дворцом, царь приказал
воздвигнуть новое, лучшее и более удобное здание, назвав его именем своего
друга. Словом, не было во всем государстве ни одного подходящего места,
[94] которое бы он оставил без памятника в честь императора. Наполнив
храмами свою собственную страну, он украсил зданиями также и вверенную
ему провинцию и во многих городах воздвигал Кесарии{175}.
5. Заметив, что Стратонова Башня – город в прибрежной полосе – клонится
к упадку, он ввиду плодородной местности, в которой она была расположена,
уделил ей особое свое внимание. Он заново построил этот город из белого
камня и украсил его пышными дворцами; здесь в особенности он проявил свою
врожденную склонность к великим предприятиям. Между Дорой и Иоппией, на
одинаковом расстоянии от которых лежал посередине названный город, на
всем протяжении этого берега не было гавани. Плавание по Финикийскому
берегу в Египет совершалось, по необходимости, в открытом море ввиду опасности,
грозившей со стороны африканского прибережья: самый легкий ветер подымал
в прибрежных скалах сильнейшее волнение, которое распространялось на далекое
расстояние от берега. Но честолюбие царя не знало препятствий: он победил
природу – создал гавань большую, чем Пирей{176}, и превосходившую его
многочисленностью и обширностью якорных мест.
6. Местность ни в каком отношении не благоприятствовала ему; но именно
препятствия возбуждали рвение царя. Он хотел воздвигнуть сооружение, которое
по силе своей могло противостоять морю и которое своей красотой не давало
бы возможности даже подозревать перенесенные трудности. Прежде всего он
приказал измерить пространство, назначенное для гавани; затем он велел
погружать в море на глубину двадцати сажен камни, большая часть которых
имела пятьдесят футов длины, девять футов высоты и десять – ширины, а
другие достигали еще больших размеров. После того как глубина была выполнена,
построена была надводная часть плотины шириной в двести футов: на сто
футов ширины плотина была выдвинута в море для сопротивления волнам –
эта часть называлась волноломом; другая же часть шириной в сто футов служила
основанием для каменной стены, окружавшей самую гавань. Эта стена местами
была снабжена чрезвычайно высокими башнями, самая красивая из которых
была названа Друзионом, по имени пасынка императора Друза{177}.
7. Масса помещений была построена для приема прибывавших на судах грузов.
Находившаяся против них кругообразная площадь доставляла много простора
для гулянья высадившимся на сушу мореплавателям. Вход в гавань был [95]
на севере, потому что северный ветер там наиболее умеренный. У входа на
каждой стороне его находятся три колоссальные статуи, подпираемые колоннами:
на левой стороне входа статуи стоят на массивной башне, а на правой стороне
– их поддерживают два крепко связанных между собой камня, превышающих
своей величиной башню на противоположном берегу. Примыкающие к гавани
здания построены из белого камня. До гавани простираются городские улицы,
отстоящие друг от друга в равномерных расстояниях.{178} Напротив входа
в гавань стоял на кургане замечательный по красоте и величине храм Августа,
а в этом последнем – его колоссальная статуя, не уступавшая по своему
образцу олимпийскому Зевсу, равно как и статуя Рима, сделанная по образцу
Аргосской Юноны.{179} Город он посвятил всей области, гавань – мореплавателям,
а часть всего этого творения – кесарю и дал ему имя Кесарии (Цезареи).{180}
8. И остальные возведенные им постройки: амфитеатр, театр и рынок – были
также достойны имени императора, которое они носили.{181} Дальше он учредил
пятилетние состязательные игры, которые он также назвал именем Цезаря.
Открытие этих игр последовало в 192-й олимпиаде: Ирод сам назначил тогда
богатые призы не только для первых победителей, но и второстепенных и
третьестепенных из них.{182} Разрушенный в войнах приморский город Анфедон
он также отстроил и назвал его Агриппиадой. От избытка любви к этому своему
другу он даже приказал вырезать его имя на построенных им храмовых воротах
(в Иерусалиме).
9. И в сыновней любви никто его не превосходил, ибо он отцу своему соорудил
памятник. В прекраснейшей долине {183}, в местности, орошаемой водными
потоками и покрытой деревьями, он основал новый город и назвал его в память
о своем отце Антипатридой. По имени матери своей он назвал Кипроном новоукрепленную
им крепость, чрезвычайно сильную и красивую, возвышавшуюся над Иерихоном.
