признаков и есть погребальный обряд»
[Назаренко В.А., с. 191].
Пустовалов С. Ж., Черных Л. А. («Опыт
применения формализованно-статистических методов для
половозрастного анализа погребений катакомбной культуры»): «В социологическом
аспекте погребение
рассматривается как явление, процесс, который можно расчленить на фазы и
ступени,
представляющие собой комплекс целенаправленных действий. В археологическом
аспекте погребение
является конечным результатом этого комплекса действий, фиксированного в
материальных остатках в
момент раскопок. Поэтому погребальный обряд в археологическом смысле можно
рассматривать как
систему взаимосвязанных признаков, где каждый признак отвечает конкретному виду
отдельного
действия и выступает низшим звеном в иерархической системе при формализации
погребального
обряда. Признаки объединяются в совокупности, представляющие собой остатки
отдельного действия,
фиксируемого в материальных предметах, а совокупности — в категории
совокупностей, которые
выделяются как остатки отдельного комплекса действий, связанных с одним
явлением» [Пустовалов
С.Ж., Черных Л.А., с. 107].
Приведенные определения и многие другие из
здесь не процитированных, но примерно таких же по
форме и содержанию прежде всего свидетельствуют о • предпочтительном
употреблении в
современной археологической литературе термина «погребальный обряд» по
сравнению с термином
«погребение». А также и главным образом о том, что их авторы совершают двойную
ошибку, определяя
процесс через описание отдельных элементов получаемого результата и
одновременно (и, по-
видимому, неосознанно) подменяя определение объекта изучения определением
процесса его
создания22. Короче всего это сформулировано
20
Д.А.Авдусиным: «...погребальный обряд — это
конструкция могилы...» Здесь же налицо и смешение
понятий «кремация»/«ингумация».
Не лучшим образом обстоит дело с дефинициями,
предлагаемыми в обобщающих исследованиях
некоторых американских археологов.
С.Р.Бинфорд в статье «Структурное сравнение
размещения умерших в мустье и в верхнем палеолите»
пишет: «Случаи, трактующиеся как погребения (burials), в исследованном ряду
образцов определяются
присутствием выкопанной могилы и/или такого положения тела или частей его, что,
по-видимому,
исключает действие естественных факторов. Термин „погребение",
следовательно, означает
преднамеренные погребальные действия, а не обязательное помещение останков в
закрытую могилу
(подчеркнуто мною. — Ю.С.)» [Binford S.R., р. 140—141].
Сходную формулировку предлагает и
Ф.Б.Харрольд в работе «Обзор и формальный анализ средне- и
верхнепалеолитических погребений Европы и Юго-Западной Азии»: «...погребение
(burial) — это
(несомненно) преднамеренное ритуальное размещение (в противоположность простому
оставлению)
части или целого человеческого тела. Следовательно, ингумация не является
обязательной
(подчеркнуто мною. — Ю.С.), как не обязательно и использование всего
тела. Эта дефиниция включает
кремацию и ритуальное выставление...» [Harrold F.B.Jr., p. 5].
Как видно, и в этих определениях тоже имеет
место и невнимание к языку23, и нарушение объема
понятия (погребение: кремация/ингу-мация), и расширительное толкование
терминов.
Весьма оригинальное определение погребения
содержится в статье Ж.Леклера и Ж.Торрета «Sepulture»,
помещенной в словаре А.Леруа-Гурана: «ПОГРЕБЕНИЕ. Место, куда были положены
останки одного или нескольких
покойников и где сохраняется достаточно признаков для того, чтобы археолог мог
распознать в этом
(трупо)положении (в этой укладке, в этом расположении, — се depot) желание
осуществить акт погребения
(подчеркнуто мною. — Ю.С.). В более узком смысле — структуры, созданные по
случаю этого погребального
обряда. Для погребений, устраиваемых как на открытом воздухе, так и в
искусственных или естественных пещерах,
используются различные материалы: дерево, керамика (урны), камень
(мегалиты...). Архитектурные ансамбли
бывают как простейшими — яма (fosse), яма с сожжением (fosse a incineration),
ящик (coffre), циста (ciste), так и
монументальными (курган, дольмен, галерейная гробница), и с телом тоже
обращаются по-разному: кости могут
лежать в анатомическом порядке или быть перемешанными, а могут представлять и
все промежуточные этапы — от
оссуа-рия (отсутствие всякой анатомической связи) до строгой анатомической
связи... (и далее в том же духе. —
/О.С.)» [Leroi-Gourchan А., 1988, р. 963, 964].
Возвращаясь к современной отечественной
литературе, стоит отметить один весьма показательный
факт — отсутствие каких бы то ни было «тафологических» определений и в выпусках
«Свода
этнографических понятий и терминов» [Свод, 1986; Свод, 1988; Свод, 1989; Свод,
1991], и в «Словаре
археологических терминов» [Бочкарев B.C. и др.].
К сожалению, и в фундаментальном труде
И.С.Каменецкога«Код для описания погребального обряда»
[Каменецкий И.С., 1983; 1986] не содержится дефиниции интересующего нас
термина.
21
В явной форме не содержится такого
определения и в основополагающей работе целой группы
киевских археологов: В.Ф.Генинга, Е.П.Бунятян, С.Ж.Пустовалова, Н.А.Рычкова —
«Формализованно-
статистические методы в археологии (Анализ погребальных памятников)» [Генинг
В.Ф. и др.], поскольку
имеющаяся там дефиниция погребального обряда (значение термина «погребение»)
носит
тавтологический характер: «...погребальный обряд — это традиционные
рациональные и
иррациональные действия, связанные с захоронением умерших» (т.е. погребение
есть захоронение. —
Ю.С.) [там же, с. 9]. Хотя на познавательном уровне авторы не только
ясно различают действие и
результат действия, используя для первого понятие «погребальный обряд», а для
второго —
«погребальный памятник», но и справедливо указывают на недопустимость смешения
этих понятий: