На протяжении длительного времени среди населения Боспорского государства получили широкое распространение религиозные представления, связанные с верой в великое женское божество — богиню производящих сил природы, покровительницу всего живого на земле, наделенную чертами хтонических подземных богов. В кругу греческого населения эти идеи персонификации сил природы олицетворялись в образах элевсинских богинь Деметры и Коры, а также Афродиты и Артемиды. На азиатской стороне Боспора культ великой богини получил развитие среди синдских и меотских племен и ее религиозный облик ближе всего подходил к греческим богиням Афродите и Артемиде. Судя по большому числу надписей, эта богиня почиталась в течение нескольких столетий широкими слоями греческого и синдо-меотского населения. Показателем огромного значения культа Афродиты является ее популярность в период варваризации и превращение в государственную религию во II в. н.э.
Можно полагать, что в городских храмах и святилищах ее культ имел более греческую окраску, в святилищах же, расположенных вне городских центров, он проводился в иных формах и вся организация храмового хозяйства была другая. На Таманском полуострове святилища устраивались в тех местах, где особенно ярко проявлялось своеобразие местной природы, связанное с действием грязевых и газовых вулканов. Одно из крупных святилищ находилось на горе Бориса и Глеба (где и теперь постоянно наблюдаются выходы газа и происходят оползни). Второе святилище располагалось между двумя грязевыми вулканами на Майской горе, в окрестностях Фанагории. Здесь раскопками открыты остатки здания антового типа и большая фависса, заполненная обломками тысяч протом. Среди последних встречаются разновременные типы Афродиты, Деметры, Артемиды и Коры, что дает твердые хронологические рамки функционирования святилища от VI по II в. до н.э.
В этих двух святилищах допускалось многообразие религиозного облика великой богини, наделявшейся чертами других богинь — Артемиды, Астары, Коры или Деметры. Это подтверждается нахождением различных протом в фависсе на Майской горе. Но главным божеством святилища была Афродита. Ее протомы отличаются высоким уровнем исполнения и большими — сравнительно с протомами других богинь — размерами. Протомы ее представлены в двух вариантах: в виде полуфигуры, задрапированной в покрывало, с голубем в правой руке , и в виде небольшой протомы, с лентой на лбу и в покрывале, обрамляющем лицо. В протомах первого варианта заметны черты, позволяющие сблизить их со скульптурами V в. до н.э. Плотно облегающий чепец или покрывало сходны с головным убором лапифянки на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и Афродиты на панафинейском фризе. Протомы второго варианта с головой Афродиты в налобной ленте тоже относятся к V в. до н.э. Тип их восходит к изображению гермы Афродиты, реплика которой происходит из Лептис-Магна.
Исследователи полагали, что первоначально процесс соприкосновения и дальнейшего слияния двух религиозных аспектов культа Афродиты — греческого и местного — проходил сложно, временами со столкновениями, что сказалось на положении некоторых религиозных персонажей, не получивших официального признания и не включенных в пантеон боспорских божеств. Д. Б. Шелов показал, как шел процесс скрещивания и взаимодействия греческих и местных культов на примере образа грифона и бородатого силена, имевших явно не греческий характер, но тем не менее изображенных на монетах Боспора. В памятниках монументального искусства IV— III вв. до н.э. эти персонажи почти не представлены, надписи о них ничего не говорят, их изображали только на золотых бляшках, которые клали в погребения.
Л. П. Харко считал, что наименование святилища Апатур могло быть производным от названия общеионийских праздников Апатурий, справлявшихся в Фанагории под покровительством Афродиты, Устроительницы племенного и родового единства греков. В мифе о преследовании Афродиты гигантами и освобождении ее путем обмана можно уловить глухие отзвуки столкновений, происходивших в начальные моменты истории Боспора. Быстрая эллинизация синдских и меотских племен привела их к усвоению того культового образа женского божества, который почитался греками в виде Афродиты Апатуры. В. Д. Блаватский на широком фоне показал различные формы воздействия античной культуры на местную, на изменение представлений, выразившихся в антропоморфизации образа богинии.
Можно предполагать, что к IV в. до 1 н.э. процесс слияния религиозных течений завершился, выработалась иконография, установился культовый ритуал, наладилась организация храмовых комплексов. Перейдем теперь к новому памятнику, дополняющему наши материалы по культу Афродиты на Тамани. В 1972 г. на Майской горе местным жителем Г. В. Спицыным был найден обломок рельефа и передан начальнику Фанагорийской экспедиции М. М. Кобылиной. На обломке терракотового рельефа сохранилось изображение Эрота, присевшего перед сидящей женской фигурой. Несмотря на то, что обломок сильно стерт и утрачен поверхностный слой, можно представить общий вид всего рельефа. Фигурка Эрота занимает левый угол, он присел на правую ногу, отчего колено левой ноги видно на заднем плане, правой рукой он придерживает ногу женской фигуры. Две рельефные линии выше головы Эрота являются контуром его крыльев, поднятых кверху. Эрот присел скорее всего перед Афродитой. Левая нога богини слегка протянута к Эроту, правая отведена за нее и поставлена на носок; обе ноги задрапированы одеждой, которая лежит складками у правой ступни. Правое колено. выдвинуто немного вперед и расположено выше левого; это дает основание полагать, что сидящая фигура изображена в три четверти: ее торс повернут к зрителю и она либо опирается на левую руку, либо держит ее на коленях. В правой руке Афродита держит ветку или другой предмет. Богиня сидит, по-видимому, на ложе, на которое наброшено покрывало с грузиками по краям. Основание ложа видно у ног богини.