Брату своему, Фазаелю, он посвятил Фазаелеву башню в Иерусалиме, вид и
великолепие которой мы опишем ниже. Имя Фазаелиды он дал также и городу,
основанному им близ глубокой долины, тянущейся к северу от Иерихона.
10. Увековечив таким образом своих родных и друзей, он позаботился также
о собственной своей памяти. На горе, против Аравии, он построил крепость,
которую назвал по своему собственному имени Иродионом. Тем же именем он
назвал сводообразный холм в 60 стадиях от Иерусалима{184}, сделанный руками
человеческими и украшенный роскошными зданиями: верхнюю часть этого холма
он обвел круглыми башнями, а замкнутую внутри площадь он застроил столь
величественными дворцами, что не только внутренность их, но и наружные
стены, зубцы и крыши отличались необыкновенно богатыми украшениями. С
грандиозными затратами он провел туда из отдаленного места обильные запасы
воды. Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку,
потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих
рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и
для приема друзей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое
им пространство – вид царского дворца.
11. После всех этих многочисленных строений Ирод начал простирать свою
княжескую щедрость также и на заграничные города. В Триполисе, Дамаске
и Птолемаиде он устроил гимнасии; Библ получил городскую стену; Берит
и Тир – колоннады, галереи, храмы и рынки; Сидон и Дамаск – театры; морской
город Лаодикея – водопровод, Аскалон – прекрасные купальни, колодцы и,
кроме того, колоннады, вызывавшие удивление своей величиной и отделкой;
другам он подарил священные рощи и луга. Многие города получили от него
даже поля и нивы, как будто они принадлежали его царству. В пользу гимнасиев
{185} иных городов он отпускал годовые или постоянные суммы, обусловливая
их, как, например, в Косе, назначением в этих гимнасиях на вечные времена
состязательных игр с призами. Сверх всего этого он всем нуждающимся раздавал
даром хлеба. Родосцам он неоднократно и при различных обстоятельствах
давал деньги на вооружение их флота. Сгоревший пифийский храм он еще роскошнее
отстроил на собственные средства. Должно ли еще упомянуть о подарках,
сделанных им ликийцам или самосцам, или о той расточительной щедрости,
с которой он удовлетворял самые разнообразные нужды всей Иоппии? Разве
Афины и Лакедемония, Никополис и Мизийский Пергам не переполнены дарами
Ирода? Не он ли вымостил в Сирийской Антиохии болотистую улицу, длиной
в 20 стадий, гладким мрамором, украсив ее для защиты от дождя столь же
длинной колоннадой?
12. Можно, однако, возразить, что все эти дары имели значение лишь для
тех народов, которые ими воспользовались. Но то, что он сделал для жителей
Элиды, было благодеянием не для одной Эллады, а для всего мира, куда только
проникала слава Олимпийских игр. Когда он увидел, что эти игры, вследствие
недостатка в деньгах, пришли в упадок и вместе с ними исчезал последний
памятник древней Эллады, Ирод в год олимпиады, с которым совпала его поездка
в Рим, сам выступил судьей на играх и указал для них источники дохода
на будущие времена, чем и увековечил свою память как судьи на состязаниях.{186}
Я никогда не приду к концу, если захочу рассказать о всех случаях сложения
им долгов и податей; примером могут служить Фазаелида и Валанея, а также
города на киликийской границе, которым он доставлял облегчение в ежегодных
податях. В большинстве случаев его щедрость не допускала даже подозрения
в том, что, оказывая чужим городам больше благодеяний, чем их собственные
властители, он преследует этим какие-либо задние цели. {187}
13. Телосложение его соответствовало его духу. Он с ранней молодости был
превосходным охотником, и этим он в особенности был обязан своей ловкости
в верховой езде. Однажды он в один день убил сорок животных (тамошняя
сторона воспитывает, между прочим, диких свиней; но особенно изобилует
она оленями и дикими ослами). Как воин Ирод был непобедим; также и на
турнирах многие страшились его, потому что они видели, как ровно он бросает
свое копье и как метко попадает его стрела. При всех этих телесных и душевных
качествах ему покровительствовало и счастье: редко когда он имел неудачу
в войне, а самые поражения его являлись всегда следствием или измены известных
лиц, или необдуманности его солдат.
