Если попытаться объединить информацию, содержащуюся в различных поэтических и мифологических источниках, то история происхождения богини предстает в следующем виде. Вначале божественная пара Гея и Уран породили киклопов (циклопов), которых отец возненавидел и заточил под землю. Гея была расстроена таким поворотом событий и когда родились семь титанов, она убедила их низвергнуть отца за то, что он так поступил с киклопами. Возглавляемые младшим из семерки - Кроном, титаны дождались момента, когда

"Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом."
Гесиод "Теогония"
 
 
Гениталии Урана были заброшены Кроном в море. Соответственно, пену, из которой произошла прекрасная богиня, древние авторы однозначно ассоциируют с этим событием.
 

"Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем".

Гесиод "Теогония"

 
И если следовать мифологии, то именно с этого времени в среде догреческого населения Кипра утверждается древнейший, по сути своей оргиастический культ, который современные археологи обтекаемо называют культом "богини плодородия". На основе археологических находок считается, что "богине плодородия" начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3-го тысячелетия до н.э., однако о сакральных деталях этих мистерий не сохранилось практически никакой информации.
Наиболее ранние из дошедших до нас исторических подробностей, связанных с культом Афродиты на Кипре относятся к истории кипрского правителя Пигмалиона. Он был безумно влюблен в богиню, и отчаявшись добиться взаимности воплотил ее образ в статую из слоновой кости, которой и адресовал весь пыл своих чувств.
 
"Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.
А меж тем белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость. И создал он образ,- подобной
Женщины свет не видал,- и свое полюбил он созданье".
Овидий "Метаморфозы"
 
При очередной встрече с Афродитой в месте священных мистерий (надо полагать, именно в том самом месте, где впоследствии и был воздвигнут храм, о котором идет речь), во время посвященных ей празднеств, он умолил богиню оживить созданную им статую. Афродита выполнила его просьбу, и таким образом на свет появилось чудесное существо - Галатея - превратившаяся в живую женщину статуя Афродиты. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери - Пафо и Метарма. Исходя из некоторых источников можно сделать вывод, что Пафо и Метарма были первыми верховными жрицами культа Афродиты, вступившего с этого времени в свою новую фазу развития. При этом поселение, находившееся в районе священного места, где проходили мистерии Афродиты Пигмалион назвал в честь своей дочери - Пафос. Это был общепринятый в древности обычай - называть местности и города по имени своих потомков. Это название сохранилось вплоть до наших дней.
Появление института жриц Афродиты, обладавших верховной мистической властью повлекло за собой социальные преобразования, подразумевавшие переход к более сложным формам государственного управления, неотъемлемым свойством которого было наличие профессионального военного гарнизона, управляемого привелегированным военачальником. Таким военачальником стал Кинир (Кинирас), происходивший от одной из правящих сирийских династий. Он "... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Метарме, дочери кипрского царя Пигмалиона, и у него родились Оксипор и Адонис, а кроме них, дочери Орседика, Лаогора и Бресия". (Аполлодор "Мифологическая библиотека"). Как и следовало ожидать, Кинир умело воспользовался тем фактом, что его жена была верховной жрицей Афродиты и довольно быстро добился для себя лидирующего положения в социально-религиозной иерархии кипрского общества того времени. И в скором времени он уже известен в древнем мире в статусе кипрского царя-жреца Афродиты и учреждает потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое отныне по мужской линии (Тацит "История"). В частности, все потомки Кинира имели официальный наследственный титул "Король Пафоса и жрец Ванассы (Госпожи) ("King of Paphos and priest of Vanassa (The Ruling Lady)". С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство древнего храма Афродиты. Возведение этого святилища знаменовало собой окончательный переход к теократической государственности на Кипре. С этого времени Древний Пафос (или Палеопафос, как его называют археологи) окончательно становится столицей царя-жреца Кинира и главным религиозно-культурным центром Кипра, ведущим активную торговлю с Египтом, Ближним Востоком, Сирией, Микенами...
 
 
1  2  3