Предыдущая Начало Следующая
Анджей Сапковский Мир короля Артура стр. 19
миссионеры, которые еще в римские времена отправлялись в Британию и Шотландию, например, вышеупомянутые св. Ниниан и ев Колумба. - Примеч. авт.>. Таким образом, в доартуровской Британии именно кельтские христиане обращали кельтских же язычников, потому-то дело у них шло так славно и эффективно. Уже упоминавшийся монах Гильдас (вернее, конечно, Гильда!) пишет (в VI веке) о “языческих верованиях, идолах и друидах” как о давно минувших, забытых и канувших в небытие явлениях. В VI веке Британия, если верить Гильдасу, была уже полностью христианской. Судя по самым старшим из известных версиям легенды, у Артура был придворный епископ по имени Бедвини. Джефри же Монмаутский именует придворного епископа Артура Дубрицием и идентифицирует его со святым Дифригом, фигурой вроде бы аутентичной. И Артур мог - повторяю: мог Артур быть христианином, причем образцовым. Борьба же с саксами могла также означать Крестовые войны - борьбу прибывшего из кельтской Ирландии Христа с Вотаном, явившимся из-за Северного моря чужаком-агрессором. Вполне возможно, что Гильдас и Беда, вопреки мнению англосаксонских историков, могли умалчивать об Артуре по совсем иным, внерелигиозным причинам. Как было в действительности, мы не знаем и никогда не узнаем. Можем только предполагать, и в этом нам помогают авторы артуровских фэнтези, например, Марион Зиммер Брэдли в своих “Туманах Авалона”. К этой книге мы еще обратимся не раз. Если же руководствоваться текстами “Вульгаты”, либо “Смерти Артура”, то все сомнения должны рассеяться. Все, что совершали Артур и его рыцари, они творили с именем Бога. Бога просили. Бога благодарили. Богом клялись и ругались - словом, находились на грани тяжкого нарушения второй заповеди. Они бесконечно бегали в часовню и падали на колени. Мало того, за ценными указаниями обращались к архиепископу Кентерберийскому, что довольно забавно в свете двух фактов: географического и исторического. Кентербери (Durovernum Cantiacorum) лежит в Кенте, рядышком с Дуврским проливом, а во времена Артура эта территория принадлежала саксам, так что если там и существовал какой-то храм, то скорее всего - капище Вотана. И во-вторых, первым архиепископом Кентерберийским стал святой Августин, впоследствии патрон Артура в бою под Камланном. Но “трудился” святой Августин в скромной церквушке, потому что знаменитый собор-то по строили лишь в 1017 году. Причем по строил его отнюдь не Артур, а.., именно саксы, вернее, их потомки, не исключено, что на месте давнего храма Вотана. Поскольку язычники-саксы побили христианских (возможно) бриттов, но вскоре после этого приняли христианство. Однако на сей раз уже не от Ирландии, а от Рима. По чисто римскому, непорушенному “кельтизмом” канону <Крещение саксов инициировал папа Григорий II. В 597 году с миссией в Британию отправился св. Августин (? - 631). Этого святого, патрона Англии, не следует смешивать со знаменитым св. Августином (354 - 430), тем, который “породил” августинцев. Св. Августин Английский вскоре по прибытии на О стров крестил Этельберта, короля Кента, и заложил собор в Кентербери. В 604 году возник епископат в Рочестере. В том же году крестили королевство восточных саксов (Эссекс) и начали строительство кафедрального собора Св. Павла в Лондоне. В 625 году Этельборга, дочь Этельберта из христианского уже Кента, вышла замуж за Эдвина, языческого пока что короля Нортумберленда, и принудила его принять христианство, да так эффективно, что он даже попал в святые. Святым был и наследник Эдвина, король Освальд, который в компании со св. Алданом и св. Катбертом укрепил в Нортумберленде христианство и по строил знаменитый, существующий по сей день монастырь в Линдесфарке. Но даже крещеные саксы не забыли своих давних богов. Тиу, Вотан, Тор и Фрея дожили в английском языке до наших дней - в названиях дней недели: Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday. - Примеч. авт.>. Очередным примером набожности Артура и его свиты, который можно при желании отыскать в “Вульгате” и у Мэлори, является то, что все серьезные события и торжества происходили в церковные праздники либо накануне их - доминирует День Очищения и Троицын День (Пятидесятница). Согласен. Так, конечно, могло быть, да скорее всего так оно и было. Только дело-то в том, что, например. День Очищения - это кельтский Имболк (Imbolc) - праздник приближающегося конца зимы, а Троицын День - это кельтская мистерия Бельтайн (Beltaine), торжественная церемония полного расцвета весенней природы. Имболк и Бельтайн, равно как Самайн (Samhain) - то есть День всех святых - конец ноября <В.В. Эрлихман в примечаниях к своему переводу “Мабиногион” называет другую дату праздника Самайн - 1 ноября.>, и Ламмас (Lughnascad - начало августа, то есть День Успения Божьей Матери), в кельтских легендах имеют символическое значение - большинство имеющих последствия мифологических и легендарных событий случались именно в эти дни. Поэтому (независимо от истинной даты коронации) в оригинальных песнях валлийских бардов Артур становится королем во время мистерии Бельтайн. Языческую же мистерию Бельтайн миссионеры превращают в Троицын День. Нам это уже знакомо - это и есть тот самый “родниково-ключевой” метод, “запатентованный” святым Колумбой. Ну и что, скажут некоторые, возможно, Мэлори малость переусердствовал с архиепископом, может, у него перепугались Кентербери с Гластонбери, может, он спутал церковные праздники и языческие обряды! Но в том, что благочестивый рыцарь был набожным, Мэлори не преувеличивал. А ежели малость и преувеличил, то были тому причины, ибо Мэлори с ностальгией вспоминает времена, когда по прекрасному, счастливому, солнечному Альбиону разъезжали на своих рысаках
Предыдущая Начало Следующая
* * * |