Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Вера Космолинская
Первый крестовый поход
стр. 4


XI века хауберк – кольчуга, снабженная рукавами, рукавицами, капюшоном и чулками действительно начинает входить в моду. "Французы называли ее halberc, hauberc, haubert - скорее всего от германского halsberg, то есть "прикрывающий шею"" . Шлемы до XI века по большей части делались из меди. Обычным был клепанный, куполообразный шлем, с заостренным верхом, без забрала, изобретенного позже, с широким наносником (норманнский шлем). "... к шлему прикреплялось покрывало, ниспадавшее на спину, назначение которого было предохранить шлем от солнечных лучей, а также и несколько ослабить силу удара" . Конская броня появилась в XII веке, будучи пока еще только плотной матерчатой или войлочной попоной. Железо, начиная с кольчуги, стало защищать лошадь уже в XIII веке. "Сама идея бронирования лошади пришла в Европу с Востока – из мусульманских стран или от татаро-монголов – через посредство Руси" . Время прибытия первых крестоносцев благоприятствовало им. "Фатимиды, фактически, только что отобрали Иерусалим у турок, за несколько месяцев перед появлением крестоносцев" . Бывшие части халифата постоянно враждовали между собой, пребывая в ослабленном состоянии. Против крестоносцев выступил иконийский султан Килидж-Арслан, успевший собрать со всей Малой Азии и Персии значительное число своих подданных и союзников (упоминается до 100 тысяч), укрепить и снабдить всем необходимым город-крепость Никею, с осады которой открываются военные действия Первого Крестового похода. Никея была покорена 20 июня 1097 года, вернее - признала над собой власть византийского императора, избежав, таким образом, сильных разрушений. 27 июня армия крестоносцев двинулась далее на Антиохию, через Фригию и Киликию. Через два дня войска разделились: Годфрид Бульонский и епископ Адемар возглавили первую колонну, шедшую долиной Дорилеи, Боэмунд Тарентский и Роберт Нормандский – вторую, направлявшуюся восточнее, вглубь территории, по долине Горгони. Буквально в тот же день вторая колонна была атакована никейским султаном Сулиманом, собравшим войска из Антиохии, Тарса, Алеппо и других городов. "Послав за по-мощью к Годфриду, Боэмунд собрал все, что было возможно и оказал нападавшим отчаянное сопротивление" . Сопротивление оказалось успешным – турки бежали. Крестоносцы же, после трехдневного отдыха решили больше не разделяться и отправились дальше единой колонной. С большими трудностями и немалыми потерями им удалось пересечь пустыню и достичь Киликии, где они были радушно встречены дружественными армянами, стремившимися избавиться от турецкого ига. Большинство крестоносцев стремились поскорее достичь Иерусалима. Но их вожди "затягивали движение и пользовались всяким случаем, чтобы обеспечить себе какое-нибудь земельное владение" . Но было ли это только корыстью? Или вполне оправданным желанием укрепить позиции христианства на Востоке? Второе кажется предпочтительнее, к тому же оно не исключает первого. Не будем следовать пагубной теории, что крестоносцы отличались не только беспринципностью, но малым соображением, которая обвиняет их как в алчности, так и в беспечности по отношению к укреплению своих тылов и созданию баз. Итак, Танкред и Балдуин Фландрский отделились от основного войска и захватили вместе приморский город Тарс. Однако в чем-то их взгляды разошлись и дело дошло даже до открытого боя, в котором победителем вышел Балдуин. Позднее он отправился в Армению, где вскоре отвоевал себе немалую территорию и провозгласил себя графом Эдессы, свергнув предыдущего правителя. Так, в 1098 году на Востоке возникло первое латинское государство. В том же году были захвачены Антиохия, Марра и Акра. А 15 июля 1099 года, после длительной осады и кровопролитного штурма, был взят, наконец и сам Иерусалим. Главой нового - Иерусалимского государства стал виднейший деятель кре-стоносного движения Годфрид Бульонский. Первоначально его титул звучал – барон Гроба Господня. Войны между крестом и полумесяцем не прекращались. Но крестоносцы сумели отстоять Иерусалимское королевство, и еще долгое время удерживали его. Итак, главная задача христиан была выполнена. И этой победой, сакральное значение которой для средневековой Европы трудно переоценить, завершается история Первого Крестового похода. Учитывая значительные успехи христиан на Востоке, невозможно согласиться с встречающимися в достаточно авторитетной литературе презрительными замечаниями о глупости, бездарности и полной профессиональной непригодности европейских полководцев. В Первом Крестовом походе они сумели показать себя с лучшей стороны, ведя войну, пусть согласно "старой германской школе" (тоже, конечно, не везде и не всегда), но вполне сплоченно, последовательно и целенаправленно, с редкой преданностью идее. Впоследствии, когда сила идеи ослабла, никакие прогрессивные воинские реформы и тактические приемы не спали положения христианских государств на Востоке, и не остановили внутренних раздоров. А сила Духа первых крестоносцев поистине заслуживает всех песен, спетых в их честь, а не только эпиграмм и частушек, пусть и не менее заслуженных. Значительным следствием столкновения с Востоком стал подъем рыцарской идеи и рыцарского Духа, вызванный необходимостью тесно держаться друг-друга, а также контактом с, кое в чем, гораздо более развитой культурой, у которой было что позаимствовать в светской сфере, не касаясь религиозных вопросов. Необходимость иметь постоянные войска в отвоеванных землях, постоянно подвергавшихся нападениям неприятеля, привела к учреждению военно-монашеских орденов. Орден Госпитальеров возник еще до начала Крестовых походов, как благотворительный (в каковом качестве существует и поныне). В 1048 году итальянский купец Маурус со

* * *

Оглавление темы     Примечания