Известность
Ширкуха, умершего через два месяца после завоевания, уступала славе его
племянника Салах
ад-Дина, известного на Западе как Саладин. Однако основание
Аййубидской империи (названной по имени отца Саладина) было в значительной
степени делом рук Ширкуха, хотя именно Саладин два года спустя формально
положил конец существованию фатимидской династии. Также по повелению Ширкуха
впервые за 200 лет пятничная молитва снова стала возноситься в честь аббасидского
халифа, сидевшего в Багдаде. Захватив власть в Египте, Саладин стал опасен
для своего сюзерена. Дипломатическое искусство, благоприятные обстоятельства
и не в последнюю очередь ранняя смерть Hyp ад-Дина (1174) предотвратили
вооруженное столкновение между ними. Зависимость правителя от своих военачальников
была столь обычным делом, что и Саладин не смог ее избежать. Поскольку
социальная и в известной степени политическая структура общества очень
мало зависела от личности правителя, единство государства надо было каждый
раз заново завоевывать. Даже Саладину, обладавшему государственным умом
и опиравшемуся на ресурсы Египта, потребовалось десять напряженнейших
лет, прежде чем он прочно завладел территориями, управлявшимися прежде
Hyp ад-Дином. Когда халиф признал его султаном Египта (с Нубией и Киренаикой),
Йемена, Палестины и Сирии (1175), это означало лишь фиксацию совершившегося
факта; и все же это усилило его моральную позицию и формально узаконило
миссию, к выполнению которой Саладин чувствовал себя призванным: уничтожение
латинских государств и отвоевание Иерусалима защитником истинной веры.
Саладин был достаточно мудр, чтобы дождаться, пока Дамаск, Алеппо и Мосул
объединятся под его контролем, с тем чтобы несколькими мощными ударами
ослабить враждующих друг с другом латинских князей. Уступавшие по численности
мусульманам, с руководством, отличавшимся отсутствием твердости и последовательности,
запутавшимся в неразрешимых династических распрях к прекрасно понимавшим
шаткость своей позиции, крестоносцы еще раз сплотились под началом короля
Ги де Лузиньяна в последней попытке спасти положение. Стратегическая ошибка,
отчасти объяснявшаяся неприязненными отношениями между королем и рыцарскими
орденами, с одной стороны, и мелкими князьями – с другой, привела 4 июля
1187 г. крестоносцев к сокрушительному поражению у Хаттина,
недалеко от Генисаретского (Тивериадского) озера. Крестоносное войско
потеряло всякую способность к сопротивлению, это открыло перед Саладином
путь к широким территориальным приобретениям и к захвату Иерусалима, что
произошло 2 октября 1187 г. Тир остался в руках крестоносцев только из-за
истощения мусульманской армии и нежелания ее командиров пренебречь обычаем
и продолжить кампанию в зимнее время. Герцогство Триполи фактически вышло
невредимым из этой катастрофы – поразительный пример ограниченности даже
самой грандиозной военно-политической операции того времени. Падение Иерусалима
привело Европу в невероятное возбуждение. С 1189 по 1192 г. английские,
французские и немецкие войска находились в Святой земле. Вторичное завоевание
Акры после почти двухлетней осады и укрепление прибрежной полосы от Тира
до Яффы –такова была жалкая награда за это последнее великое военное усилие
Запада. В марте 1193 г., через несколько месяцев после заключения перемирия
между Саладином и Ричардом Львиное Сердце, чьи рыцарские фантазии в немалой
степени повинны в слабом успехе Третьего крестового похода, Саладин умер
в возрасте всего 55 лет. Его брату, принявшему титул ал-Малик ал-Адил,
также понадобилось некоторое время, чтобы взять в свои руки контроль над
империей, которую Саладин разделил между своими тремя сыновьями. Однако
«мировой статус» аййубидского государства в пределах дар ал-ислама не
был затронут этими семейными распрями. В 1173 г. Саладин послал своего
брата Тураншаха в Йемен, и его преемники до 1228 г. сохраняли права на
большую часть страны; «протекторат» над священными городами Меккой и Мединой
также оставался за египтянами. В это время аййубидский эмир распространил
свое влияние вплоть до Триполи (Ливия), явно намереваясь создать на побережье
обширную базу в связи с планировавшимся увеличением египетского флота;
она должна была облегчить доступ к строительным материалам и контакт с
населением, занимавшимся мореплаванием. Хотя религиозная вражда ожесточалась,
уже появились признаки истощения Запада, что вызвало падение интереса
к крестовым походам. Желая принять участие в европейской торговле и опасаясь
возможного наступления западных держав, Аййубиды несколько раз соглашались
на заключение договоров, выгодных латинянам; наиболее известен десятилетний
мир между ал-Маликом ал-Камилем (1218–1238) и отлученным от церкви Фридрихом
II, возвративший Иерусалим и Назарет христианам (1229); соглашение между
двумя искушенными политиками вызвало скандал среди адептов обеих религий.
Источник:
Густав
Эдмонд фон Грюнебаум.
Классический ислам. 600-1258
|