И далее, чтобы расставить все точки над i, хочу сказать следующее. Вслед за ангажированными летописцами, отстаивающими интересы Римской курии, окситанских феодалов часто представляют как ненавистников католической веры. Это глубокое заблуждение: несмотря на наличие в своих семьях катарских Добрых Людей, преимущественно женщин, графы Тулузы и Фуа, виконты Тренкавели были и оставались католиками. Возьмём пример последних: практически все представители этого рода участвовали в крестовых походах в Палестину или же в Пиренейской Реконкисте, при том, что идея священной войны была совершенно неприемлема для катаров. Они роднились с ортодоксально католическими домами, такими, как Монпелье и Арагон; они делали богатые пожертвования католическим монастырям и церквям, что подтверждено документальными источниками; они соблюдали отрицаемые катарами обряды, такие, как евхаристия, таинство брака и крещение младенцев. Причина их яростного сопротивления претензиям воинствующей Римской Церкви коренится не в их ереси, а в тесных семейных связях, национальной солидарности и традициях толерантности, причём не только по отношению к еретикам, но и к евреям и сарацинам, жившим на их землях. Вот это действительно роднит их с Добрыми Христианами, которые говорили:
"Среди сарацин и христиан (католиков), евреев и татар, и верующих других религий мира сего каждый день выявляются огромные различия – но ведь все они верят в одно святое начало, доброе и милосердное; и они всегда ссорятся друг с другом, и обмениваются оскорблениями, и поступают друг с другом с ужасающей жестокостью, хотя все они должны признать, что, без всякого сомнения, они – братья и дети одного Творца…"
Джованни де Луджио (епископ катаров Децензано).
Книга о двух началах, около 1240 года
* * * |