[Снесарев Г.П., с. 177] либо другими знаками
(например, особыми оповещательными бубенчиками, как у
зороастрийцев Персии [Бичурин Н.Я. Т. II, с. 262]), указывающими на
причастность к смерти и
посмертному обращению.
Часть I
ТАФОЛОГИЯ В СВЕТЕ ЭТНОАРХЕОЛОГИИ
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В НЕКРОЛОГИЮ*
Практика обращения с умершими в различных ее
формах, в том числе и в форме создания
преднамеренных (искусственно созданных) погребений, является особой
сферой человеческой
деятельности. Она имеет собственные цели и средства их достижения, определяющие
характер
протекания процесса, в ходе которого эта деятельность осуществляется и который
обусловливает ее
конечный результат. На этом основании представляется логичным принять для
обозначения данной
области человеческой деятельности особый термин — некрология (греч.
уекрбс — "мертвый", и Хбуос
— "знание",
"учение"), обозначающий, с одной стороны, всю сумму традиционных
знаний любого
конкретного общества о смерти, а также о формах и способах обращения с умершим
(умершими), а с
другой — изучение этой сферы деятельности человека13.
Поскольку все формы посмертных ритуалов, в
том числе и преднамеренное погребение, связаны с
мертвым телом, изучение посмертного обращения является фактически частью более
общей проблемы
— проблемы смерти, хотя оно
(посмертное обращение), с одной стороны, в силу традиции, а с другой
— из-за все увеличивающейся
специализации науки формально (на познавательном уровне) резко от
нее отграничено.
* Прежде чем приступить к изложению темы,
необходимо сделать два небольших предуведомления. Первое: часть
изложенных здесь идей и теоретических построений уже была опубликована автором
в главе «Теория и методика изучения
погребений» в книге «Мустьерские погребения Евразии» [Смирнов Ю.А., 1991], но
книга эта вышла мизерным тиражом, да
и сами построения со временем претерпели некоторые изменения, отчего, как
кажется автору, они приобрели более
строгий и стройный вид. Второе: поскольку профессия автора — археология, а
объекты изучения — конкретные памятники
(«материальные остатки жизнедеятельности конкретных обществ»), то в своих
построениях он вольно или невольно
уделял больше внимания «вещной» стороне вопроса (т.е. тем похоронным обычаям,
которые находят отражение или могли
бы отразиться в этих самых «материальных остатках»), из-за чего другая сторона
(т.е. духовная) явно осталась
недостаточно освещенной.
Поэтому необходимо, во-первых, вписать
систему посмертных обрядов в общую систему наук о
смерти, а во-вторых, определить ее место в контексте данной науки.
Процесс любого погребения (сокрытия) можно
представить в виде перехода или переноса
органических остатков из среды первичного их окружения в среду вторичного
окружения, или, на
более общем уровне, из одной геосферы в другую. В результате такого процесса
происходит
практически полное прекращение взаимодействия организмов или их остатков, ранее
находившихся в одной геосфере, с элементами других геосфер.
Термин «геосферы» употреблен здесь в принятом
отечественной наукой смысле и подразумевает оболочки Земли
— взаимосвязанные и
взаимодействующие подсистемы: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу, в
совокупности образующие геосистему нашей планеты.
На современном уровне представляется
целесообразным выделить в этой системе еще один
компонент, а именно антропосферу (греч. dvGpomoc — "человек" + афсира
— "область") — сферу
деятельности человека, принципиально отличающуюся от других процессов и иных
видов
жизнедеятельности в геосистеме своим целенаправленным вторжением (часто с
нарушением
обратных связей) во все ее сферы и (в идеале, и пока лишь только в идеале)
стремящуюся к
построению собственной сверхсферы — ноосферы, или сферы разума.
Основные закономерности процессов
естественного, или «непреднамеренного», погребения были
сформулированы в конце 30-х годов И.А.Ефремовым [Ефремов И.А.], создателем
особого
направления в палеонтологии — тафономии. Согласно тафономии, процесс
непреднамеренного
погребения следует рассматривать как переход органических остатков из биосферы
в литосферу.
Следовательно, объектом изучения тафономии являются естественные захоронения,
которым
подвергаются в основном остатки флоры и фауны, а до появления систематических
следов
погребальной практики в антропосфере, очевидно, и человеческие останки.
Появление искусственно созданных погребений,
конечно, не означало, что естественное
погребение человеческих останков повсюду прекратилось, как не означает это и
того, что на
протяжении всего периода существования человечества не происходило или не будет
происходить в дальнейшем случайных человеческих погребений, образующихся в
результате
естественных процессов. Природные явления, приводящие к возникновению
непреднамеренных
захоронений, могут носить как многократный характер, за счет постепенного
накопления разного
рода отложений над органическими остатками, так и однократный — быстрое
захоронение в
результате обвалов, осыпей, наводнений и других стихийных бедствий. Понятно,
что такие
явления могут оказываться и причиной гибели того либо иного живого существа или
растения.
Общепризнано, что в момент биологической смерти любого организма происходит его
переход из
состояния жизнедеятельности в качественно иное состояние (в качественно иные
отношения с
окружающей средой) или переход из биосферы, в которой процессы интеграции
преобладают над