По
изданию: Никита Хониат. История со времен царствования Иоанна Комнина.
Т. 1 (1118-1185). Рязань: Александрия, 2003.]
«5.
Был некто, человек знаменитого рода, по имени Исаак, не Ангел Исаак, а
другой, сын дочери севастократора Исаака, о котором мы сказали в своей
истории, что он был родной брат царя Мануила. Этот Исаак, получив от своего
деда и царя Мануила Комнина власть управлять Арменией и начальствовать
над Тарсом и над сопредельными странами, начал войну с враждебными армянами,
был взят в плен и заключен под стражу, что случилось уже по смерти Мануила.
Много лет провел он в заключении, но наконец был выкуплен иерусалимлянами,
которых называют фрериями, и получил полную возможность возвратиться в
отечество. Выкупу его содействовал и Андроник, по просьбе Феодоры, с которой,
как мы уже несколько раз говорили, Андроник был в связях, а этот Исаак
был ее племянник. К принятию же Исаака и к состраданию над его долговременным
пребыванием вне отечества убеждали Андроника Константин Макродука, женатый
на родной тетке Исаака, и Андроник Дука, родственник Исаака и друг его
с детства. Но этот Исаак не хотел подчиниться царю Андронику, свое отечество
считал как бы на звездах, родство и любезное сотоварищество ставил ни
во что. Желая господствовать, питая в себе стремление к власти и вовсе
не имея расположения повиноваться другим, он воспользовался присланными
ему из Византии деньгами как средством и пособием для злокозненного достижения
власти. Приплыв на Кипр с весьма значительным войском, он сначала выдавал
себя за законного, присланного царем начальника, показывал кипрянам сочиненные
им самим царские грамоты, читал вымышленные царские указы относительно
того, что ему следует делать, и вообще вел дела так, как по необходимости
ведут их люди, поставленные начальствовать от других. Но спустя немного
времени он объявил себя тираном и, раскрыв свою врожденную жестокость,
начал бесчеловечно поступать с жителями острова. Жестокосердием и свирепостью
нрава он столько превзошел Андроника, сколько этот последний превзошел
всех, когда-либо прославившихся жестокостью к врагам. С тех пор, как он
вообразил, что прочно овладел властью, он непрестанно совершал над жителями
Кипра тысячи различных злодеяний. Каждый час он осквернял себя убийством
людей невинных, терзал человеческие тела, изобретая, как какое-нибудь
орудие злосчастной судьбы, казни и мучения, которые доводили до смерти.
Нечестивый и развратный, он бесстыдно предавался преступным связям с женщинами
и растлевал девиц. Семейства, прежде благоденствовавшие, лишил всего имущества
без всякой причины, старожилов, которые вчера и третьего дня обращали
на себя общее внимание и по богатству могли соперничать с Иовом, пустил
по миру голодными и нагими, если только по своей крайней раздражительности
не погубил мечом. Увы! Увы! Как путь нечестивых благоуспешен! Процвели
все делающие беззакония. Ты насадил их и возрастил; они родили детей и
принесли плод. Так на это еще пророк жаловался Господу. И точно, тогдашнее
поколение произвело людей, которые, как цикута, выросли только на смерть
ближним и на погибель множеству городов, которыми они совершенно беззаконно
овладели. Когда все это дошло до слуха царя Андроника, он от неистовства
никак не мог прийти в себя. Но так как видел, что ему грозит то, чего
он давно боялся,— а он всегда опасался начальной йоты, как буквы, гибельной
для его власти,— то начал изыскивать средства, как бы схватить Исаака
и изъять из среды людей того, кто угрожает ему погибелью. Он боялся, чтобы
Исаак, приплыв с Кипра, не лишил его власти, так как знал, что все примут
его с радостью, потому что отдаленное бедствие сноснее настоящего и ожидаемое
зло, даже более тяжкое, легче того, которое уже гнетет. Мы, люди, обыкновенно
с радостью принимаем и кратковременное облегчение своих страданий.
6. Но так как Андроник не мог захватить в свои руки врага, находившегося
вдали, то он обратил свой гнев на людей, бывших вблизи, как это нередко
делают собаки, которые, находясь вдали от человека, бросившего в них камень,
мстят ему лаем, а брошенный камень грызут зубами. Он отдал под суд дядю
Исаакова Константина Макродуку и Андроника Дуку за то, что они уверили,
что если Исаак получит свободу и возвратится в отечество, то будет полезным
и верным слугой Андронику. Спустя несколько дней эти люди были и осуждены
за оскорбление царского величества, несмотря на то, что принадлежали к
партии Андроника, были самыми главными ее членами и вернейшими его друзьями».
