Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Предыдущая    Начало


Лучицкая С. И.
Крестовые походы
стр. 4

 

более прочные позиции на Ближнем Востоке. Падение в 1291 г. Акры, последнего военного оплота христиан на Ближнем Востоке, знаменует окончание эпохи крестовых походов, хотя сама идея неоднократно актуализовалась в различных исторических контекстах.

7. Крестоносное движение привело к углублению пропасти между христианами и мусульманами и евреями, к еще более решительному разрыву с греко-православной церковью. В экономическом отношении крестовые походы были первым опытом западной колонизации, укрепившей позиции итальянских морских республик в регионе Восточного Средиземноморья. В плане заимствования культурных достижений их значение оставалось ограниченным, и распространение арабской культуры происходило главным образом через арабов Сицилии и Испании. Заимствование некоторых элементов материальной культуры и быта Востока (ковры, бани, специи и пр.) до некоторой степени изменило культурные ориентации средневековых христиан и привело к признанию ценности «искусства красивой жизни» (У. Монтгомери). Приобретение нового опыта в различных сферах материальной и духовной жизни способствовало определенной секуляризации системы ценностей средневекового общества. В эпоху крестовых походов было создано большое число хроник и исторических сочинений, описывающих нравы восточных народов (Жак Витрийский, Гильом Тирский). Новизной отличаются построенные крестоносцами фортификационные сооружения и крепости (Крак де Шевалье, Монфор), заимствованные с Востока образцы архитектуры (храм с купольным сводом), дошедшие до нас миниатюры из мастерской в Акре и т.д. Но главные культурно-исторические итоги крестовых походов заключаются в том, что они значительно раздвинули интеллектуальный горизонт средневековых людей и изменили систему представлений о мире. Открытие новых культур и религий в целом привело к осознанию культурного многообразия мира. Прежний средневековый мир, являвшийся конечным, замкнутым и иерархически организованным, становится безграничным и бесконечным универсумом, а иные культуры и традиции воспринимаются как часть единого и потенциально бесконечного мира. Крестовые походы оказались не менее важны в плане эволюции западной христианской цивилизации и культуры. В крестовых походах впервые европейцы осознают свое единство, поднявшись над этническим партикуляризмом, и объединяются для общего дела — освобождения Иерусалима. С этой точки зрения, крестовые походы были важным фактором становления европейского самосознания. Само представление о Европе как единой культурной и территориальной целостности складывается в ходе крестовых походов из противопоставления мусульманскому миру.

Библиография:

Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография X-XIII вв.). М., 1966;
Карпов С.П. Латинская Романия // Вопросы истории, № 12,1984;
Alphandery P., Dupront A. La Chretiente et l'idee de Croisade. P., 1995;
Bull M. Knightly, Piety and Lay Response to the First Crusade. Oxford, 1993;
Delaruelle E. L'idee de croisade au Moyen Age. Torino, 1980;
Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Darmstadt, 1985;
Mayer H.E. Geschichte der Kreuzzuge. Stuttgart, B., 1989;
Prutz H. Kulturgeschichte der Kreuzzuge. B., 1883;
Riley-Smith J. What were the Crusadees? L., 1981.

 

* * *

 

Предыдущая    Начало

Оглавление темы