Но
гораздо опаснее для папства был другой его противник, французский король
Филипп Красивый (1285-1315). Он отвергал установившее было за папами право
вмешиваться в светские дела других государств. Им был нанесен первый жестокий
удар папе Бонифацию VIII (1294-1303). Филипп вел борьбу с Англией. Папа
предложил свое посредничество, которое Филипп, не желая вмешательства
папы, отверг. Папа пришел в негодование, узнав, что Филипп, для покрытия
военных расходов, обложил податями французское духовенство. В 1296 г.
папа издал буллу, в которой, (не называя Филиппа) грозил отлучением от
церкви всем мирянам, налагающим подати на духовенство, и всем духовным
лицам, платящим подати. Король на это ответил запрещением вывозить из
Франции драгоценные металлы. Вследствие этого папа терял свои доходы во
Франции, отчего и пошел на уступки. Духовенству не запрещалась делать
добровольные пожертвования на нужды государства. Состоялось примирение,
и Филипп даже принял предложение папы о посредничестве в переговорах с
английским королем. Но вскоре обнаружилось, что папа, в роли третейского
судьи, поддерживает английского короля. Вражда возобновилась, и борьба
Филиппа с Бонифацием обострилась до крайности. В 1301 г. папский легат,
французский епископ, говорил с королем так дерзко, что тот велел его арестовать,
не обращая внимание на требование папы передать это дело ему на суд. Папа
с негодованием писал королю: "Бойся Бога и сохраняй Его заповеди.
Желаем, чтобы ты знал, что в духовных и временных делах ты починен нам...
Думающих иначе мы считаем еретиками." В другом письме он предлагал
Филиппу с французским духовенством прибыть в Рим, или прислать уполномоченных
для объяснений по этим делам. Филипп сжег оба письма и так ответил папе:
"Да знает твоя величайшая глупость, что во временных делах мы не
подчиняемся никому... Думающих иначе мы считаем безумными." Филипп
созвал в 1302 г. депутатов всех сословий, которые высказались, как и король,
против папы и торжественно заявили, что король получил корону непосредственно
от Бога, а не от папы. С этим согласилось и французское духовенство. Бонифаций
ответил на это собором в Риме, осудившем действия французов и буллой "унам
санктам" (начальные слова), в которой с полной определенностью развил
систему Григория VII. Он говорил: "Христос вручил церкви два меча,
символ двух властей - духовной и светской. И та, и другая власть установлены
в пользу церкви. Духовная власть находится в руках папы, а светская -
в руках королей. Духовная выше светской, как душа выше тела. Поэтому,
как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться
в подчинении у духовной. Только при этом условии светская власть может
с пользой служить церкви. В случае злоупотреблений светской власти она
должна быть судима властью духовной. Духовная же власть никем не судится.
Отделять светскую власть от духовной и признавать ее самостоятельной,
значит вводить дуалистическую ересь - манихейство. Напротив, признавать
за папой всю полноту духовной и светской власти, значит признать необходимый
догмат веры."
На
эту буллу Филипп отвечал новым собранием представителей государств, на
которое юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в разных преступлениях и предложил
уполномочить короля арестовать его для суда. Бонифаций не выдержал более;
в 1303 г. он проклял Филиппа, наложил на Францию интердикт и отрешил все
французское духовенство. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие
юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, даже не существовавших,
напр., в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно созвать вселенский
собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Между тем Вильгельму
Ногаре было поручено арестовать Бонифация и представить на собор. Ногаре
отправился в Италию; к нему присоединился еще один давний враг папы, кардинал
из рода Колонна, изгнанный Бонифацием при вступлении на папство. Посланные
нашли папу в городке Ананьи, Чтобы обезоружить своих врагов, он встретил
их, сидя на престоле и в полном папском облачении. Но те, не обратив на
это внимания, арестовали папу и в его же доме и так грубо и жестоко обращались
с ним, что он, освобожденный через три месяца жителями Ананьи, по возвращении
в Рим, сошел с ума и вскоре умер (1303 г.).
Преемник
Бонифация, Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал
слишком круто, старался примириться с Францией; но он через восемь месяцев
умер (1304 г.). При выборе нового папы кардиналы разделились, - стоявшие
за французские интересы желали видеть на престоле француза, преданные
же интересам Бонифациева папства - итальянца. Наконец, французская партия
взяла перевес. Папой был выбран архиепископ бордосский Бертран, принявший
имя Климента V(1305-14). Филипп Красивый, имевший влияние на выбор, взял
с нового папы клятву отменить все распоряжения Бонифация относительно
него, осудить Бонифация и уничтожить орден тамплиеров. Опасаясь встретить
неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться
навсегда во Франции, вызвал туда кардиналов и в 1309 г. утвердил свое
местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 г., и это почти
семидесятилетние пребывание их в Авиньоне известно в истории под названием
авиньонского пленения пап. Авиньонские папы, начиная с Климента V, попали
в полную зависимость от французских королей и действовали под их влиянием.
В то же время они вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников,
чем еще больше ослаблялось их влияние. При всем том, авиньонские папы
стремились играть роль всемирных повелителей, если не во Франции, то в
других государствах. Но это им не удавалось.
Источник: Николай
Тальберг. История церкви.
Глава "Упадок папского могущества"
|