©
Галина Росси
То, что известно на сегодняшний
день об истории Кипра с 7-го по 3-е тысячелетие до н.э. - это всего
лишь пестрая мозаика, состоящая из эпизодических находок, исторических
и археологических реконструкций, которые в той или иной мере могут быть
соотнесены с древнейшими преданиями человечества.
Исчезли люди, населявшие в седьмом тысячелетии до н.э. ранние неолитические
поселения и древнейший на Кипре город на холме - Хирокитию. Исчезли
бесследно, оставив нам прекрасные образцы каменной посуды и непривычные
архитектурные формы. На основании известных нам сегодня археологических
данных приходится заключить, что затем, в течение нескольких тысячелетий
кипрская земля была пуста. За время этих тысячелетий проходили бурные
геологические и тектонические процессы, радикальным образом, и неоднократно,
менявшие ландшафт острова. Ряд ученых предполагает, что за 5 тысяч лет
до н.э. произошло соединение Черного моря с системой Мраморное море
- Средиземное море - Атлантический океан, и возник огромный Босфорский
водопад, благодаря чему уровни Средиземного и Черного морей сравнялись.
А римский историк Плиний Старший (23 - 79 г. н.э) рассказывает в своем
трактате «Естественная история» о том, что когда-то Кипр и Сирия составляли
единое целое, и только после сильнейшего землетрясения Кипр стал островом.
За два тысячелетия, в течение которых пустовал Кипр, на берегах Средиземного
моря, в Месопотамии, были изобретены гончарный круг и система искусственного
орошения, возникли и развились древнейшие города, достигавшие в размерах
до 10 гектаров. На берегах Нила сформировались два царства – Верхний
и Нижний Египет.
Примерно в 4500 году до н.э. на Киттим-Кипр снова приходят переселенцы,
расселяются, иногда, в тех же местах, что и несколько тысяч лет назад,
но приносят с собой культуру другого типа, которую принято именовать
культурой второго неолитического периода, или керамической культурой
эпохи неолита группы Сотира.
Сегодня на Кипре известно более двадцати небольших неолитических поселений,
датируемых 4500-3500 годами до н.э., расположенных на склонах и в долинах
у южного и северного берегов острова. Самое крупное из них – Сотира
(к западу от Лимассола), по названию которого культура этого времени
и получила свое имя, насчитывает порядка пятидесяти квадратных в плане,
однокомнатных строений, с круглыми очагами и платформами для сидения.
Оригинально устроены жилища неолитических людей в поселении Эпиктито
( в шести километрах от Кирении), на северном побережье острова. Их
дома располагались в естественных (а, возможно, как считают некоторые
ученые, и искусственно сделанных) подземных пустотах так, что каждая
пустота вмещала шесть и более небольших, неправильной формы строений.
Подобная «подземная» архитектура характерна и для поселения Филья, Калавасо
и Лемба.
Как уже упоминалось, жители поселений делали керамическую посуду. Перед
обжигом
гончары наносили на сосуд краску, а затем, с помощью многозубчатого
предмета, похожего на гребень, декоративный орнамент. Благодаря такому
приему на поверхности оставались волнистые линии цвета глины, тогда
как остальная часть сосуда была окрашена. Очень простой, но оригинальный
прием для украшения предметов быта. Близ деревни Филья британской экспедицией
университетов Бирмингэма и Эдинбурга также была найдена керамика этого
периода, но уже имеющая другие декоративные особенности. Это так называемая
«красно-белая керамика». Неолитические художники наносили на белый
фон сосудов геометрические, а, иногда и растительные орнаменты красного
цвета. В это время уже сложились такие характерные типы средиземноморских
сосудов, как гидрии, для хранения воды («гидрия» -это черпание воды)
и пифосы – большие сосуды, в которых хранили зерно или жидкости. О тесных
связях древних киприотов с народами, населявшими другие земли однозначно
говорит сходство керамических изделий, найденных в поселениях неолитического
и халколитического периодов на Кипре, и керамики, найденной в поселениях
этих периодов в Фессалии, Тегеи, Восточной Анатолии, Сирии.
