стали грозить христианскому миру серьезной опасностью, Запад
пытался организовать крестовые П. и против них. Так, например, в 1396
г. собралось значительное крестоносное войско под предводительством венгерского
короля Сигизмунда, графа Иоанна Неверского и других; но при Никополе турки
нанесли ему страшное поражение. Тот же характер носил поход, окончившийся
гибелью польского короля Владислава под Варной. В общем, проповедь папами
крестовых П. для оказания помощи погибавшей восточной империи не находила
на Западе сочувствия, и Константинополь пал. Последним крестовым походом
против турок можно считать войну 1683 г. На Западе крестовые П. направлялись
против мусульман Иберийского полуострова (см. Испания и Португалия), против
язычников — вендов, пруссов, ливов и эстов (см. Тевтонский орден и Меченосцы),
против еретиков — например, против альбигойцев (см.) и гусситов (см.),
— и против православных (крестовый П. шведов, под начальством Биргера,
при Александре Невском). В числе причин неудачного исхода крестовых П.
в Св. Землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений
и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с
мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили
с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная
зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского
короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на
границе мусульманского мира. Крупнейшие князья (эдесский, трипольский,
антиохийский) были совершенно не зависимы от иерусалимского короля. Нравственные
недостатки крестоносцев, эгоизм их вождей, стремившихся к созданию себе
на Востоке особых княжеств и к расширению их за счет соседей, слабое развитие
у большинства крестоносцев политического смысла, делали их неспособными
подчинять свои личные узкие мотивы более высоким целям (бывали, конечно,
и исключения). К этому уже с самого начала присоединились почти постоянные
распри с Византийской империей: две главных христианских силы на Востоке
истощались во взаимной борьбе. Такое же влияние на ход крестовых П. оказало
и соперничество между папами и императорами. Далее, важное значение имело
то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь узкую прибрежную
полосу, слишком незначительную, чтобы они, могли без посторонней поддержки
успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником
сил и средств сирийских христиан была Зап. Европа, а она лежала далеко
и переселение оттуда в Сирию не было достаточно сильно, так как большинство
крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой. Наконец, успеху дела
крестоносцев вредило вероисповедное различие между крестоносцами и туземным
населением. Крестовые П. не остались, однако, без важных последствий для
всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной
империи, отдавшее ее во власть турок, а также гибель бесчисленного количества
людей, занос крестоносцами в Западную Европу жестоких восточных наказаний
и грубых суеверий, преследования евреев и т. п. Но гораздо значительнее
были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые
П. далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы:
они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном
и общественном их строе. Крестовые П. несомненно оказали известное влияние
(которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный
строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм.
Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием
отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух
столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине
представителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых
сношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который
в средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. Затем,
крестовые П. в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения
вилланов от крепостной зависимости: вилланы освобождались не только вследствие
ухода в Св. Землю, но и путем выкупа свободы у баронов, которые нуждались
в деньгах при отправлении в крестовый П. и поэтому охотно вступали в такие
сделки. В крестовых П. принимали участие представители всех тех групп,
на которые делилось население средневековой Зап. Европы, начиная от крупнейших
баронов и кончая массами простых вилланов; поэтому крестовые П. содействовали
сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских
народностей. Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественнные
классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой
стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Зап. Европы,
крестовые П. помогали им уяснять свои национальные особенности. Приведя
западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными
народами Востока (греками, арабами, турками и т. д.), крестовые П. содействовали
ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись
с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман,
крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить
и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами
и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих
крестоносцев. Крестовые П. наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский
класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических
целей, в крестовых П.
|