УВЕЛИЧИТЬ

И вот пернатых царь из-под склоненной ивы,
Расправя крылья горделивы,
К красавице плывет — веселья полна грудь

А.Пушкин

© Галина Росси

В 57 году до н.э. Кипр становится провинций Рима. Это событие послужило началом нового исторического периода острова – началом новых тенденций в архитектуре и искусстве. Римляне, со свойственным им стремлением к роскоши строили великолепные и богатые виллы, резиденции и храмы, посвященных богам своего пантеона. Эллинистические традиции, органично вписавшиеся в римскую культуру, получили свою вторую жизнь, и дали новые, оригинальные образцы архитектуры, богато декорированной великолепными мозаичными панно. Об этом свидетельствуют открытые археологами недалеко от святилища Афродиты (в Куклии близ Пафоса) руины большого сооружения перистильного типа, возведенного в I веке и реконструированного в позднее-римский период. Комнаты дома располагались вокруг окруженного колоннадой атриума, в центре которого находился большой открытый имплувиум (бассейн).
До наших дней сохранились фрагменты геометрических узоров мозаичных полов, украшавших это некогда пышное и богатое здание. Но настоящим шедевром мозаичной композиции является пол триклиниума (обеденной комнаты), датируемого концом II - началом III века, и расположенного на северо-западе от святилища Афродиты. Сегодня эти архитектурные "останки" называют «Дом Леды», хотя, никакого дома нет, и от всей былой роскоши сохранилась только одна мозаика, изображающая Леду - дочь царя Этолии Фестия, супругу спартанского царя Тиндарея, мать прекрасной Елены (той самой, из-за которой, согласно древним сказаниям, началась Троянская война).
О Леде, и о рождении Елены существует несколько древних легенд. Наиболее распространенным является сказание о том, как Зевс, плененный красотой юной Леды, спустился к ней в образе лебедя и возлюбил ее на берегу реки Эврот. В ту же ночь и муж Леды – Тиндарей – возлег с ней. В положенный срок Леда снесла яйцо, из которого вылупились трое детей – Елена и братья-близнецы Кастор и Поллукс (называемый также Полидевк). Сегодня у мифологов существует мнение, что Елена была дочерью Зевса, а Кастор и Поллукс – сыновьями Тиндарея. Согласно этой версии, Леда позднее была обожествлена под именем Немесида, и почиталась как богиня возмездия, беспристрастно наблюдающая за справедливым разделение благ среди людей.
Иная версия древнего сказания гласит, что Зевс, влюбившись в Немесиду, и не имея возможности овладеть ею, потому что она превратилась в рыбу и спряталась в воде, принял облик бобра и стал гнаться за нею. Немесида стала превращаться из одного зверя в другого, но Зевс, преследуя ее, тоже принимал облики зверей, всегда более быстрых и более ловких, чем Немесида. Обернувшись гусыней, Немесида взлетела в небо, но Зевс стал лебедем и настиг ее в Аттике. Немесиде ничего не оставалось, как смирится со своей участью, отдаться Зевсу, а затем тихо поселиться в Спарте.
Однажды, жена спартанского царя Тиндарея, совершая прогулку по лесу, нашла яйцо прекрасного гиацинтового цвета и, принеся домой, положила в ларец. В положенный срок их этого яйца и родилась Елена. Павсаний в труде «Описание Эллады» упоминает о том, что скорлупу этого яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в.
(Paus. III 16, 1).
Наиболее экзотична третья версия, повествующая о том, как обернувшись лебедем, преследуемым орлом, Зевс нашел убежище на груди Немесиды, а затем овладел ею. По прошествии времени Немесида снесла яйцо, а посланник богов Гермес, увидев Леду, сидящую на скамье с широко расставленными ногами, прицельно метнул ей это яйцо. Так родилась Елена, которую Леда воспитала как свою собственную дочь. Ну а Зевс, дабы увековечить свою хитрую уловку с Немесидой, поместил на небе созвездия Орла и Лебедя.
Так или иначе, однако мозаика римского периода изображает самый распространенный вариант мифа, представляя у ручья, среди деревьев и цветов Леду и лебедя-Зевса, пытающегося клювом снять покровы с красавицы.

Опомнясь, наконец, красавица младая
Открыла тихий взор, в томленьях воздыхая,
И что ж увидела? – На ложе из цветов
Она покоится в объятиях Зевеса;
Меж ними юная любовь –
И пала таинства завеса.
А.Пушкин

Галина Росси, искусствовед
май 2004 г.

СПРАВКА
Перистиль - прямоугольные площадь, сад или двор, окруженные крытой колоннадой
Атриум - закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения.

© Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004