Примечания:
{172} Ирод начал строительство храма в 20 г. до н. э., т. е. не на
пятнадцатом, а на семнадцатом году своего правления. Это была реконструкция,
нового храма Ирод не построил, хотя храм получил его имя. Первый храм
носил имя Соломона, начавшего его сооружение в 966 г. до н.э. Второй храм,
вместо разрушенного Навуходоносором, был построен в конце VI в. до н.
э. во времена сатрапа Зоровавеля и носил его имя.
{173} Замок
этот впервые был построен Иохананом Гирканом и назывался Варисом. Ирод,
перестроив его, соединил его также тайным подземным ходом с восточными
воротами храма и здесь, у устья подземелья, воздвиг высокую башню для
того, чтобы спастись туда в случае неожиданного восстания (И. Д., XV,
11, 7). (Перев.)
{174} Себаста, или Августа, была построена на месте прежней Самарии. Таким
образом главное гнездо искони враждебных иудеям самаритян, или хутеян,
разрушенное и срытое до основания Гирканом I, было возрождено Иродом.
(Перев.)
{175} Общее название великолепных зданий, построенных в честь Августа.
(Перев.)
{176} Пирей – военная и торговая гавань Афин.
{177} Нерон Клавдий Друз, младший сын третьей жены Октавиана Ливии. Друз
считался ее сыном от первого брака, хотя родился спустя три месяца после
ее свадьбы с Октавианом Августом в 38 г. до н.э.
{178} По всем городским улицам были проведены продольные и поперечные
подземные каналы, которые были соединены с морем так, что по одним дождевая
вода и нечистоты могли выгоняться в море, а по другим напирала морская
вода и очищала каналы (И.Д., XV, 9,6). (Перев.)
{179} Имеется в виду богиня Гера, супруга Зевса, отождествленная в римской
мифологии с Юноной. В Аргосе ей был выстроен знаменитый храм Герайон,
раз в пять лет проводились игры в ее честь.
{180} Впоследствии Кесария сделалась резиденцией римского наместника и
соперничала во влиянии и могуществе с Иерусалимом. (Перев.)
{181} Театры и цирки были построены не только в Кесарии и многих других
провинциальных городах с языческим населением, но даже в еврейской столице
– Иерусалиме. Здесь же устраивались пятилетние игры в честь Августа. (Перев.)
Это вызывало неудовольствие многих иудеев, т. к. эти зрелища были связаны
с римской религией.
{182} Летосчисление по олимпиадам (четырехгодичным циклам) началось с
776 г. до н. э., так что открытие игр, устроенных Иродом, относится к
12-8 гг. до н.э.
{183} Саронской. (Перев.)
{184} На том самом месте, где Ирод одержал победу над иудеями, напавшими
на него в то время, когда он бежал из Иерусалима. (Перев.)
{185} Гимнасии появились еще в Древней Греции. Это были заведения, предназначенные
для физического и духовного развития. Там не только занимались физическими
упражнениями, в гимнасиях выступали и вели споры философы и риторы.
{186} Эллины в знак благодарности дали Ироду звание учредителя Олимпийских
игр (И.Д., XVI, 5,3). (Перев.)
{187} На деньги, выжатые пытками и убийствами у иудейского народа, занимавшегося
преимущественно земледельческим трудом, вознаграждались победители на
Олимпийских и других греческих и римских празднествах; на средства иудеев
созидались богатейшие языческие города, воспитывалось греческое юношество
в гимнасиях, устраивались грандиозные зрелища для увеселения римлян, греков
и сирийцев, возрождались разрушенные или сожженные языческие храмы, сооружались
мраморные дворцы, прокладывались мраморные дороги. Когда у обнищавшего
народа уже нечего было взять, Ирод тайно пробрался в гробницу Давида и
похитил оттуда все сокровища (И.Д., XVI, 7, 1). Золотые реки текли из
Иудеи по разным направлениям в Сирию, Финикию, Киликию и Малую Азию, текли
через моря и острова, достигали берегов Италии, Афин и Спарты и повсюду
разносили славу о щедрости и великодушии Ирода. (Перев.)
Источник: Иосиф Флавий. Иудейская война
Читайте
также фрагмент из книги Иосифа Флавия "Иудейские древности"
о перестройке Храма Соломона царем Иродом на нашем форуме
|