Для восстановления сюжета рельефа важны обломки от двух таких же терракотовых рельефов, найденных прежде на Майской горе. Сопоставление всех трех фрагментов позволяет сделать вывод, что центральное место на рельефе занимало изображение Афродиты и кроме Эрота на нем не было других фигур.
Техника изготовления рельефа обычная: на тонкой глиняной пластинке матрицей оттиснуто изображение; для придания устойчивости пластинка книзу сделана толще и переходит в овальное в плане основание. Глина трех фрагментов фанагорийская. Наверное, поверхность рельефов была раскрашена, но краска не сохранилась.
Изображение Афродиты и Эрота широко распространено начиная с V в. до н.э. в вазовой живописи, в терракоте, в мелкой пластике и других видах прикладного искусства. Наиболее близкое изображение Эрота, присевшего на правую ногу и поправляющего обувь сидящей перед ним женской фигуры, мы видим на краснофигурной вазе 30—20-х годов V в. до н.э. 12 Совпадает с нашим изображением не только его склоненная поза и положение левого колена, но и поднятые вверх крылья. Аналогии находим в аттической скульптуре середины V в. до н.э. Такое же положение ног видим у Посейдона и у Аполлона на зофоре Парфенона, у Зевса на метопе храма Е в Селинунте. Близкое изображение основания ложа или пьедестала имеется у статуи Икетиды.
Возникновение сюжета нашего рельефа, по-видимому, следует отнести к концу V в. до н.э. На сложение его, вероятно, оказал воздействие образ Афродиты Урании, созданный Фидием. О. Ф. Вальдгауер приводит варианты его воспроизведений в различных видах искусства, вплоть до боспорской стелы II в. до н.э. Можно предполагать, что в святилище Майской горы находилось культовое изображение Афродиты. Неизвестно, был ли это рельеф или статуя, но изображение Афродиты с Эротом повторяется на других памятниках, происходящих из богатых погребений Тамани: на пластинке из слоновой кости из VI Семибратнего кургана и на двух золотых перстнях и зеркале из погребения жрицы в I склепе кургана Большой Близницы. На пластинке вырезана Афродита и парящий перед ней Эрот с тенией в руках. Богиня сидит, повернувшись в три четверти к зрителю, левая рука на колене, в правой какой-то предмет. Изображение помещено между двумя ионийскими колоннами, между волют капителей— кессонированный потолок. Очевидно, на пластинке изображено внутреннее помещение храма с культовым изображением богини.
В погребении жрицы найдены два золотых перстня с изображением Афродиты и Эрота. Имеется некоторое различие в композиции изображения: в одном случае Афродита стоит, в другом — сидит. Подобные варианты в передаче одного и того же памятника связываются, по мнению О. Ф. Вальдгауэра , с тем, что оригиналом служила статуя. В погребении также найдено бронзовое зеркало, явно культового назначения, с изображением сидящей Афродиты и обнимающего ее Эрота. Это зеркало относится к первоклассным образцам аттической художественной школы. Нам представляется, что наличие трех изображений Афродиты на предметах из этого погребения является подтверждением взгляда В. Ф. Гайдукевича , что погребенная была жрицей богини Афродиты святилища Апатура.
В. Ф. Гайдукевич отметил особую значимость росписи краснофигурной пелики с Гераклом, освобождающим девушку от кентавра; он видел в ней напоминание о местном мифе, связанном с Афродитой Апатурой. В других могилах кургана имеются предметы, относящиеся к иным аспектам религиозных представлений, объединенных в святилище Афродиты Апатуры: в плитовой могиле 1868 г. найден калаф с золотыми фигурами менад, орлиноголовых грифонов и сатиров. Сюжет явно связан с дионисийскими представлениями, как и статуэтки актеров из группы знаменитых терракот, найденных в этом же погребении. А. А. Передольская видела в этих терракотах иллюстрацию эпизодов мифов о Деметре и Коре и полагала, что терракоты были положены погребенной здесь жрице Коры. Нам представляется, что правильно будет несколько расширить это определение: и калаф, и терракоты, и бляшки с Афиной были культовыми принадлежностями жрицы святилища Афродиты Апатуры, которая одновременно являлась и жрицей Коры и связанного с элевсинским дионисийского культа.
М. И. Ростовцев связывал погребения в Большой Близнице с культом Деметры и отмечал сближение культа великого женского божества с элевсино-орфическим культом Деметры и Коры.
Совпадение изображения Афродиты Апатуры на трех терракотовых рельефах из святилища Афродиты на Майской горе с изображениями на золотых перстнях из I склепа Большой Близницы свидетельствует, с нашей точки зрения, о том, что погребенные в I склепе Близницы являлись жрицами святилища на Майской горе. Мы склонны считать его святилищем Афродиты Апатуры. Последнее существовало длительное время, начиная с конца VI в. до н.э. по II в. до н.э. и позже. В нем поклонялись божествам различных культов, объединенных под эгидой Афродиты Апатуры.

Литература:
Марченко И.Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира,- М.: "Наука", 1977 - c. 121-126
Текст взят с сайта Historic Ru

 

Читайте об Афродите на сайте "Монсальват":
Святилище древней богини
(статья Галины Росси)

Рождение Афродиты (стихотворение Жозе Мария де Эредиа)
Рождение и деяния Афродиты главы из книги Роберта Грейвса "Мифы Древней Греции"

Образ Афродиты в искусстве
(Сомов Л.)

Вы можете посмотреть изображения Афродиты, воспетой за прошедшие тысячелетия многими знаменитыми, и оставшимися неизвестными, мастерами искусства
Книгу Роберта Грейвса "Мифы Древней Греции" Вы можете почитать on-line, или загрузить zip.