Если задаться вопросом, кем могли быть эти переселенцы, в четвертом
тысячелетии до н.э. давшие начало новому витку кипрской цивилизации,
то первым делом можно отметить, что этот период приблизительно совпадает
с датой сотворения Адама, согласно библейской хронологии. Такое «очевидное»
несоответствие библейской версии происхождения человечества и того факта,
что к этому моменту на Кипре не только существовала, но и уже пришла
к своему закату тысячелетняя развитая культура, является, на первый
взгляд, самоочевидным доказательством несостоятельности библейского
мифа. Однако эта очевидность лишь кажущаяся. Традиция эзотерической
мысли давно и прочно придерживается точки зрения, согласно которой человечество,
как вид, далеко не всегда было единообразным. В «Божественном Пэмандре»
древнейшего мага-мудреца Гермеса Трисмегиста, на дошедших до нас фрагментах
халдейских таблиц, в мистическом учении, сохранившем устное предание
– Каббале - упоминаются семь человеческих рас, или, точнее, семь различных
подвидов человечества, последовательно и постепенно сменявших друг друга.
И, если рассматривать библейское предание о появлении первых людей как
рассказ о выходе на историческую арену нового подвида человеческой расы,
достаточно сильно отличавшейся от рас предыдущих, и полностью их впоследствии
вытеснивших, то общая картина взаимосвязи древнейших преданий и археологических
данных опять становится ясной и непротиворечивой.
Итак, представим себе, что около 4-го тысячелетия до н.э. на историческую
арену выходят родоначальники нового человеческого вида – Адам и его
сестра-жена Ева. Согласно Библии Адам жил 930 лет. Но в его еще молодые
годы (Адаму тогда исполнилось лет 250) мы находим известия о том, что
его дети и внуки уже строили города, доминировавшие над крупными регионами,
а еще через некоторое время его праправнуки вводят во всеобщий обиход
выплавку металлов и первые начала музыкальной культуры. Эта новая цивилизация
развивается мощно и стремительно, ассимилируя и без следа поглощая слабеющие
культуры древности. Например, древнейшие поселенцы Иерихона, принадлежащего
к той же цивилизации, что и кипрские жители Хирокитии, были полностью
ассимилированы, и к пятому тысячелетию до н.э. окончательно ушли с исторической
арены. Не будет большим преувеличением предположить, что и неолитические
культуры Кипра скорее всего разделили ту же судьбу.
Миграционная волна, порожденная новой, более сильной цивилизацией, докатилась
сюда довольно быстро, особенно принимая во внимание возможное соединение
Кипра и побережья нынешней Сирии.
Именно с этого периода начался новый этап развития кипрской культуры,
последовавший за эпохой неолита, когда миграционная волна переселенцев
с сирийских берегов привнесла и новые оригинальные формы керамики и
скульптуры,
и знания о выплавке меди и изготовлении из нее орудий труда. К этому
времени относятся украшения и странные крестообразные статуэтки из стеатита
– мягкого, но твердеющего при нагревании, камня серо-зеленого цвета,
обладающего ровной и гладкой структурой. Вполне вероятно, что эти статуэтки
характеризовали собой появление новой системы взглядов на отношения
между богом, человеком и вселенной, или то, что принято сегодня называть
«религиозным культом». Дополнительным свидетельством радикальной смены
мировоззрения новой цивилизации является принципиально другой тип захоронений
– мертвых стали хоронить вне жилых помещений – что уже намного ближе
и понятней людям нашего времени.
Как бы там ни было, одно можно сказать определенно: именно в этот период
древняя и загадочная эпоха истории человечества ушла в прошлое окончательно
и безвозвратно.
Галина Росси, искусствовед
февраль 2004