Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Предыдущая    Начало    Следующая


Елена Сизова
Фридрих II Гогенштауфен и создание сицилийской школы
стр. 4

 

Аристотеля же, главного авторитета своего времени, Doctor Universalis гениально интегрировал в католичество по принцину «веры и разума», заимствовав его метод умозрительных построений (спекуляции) для доказательства теологических постулатов. По легенде, эту идею ему подсказал троюрный кузен – Фридрих II, ведь бабушка святого Фомы, Франсуаза Гогенштауфен (ок. 1137-?) была младшей сводной сестрой Фридриха I Рыжебородого. Золовка Франсуазы – Сибилла ди Аквино (1147-1205), графиня ди Ачерра стала женой Танкреда де Отвиль (1147-1194), графа ди Лечче и короля Сицилии в 1189-1194 гг. Эти браки впоследствии раскололи клан Аквино, Ачерра, Казерта, Лауро, Марсико, Сансеверино и Трикарико на две ненавидящие друг друга группировки.
Связи семьи Аквино с императорским домом продолжались: племянник доминиканца Ринальдо IV д,Аквино (1227-1281), сын его второго старшего брата Филиппа (1240), был сокольничим из Монтелло, входил в число придворных поэтов и, согласно завещанию, стал душеприказчиком Фридриха II. Позднее он предал короля Манфреда, получив Рокасекка от Карла I Анжуйского.
Философ также доводился четвероюрным дедом Томмазо II д,Аквино (ок.1226-1273), графу Ачерра, который женился в 1247 г. на Маргарите Швабской (ок.1227-1298), незаконной дочери сицилийского монарха и графини Ришины Бельштайн-Вольфседен (Руфина,ок.1205-1235), дочери Бертольда II Бельштайн-Вольфседен (ок. 1175-пос.1251) и Аделаиды Бонфельд. Этот брак являлся символом благодарности, ведь отец Томмазо II – генеральный капитан Аденульф III д’Аквино погиб в 1242 г. в Ломбардии, защищая интересы короны.
А вот первый, четвертый и шестой из шести старших братьев Фомы – Ландольф (1257), Эмон II (пос. 1267) и Ринальдо III (1246) приняли участие в заговоре 1246 г. Двое старших скрылись. Искалеченный пытками (выкололи глаза, а затем отрезали нос, ноги, руки) Ринальдо в том же году был казнен (повешен или сожжен, или зашит в мешок со змеями и брошен в море).
Зятя, мужа сестры Марии (1279) – Гвильельмо II Сансеверино (1246), одного из пяти главарей заговора, перед смерью провели по королевству с папской буллой в руках и печатью на лбу. Его отца Томмазо Сансеверино (ок.1180-1246), графа Марсико тоже казнили. Мать Перна ди Морра-Сансеверино (1210-1248) с младшим сыном Руджьери II (ок.1234-1285), снохой Марией Аквино и маленькой внучкой Екатериной бежали в Лион к Иннокентию IV. Около 1250 г. Руджьери II Сансеверино женился вторым браком на младшей сестре святого – Феодоре (Теодора, 1237-до 1316). Владения заговорщиков были конфискованы, их жен в цепях отправили в Палермо, где продали в рабство.
В своем учении, получившим название «томизм», Аквинат отводил особое место дьяволу, «главе демонского царства», писал о всяческих «ухищрениях дьявола», и что ошибочно и даже преступно отрицать веру в его всемогущество. Вера в дьявола так же свята, как все, чему учит католическая церковь. Не исключал того, что дурные правители могут пользоваться властью, имеющей божественное происхождение, во зло. Они приравнивались к атеистам, еретикам и рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними доминиканский богослов видел важнейшую задачу церкви, с оговорками, даже оправдывал восстания против них. Прообразом дурного правителя «сицилийскому немому быку» наверняка послужил, как называл его папа Григорий IX (1227-1241) – сын Вельзевула, библейский Антихрист, «преобразователь мира» – император Фридрих II.
Разумеется, Фому автор «Божественной комедии» поместил в Рай, в четвертую сферу благоразумных, в образе одного из сияющих и поющих солнц, которые трижды оборачиваются вокруг него. Он начинает речь:

  …
Я был одним из агнцев, что идут
За Домиником на пути богатом,
Где все, кто не собьется, тук найдут.
  Тот, справа, был мне пестуном и братом;
Альбертом из Колоньи он звался,
А я звался Фомою Аквинатом.

 Пер. М. Лозинского, Рай. Песнь X, 93-102

В ноябре 1220 года, вдоволь наскитавшись среди независимых немецких аристократов и получив императорский венец в Риме, двадцатипятилетний Фридрих возвратился в королевство Обеих Сицилий.
Петр Эболийский написал в этом же году латинскую поэму «Названия и достоинства целебных источников Поццуоли и Бай, или О целебных источниках Поццуоли и Бай» с посвящением:


Солнце мира, прими ты в дар эту новую книжку.
Книг из трех государь последнюю днесь получил.
В первой в марсовых латах гремит отцовская слава.
Та, что за нею идет, Фридриха славу поет.
Третья Эвбеевых вод напомнит забытые ныне
Места и чудесные свойства и, наконец, имена.
Се императору в честь три написали мы книги,
Много прочнее тот слог, трижды что был изречен.
Предков в анналах прочтешь ты, Цезарь, коль пожелаешь:
Бедным на службе царя не был поэт никогда.
Вспомните, о государь, об эболийском поэте,
Дабы сыновним делам вновь он перо посвятил.

 

 

Предыдущая    Начало    Следующая

Оглавление темы