[301-304]
«<...>Было
и еще обстоятельство, которое расположило Андроника к такой жестокости.
Он видел, что все дела его идут дурно, что сицилийцы скоро наступят ему
на голову и сдавят его, как стоглавого Тифона, а граждане жаждут его смерти
и погибель его считают Божиим благодеянием и избавлением от зол. Вместе
с тем он полагал, что и Бог оставил его за те многоразличные казни, которым
он подверг вельмож, хотя и утверждал, что принадлежит ко двору Христову,
и был одинаковой природы с теми, кого истреблял. Все это побудило его
обратиться к нечистым демонам и через служение им узнать будущее, подобно
тому как некогда и Саул обратился наконец к волшебницам, которых прежде
гнал ради умилостивления Бога. А так как искусство гадать и предсказывать
будущее по внутренностям жертвенных животных много лет уже назад пропало
и совершенно уничтожилось, а равно и суеверие авгуров, точно так же, как
толкование снов и предзнаменований, давно уже отлетело от римских пределов,
и остались только обманщики, гадающие по тазам и лоханям, да люди, которые,
наблюдая за положением звезд, столько же обманывают, сколько и обманываются;
то Андроник, оставив на этот раз астрологию, как вещь довольно обыкновенную,
и которая не так ясно указывает на то, что будет, всецело предался тем,
которые предсказывают будущее по мутной воде, как будто бы видят в ней
какие-то солнечные лучи, представляющие образы будущих вещей. Впрочем,
сам он отказался присутствовать при этих гаданиях, опасаясь, как думаю,
болтливой молвы, которая видит и то, что совершается втайне, и всем об
этом разглашает. Это грязное дело он поручил Агиохристофориту Стефану,
о котором мы уже не раз упоминали. Стефан обращается к Сифу, который с
молодых лет занимался подобными делами и за то, как мы уже сказали, был
ослеплен по повелению царя Мануила. При его посредстве, он известным способом,
о котором мне неприятно ни знать, ни говорить и о котором любопытные могут
узнать от других, предлагает вопрос, кто будет царствовать по смерти Андроника
или кто похитит у него власть. Злой дух отвечает или, лучше, едва заметно,
как на воде, и притом мутной, начертывает не целое имя, а несколько букв,
по которым можно догадываться об имени Исаак, именно: сначала показывает
сигму в виде полулуны, а потом присоединяет к ней йоту, чтобы сделать
через то прорицание неясным и только как бы очерком будущего. Или, лучше
сказать, чего вполне не знал этот ночной, крайне лукавый демон, то он
затемнял неясностью, чтобы не быть обличенным во лжи. Оттого-то и Андроник,
услышав об этом, полагал, что те буквы означают исаврянина, и утверждал,
что это Исаак Комнин, который силой овладел Кипром и на которого Андроник
постоянно смотрел с подозрением как на преемника своей власти. И действительно,
из Исаврии прибыл на Кипр этот злодей, каких еще не бывало, этот пагубный
Телхин, это море, разливающееся несчастьями, эта лютая фурия, жестоко
терзавшая счастливых прежде обитателей острова. Не могу не выразить, хоть
на словах, сострадания к тем, которые на самом деле испытали это общественное
зло. Подивившись предсказанию, Андроник сказал: «Спроси не только о преемнике,
но предложи вопрос и о времени». Когда сделан был вопрос и о времени,
воздушный и любящий землю дух, вызванный заклинаниями, которых не следует
приводить, с шумом спустившись в воду, отвечал, что то будет в дни Воздвижения
Креста. А это происходило в начале сентября. Услышав ответ и на второй
вопрос, Андроник с неприятным, ложным и явно сардоническим смехом сказал:
«Пустой это оракул; как возможно, чтобы Исаак успел приплыть из Кипра
в эти немногие дни и низложить меня с престола?» и на слова предсказания
не обратил никакого внимания. Даже и тогда, как Иоанн Тиранин, возведенный
Андроником в звание вилосудьи и потому ревностный исполнитель его желаний,
сказал, что из предосторожности следует задержать и умертвить Исаака Ангела,
потому что, может быть, пророчество относится к нему, тогда как они, пренебрегая
тем, что у них на глазах, мечтают о том, что находится вдали,— даже и
тогда Андроник не согласился признать это предсказание. Напротив, он даже
смеялся над Тиранином за то, что он мог подозревать что-нибудь подобное
за Исааком Ангелом, выражал к Исааку пренебрежение, как к человеку изнеженному,
и говорил, что он не способен ни к какому важному делу. Роковой час его
приближался, и Божество явно было мудрее его». [347-349]
1
2 |
|