О.
А. ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
И ЕЕ КНИГА
О РИЧАРДЕ ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ
Автор этой книги Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская (1874-1939) была
одним из самых талантливых русских историков западного средневековья.
Она принадлежала к блестящей плеяде ученых, сформировавшихся на рубеже
XIX - XX вв., в пору исключительного подъема гуманитарной и художественной
культуры в России, продолжавших затем работать, почти всегда в нелегких
условиях, в советской науке и составивших в конечном итоге ее славу и
гордость. До войны О. А. Добиаш-Рождественская являлась неотъемлемой частью
этой почти уже легендарной формации и пользовалась исключительным уважением.
В Ленинграде она представляла медиевистику, так же как И. Ю. Крачковский
- арабистику, В. М. Алексеев - китаеведение, С. Ф. Ольденбург и Ф. И.
Щербатской - индологию, С. А. Жебелев - эллинистику, В. Ф. Шишмарев -
романскую филологию.
Свое прекрасное медиевистическое образование О. А. Добиаш-Рождественская
получила на Бестужевских курсах в Петербурге (здесь ее учителем был профессор
И. М. Гревс, которому она посвятила настоящую книгу) и в Сорбонне и Школе
хартий; в ее научном творчестве своеобразно сочетались традиции русской
и французской научных школ. О. А. Добиаш-Рождественская была первая женщина-магистр
и доктор всеобщей истории в России, одна из самых блестящих профессоров
Бестужевских курсов и Ленинградского университета, член-корреспондент
Академии наук СССР. Последние 17 лет своей жизни она, кроме того, работала
в Отделе рукописей Гос. Публичной библиотеки в Ленинграде и ввела в научный
обиход ценнейшие западные рукописи. Труды ее печатались в разных странах
и пользовались международным признанием. Перу О. А. Добиаш-Рождественской
принадлежат такие книги, как "Церковное общество Франции в XIII в."
(1914), "Культ св. Михаила в латинском средневековье" (1918),
"Западная Европа в средние века" (1920), "История письма
в средние века. Руководство к изучению латинской палеографии" (1923,
2-е изд. - 1936), "Стихотворения голиардов" (1931, на франц.
яз.), "История Корбийской мастерской письма" (1934, на франц.
яз.) и многие другие. Посмертно вышла книга "Культура западноевропейского
средневековья" (1987), объединившая ряд ее неопубликованных статей,
переписку и мемуарные свидетельства.
Эпоха крестовых походов привлекала О. А. Добиаш-Рождественскую как одна
из наиболее ярких и драматических в истории средневекового Запада. Курс
лекций о крестовых походах она читала в Петербурге еще в 1913-1914 гг.,
а в первые послереволюционные годы, которые можно назвать золотым веком
научно-популярной литературы в гуманитарных науках1 [1 Это было время
ломки старого университета и житейского лихолетья, и при отсутствии жесткого
идеологического контроля в далеких от актуальности областях многие лучшие
ученые, привлеченные перспективами популяризации своей науки и возможностью
заработка, приняли живейшее участие в изданиях "Всемирной литературы",
журналах "Восток", "Анналы" и т. д.], она написала
для широкой публики три книги, посвященные истории и предыстории крестовых
походов: "Эпоха Крестовых походов. Запад в крестоносном движении"
(Пг., 1918), "Западные паломничества в средние века" (Л., 1924)
и "Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце" (Л.,
1925). Самой блестящей из них по "интриге", композиции и стилю
является последняя.
Книга говорит сама за себя, и нет необходимости как-то "представлять"
ее. Скажем только, что основана она на самостоятельном и углубленном изучении
первоисточников - хроник, грамот, посланий, легенд - и отсутствие ссылок,
объясняемое "законами жанра", не должно вводить в заблуждение.
Разумеется, О. А. Добиаш-Рождественская прекрасно знала и всю тогдашнюю
научную литературу. Есть у нее и специальные статьи, связанные с этой
тематикой. Книга ее ничуть не устарела ни по материалу, ни по выводам.
Более того, в некоторых отношениях она может показаться новой и неожиданной
для нашего читателя. Крестовые походы обычно изображаются у нас как разбойные
нашествия на Восток с целью экспансии и грабежа. Кстати, эта точка зрения
характерна и для большинства старых русских историков: сказалась, вероятно,
православная традиция, которая не могла простить крестоносцам взятия и
разорения Константинополя в 1204 г., приблизившего конец Византии.
Нисколько не отрицая в крестовых походах элементов жестокого насильнического
феодализма, часто с чертами полузоологического быта, О. А. Добиаш-Рождественская
пытается вникнуть в психологию крестоносцев, оценить все мотивы и движущие
силы, отделить историю от легенды (как "золотой легенды", так
и "черной") и рассмотреть их деяния и бесчинства с учетом их
культурных последствий для истории Европы. В этом смысле ее точка зрения
более "западная", чем обычно принято у нас, хотя апология католического
фанатизма ей предельно чужда. О. А. Добиаш-Рождественская не идеализирует
ни Ричарда Львиное Сердце, ни Саладина, но дает их блестящие психологические
характеристики. Она была очень чувствительна к "эстетике истории",
к стилю эпохи. Язык работ О. А. Добиаш-Рождественской, изумительный по
яркости и богатству красок, воссоздает зримую картину исторического прошлого.
Она была одним из самых изысканных и совершенных историков-художников
в русской культуре. Когда-то Андрей Белый написал об историке русской
литературы и общественной мысли М. О. Гершензоне: "Стоило перевести
данные очерков в зрительные восприятия - вставали полотна, которые были
бы лучшими украшениями выставок "Мира искусства""2 [2 Белый
А. Между двух революций. Л., 1934, с. 284.]. Это же можно сказать и об
О. А. Добиаш-Рождественской. Следует только помнить, что за ее блестящим
изложением всегда стоят строгость выводов, точный учет причин и следствий,
безукоризненная научная проработка материала, наконец, большой ум и вполне
реалистическое понимание жизни.
Книга печатается по изданию 1925 г. с исправлением опечаток. В ряде случаев
уточнено написание собственных имен и географических названий. В качестве
приложения помещены фрагменты упомянутой выше книги О. А. Добиаш-Рождественской
"Эпоха Крестовых походов" (с. 97-100, 108-116), характеризующие
финал крестоносной эпопеи.
Б. С. Каганович
|
|