Описанное Карло Леви ряжение на карнавале делает честь его проницательности («они пользовались только одним этим мгновением безумия и безнаказанности»). Способы лечения желтухи при помощи крестообразных манипуляций с ножом — магический акт с включением христианских мотивов, тогда как драконоборческий миф всецело принадлежит эпическому сознанию, хотя и здесь не обошлось без вмешательства Мадонны.
Я так подробно остановился на недавних обычаях и ритуалах, бытовавших на юге Италии (как и во многих других европейских регионах), потому что они иллюстрируют одно из главных достоинств книги А. Я. Гуревича: анализ массовой народной культуры средневековья в категориях «большого времени». И если, говоря словами самого автора, современный историк «не вправе абстрагироваться от духовной жизни, притом не на уровне одних лишь высших достижений культуры, но— и прежде всего— на уровне ее повседневных, бытовых проявлений» (с. 381), то эти проявления духовной жизни далекого прошлого в той или иной степени продолжают жить в генотипах бесчисленных поколений.
Примечания
Гете. Фауст / Пер. Б. Пастернака. М., 1960. С. 63, 64.
Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 159.
Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986. С. 39.
Цит. по: Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1987. С. 319.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
«Но в человеческом мире все обстоит так же, как и в остальной природе. Здесь тоже все существует крупно: все состояния культуры и нравов, все — от самого раннего до наипозднейшего, от предельно глупого до разумнейшего, от первобытного, глухого, дикого до высоко и тончайше развитого,— все это сосуществует; более того, случается, что тончайшее, устав от самого себя, влюбляется в первобытное и, точно во хмелю, вновь опускается до дикости» (Манн Т. Признания авантюриста Феликса Круля //Манн Т. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 6. М., 1960. С. 543).
Рефераты исследований об «охоте на ведьм» см.: Культура и общество в средние века: методология и методика исследований // Реферативный сборник ИНИОН. М., 1982. С. 80—151.
Ссора с патриархом. Л., 1987.
Леей К. Христос остановился в Эболи. М., 1955.
Там же. С. 73.
Там же. С. 107.
* * * |