Ж. Ришар
Если
право наследовать было признано за претендентом, следовала процедура помазания
короля: до Балдуина II процедура помазания была отдельной от церемонии
коронации, которая происходила в Вифлееме в праздник Рождества. Церемония
помазания государя разворачивалась по следующей схеме: духовенство встречало
у ворот церкви (Гроба Господня, позднее кафедрального собора Тира) короля,
который клялся защищать от всех посягательств патриарха и его церковь,
равно как и законы, кутюмы и вольности королевства. В свою очередь патриарх
приносил клятву в том, что будет поддерживать корону и даровал королю
поцелуй мира, затем же приглашал народ провозгласить его подлинным сюзереном
королевства. После «Те Deum» король занимал место на хорах, а его бароны
подносили ему корону и золотое яблоко, которое «символизирует землю королевства
(senefie la terre dou reaume)», коннетабль — королевское знамя (гонфолон),
сенешаль — скипетр: государь же во время этой церемонии, которая должна
была превратить его в наполовину клирика, был одет как диакон. Коленопреклоненный,
он садился, в то время как над ним читали молитвы и после секвенции прелаты
помазывали его святым елеем; надевали кольцо на палец и затем опоясывали
мечом; он получал корону, скипетр и золотое яблоко и прелаты провозглашали:
«Vivat rex in bona prosperitate». Mecca продолжалась. Во время причастия
король снимал корону; он причащался после мессы, и помазавший его прелат
(патриарх, или, в его отсутствие, архиепископ Тира, Цезареи или Назарета)
брал стяг из рук коннетабля, его благословлял и передавал королю, который
возвращал стяг коннетаблю (подтверждая тем самым назначение последнего
на прежнюю должность). Затем, посреди огромной процессии новый король
направлялся в Храм Господень (Templum Domini) и приносил в дар свою корону
там, где младенец Иисус был посвящен Богу, потом же продолжал путь в Храм
Соло-
мона — «Тампль», давший имя тамплиерам, где начинался пир, завершавший
церемонию (1).
Короля надлежало короновать в двенадцать лет, по сведению «Книги короля»:
это решение было, без сомнения, принято после неурядиц, сопровождавших
восшествие на престол Балдуина III.
Примечания:
Lois, I, Р. 29.
*
* *
|