Жизнь
знаменитых людей древности, вызывавшая у современников чувство страха,
ужаса или удивления, нередко бывает изукрашена баснословными рассказами
– мифами, легендами или сагами.
Так, между прочим, вся славная жизнь персидского царя Кира старшего, из
династии Ахеменидов, от самого рождения до трагической смерти, предается
его биографами облеченною в чарующие сказания. Обреченный смерти в первый
день жизни, вследствие странного сновидения, виденного его дедом, лидийским
царем Астиагом, Кир чудесным образом остается в живых, возвращается затем
ко двору Астиага, которого впоследствии свергает с престола и разрушает
его могущественное царство, основывая на его месте новое, еще более могущественное
персидское государство. Оно простиралось от восточных берегов Средиземного
моря до Инда, чрез всю западную Азию, и далеко превосходило по обширности
и могуществу все прежние, до того существовавшие, государства, обнимая
наряду с культурными народами того времени дикие орды кочевников.
Создать такое государство, объединить в одно целое столь различные части,
в состав его входившие, представлялось уму древних чем-то сверхъестественным,
исполинским, недоступным простому человеку; почему события жизни этого
персидского царя носят на себе характер чудесного и, начиная с Геродота,
все позднейшие историографы древности, Ксенофонт, избравший в своей Киропедии
Кира предметом поучительного романа, Ктезий, Николай Дамасский и др. перемешивают
действительность с басней, описывая историю царствования Кира. Неоспоримо
только то, что Кир был человеком необычайным, стоявшим выше всех своих
современников, честолюбивым и тщеславным, одаренным страстью завоевания,
которую он соединял с громадною энергиею и большими государственными талантами.
Достигнув неожиданной высоты могущества, жертвуя для достижения своих
планов и целей тысячами человеческих жизней, Кир внезапно испытывает перемену
до того благотворившей ему судьбы, терпит неудачу, поражение и находит
сам внезапную смерть.
Геродот рассказывает о ней следующее. Покорив плодоносный Юг, Кир задумал
подчинить своей власти и те свободные племена, которые кочевали в северной
части средней Азии, по обеим сторонам Каспийского моря. Прежде всего,
Кир обратил свое оружие на массагетов,– бедный, но воинственный народ,
живший за Яксартом (нынешнею Сыр-Дарьей). Причиной этой войны выставляется
отказ, который получил Кир от царицы массагетов, Томирисы, когда он домогался
ее руки. Перейдя Яксарт, Кир заманил в засаду массагетское войско, нанес
им тяжкое поражение, умертвив несколько тысяч человек и еще более захватив
в плен. В числе пленных находился сын Томирисы, Спарганиз. Последний не
захотел перенести такого позора и просил царя освободить его от оков;
но как только их с него сняли, он тут же умертвил себя. Потеря сына привела
царицу Томирису в отчаяние. Она сделала воззвание к своему народу и другим
скифам, собрала новое громадной войско и пошла против Кира.
Произошло сражение в 529 г. до Р. Хр., самое кровопролитное изо всех,
какие бывали между варварами, говорит Геродот. Убитые тысячами устилали
землю;– в конце концов, персы были разбиты и сам, до тех пор непобедимый,
Кир пал на поле битвы. Когда был найден труп царя, разгневанная Томириса
велела отрубить ему голову, и бросила ее в кожаный мех, наполненный человеческою
кровью, чтобы ненасытный завоеватель и истребитель народов мог вдосталь
упиться ею. Этот момент и воспроизвел художник на помещенном нами рисунке.
Впрочем, Ктезий, придворный врач персидского царя Артаксеркса Мнемона,
написавший историю персов до 399 го. до Р. Хр., передает что Кир был ранен
в войне с дербиками и умер от раны на третий день. Тело Кира было погребено
в Пассаргадах. Александр Великий посетил гробницу, от которой еще и теперь,
в развалинах Кала-и-Дара, близь города Дарабшерд, заметны кой-какие остатки.
*
* *