вторым покровом обнаружено 52 одинаковых
глиняных сосуда, расположенных узкими параллельными рядами.
Каждый из них содержал человеческий череп, принадлежавший юноше. Искусственная
деформация черепа и
тщательно выпиленные зубы, по всей вероятности, указывают на принадлежность
погребенных к высшим
социальным слоям ольмекского общества. Вместе с черепом в сосуде помещалось два
или три позвонка...» [Вайян
Дж., с. 227]; подобные сведения имеются и об африканских царьках: «В 1867г.
король ашантиев по случаю смерти
королевы-регентши принес в жертву 3000 человек, в том числе 200 военнопленных»
[Штернберг Л.Я., с. 332].
Итак, устройство погребальных комплексов для
Цинь Шихуана и Хуфу — примеры наиболее яркого
воплощения концепции «продолжения посмертного существования» в его, так
сказать, земном
преломлении. Все остальные погребальные памятники такого рода, известные к
настоящему времени,
являются как бы их редуцированными вариантами. Впрочем, это касается и так
называемых рядовых
захоронений. Так, скажем, землевладелец IV династии (т.е. современник Хуфу) мог
быть просто
погребен в пустыне, в горячем песке, с надеждой (в общем, оправданной) на
естественную
мумификацию его тела и тем самым с верой в его вечное существование в «царстве
Хора» [Лукас А., с.
418; Лурье И.М., с. 91].
Таким образом, если концепция продолжения
посмертного существования дает такие варианты
устройства погребального комплекса, в которых выражено стремление обеспечить
целостность тела,
надежность «последнего убежища» и полноту инвентаря и дополнительных структур,
то концепция
перехода или прекращения существования может до крайности
минимизировать подобное
обеспечение. Например, при обряде сожжения трупа с последующим развеиванием
пепла (Махатма и
Индира Ганди, Константин Симонов, Дэн Сяопин и др.) вообще отсутствует
необходимость в устройстве
погребения как такового. А при сохранении праха кремированного покойника
появляется (хотя и здесь
бывают исключения) возможность его относительно легкого сокрытия и
возможность/необходимость
снабдить умершего чем-то вроде «обола Харона», горшка с «напутственной пищей»,
наконечником
стрелы или каким-нибудь другим «магическим» предметом, а то и вовсе не снабжать
его ничем и не
устраивать в связи с погребением никаких дополнительных структур5'.
В итоге можно сказать, что общей функцией для
всех трех компонентов (погребальное сооружение,
посмертный инвентарь и дополнительная структура), составляющих наиболее полный
вариант
погребального комплекса, является функция обеспечения посмертного
существования,
постоянного, в рамках концепции продолжения посмертного существования, и
временного, в рамках
концепции перехода или концепции прекращения существования.
В то же время каждый из этих трех компонентов
обладает и собственными функциями: а) основными
(первичными, как правило
39
семантически окрашенными) и б)
вспомогательными (вторичными, как правило такой окраски не
имеющими). В чистом виде (т.е. без слияния разных функций в одном компоненте
погребального
комплекса или без замещения функции одного компонента функцией другого) можно
выделить
следующие:
1. У погребального
сооружения три основные функции: размещение, обособление и сохранение,
поскольку оно предназначено прежде всего для помещения (размещения) тела
умершего (или его
птоматомирован-ных останков) и посмертного инвентаря с целью их наиболее
полного обособления
(изоляции) от окружающей среды и сохранения (консервации) в неприкосновенности
в течение
определенного времени.
2. Основная функция
посмертного инвентаря (в рамках данной работы) может быть определена только
условно — как функция снабжения умершего необходимым минимумом
материальных объектов, если
таковые предусмотрены традицией.
3. Дополнительная структура
выполняет, как правило, две основные функции: 1)
обозначающую
(сакрализованную/десакрализованную),
выражающуюся прежде всего в установлении над погребением,
а иногда и помимо него разнообразных знаков типа «надгробье» (могильные холмы,
камни, плиты,
валуны, стелы, вазы, обелиски, колоннады, арки, трофеи, статуи, символы веры,
знаки
профессиональной принадлежности и т.п.), и 2) мемориальную,
проявляющуюся в устройстве разно
образных сооружений типа «жертвенник» или «жертвенное место» (очаги, алтари,
молельни,
храмы и т.п.). Кроме того, в эту же категорию входят (обычно десакрализованные)
всякого рода
ограждения открытого типа, обрамляющие места захоронений и/или
жертвоприношений, а также пути
сообщения, их связывающие.
Погребальное сооружение, посмертный инвентарь
и дополнительная структура или отдельные их
элементы помимо основных своих функций часто выполняют и вспомогательные
(вторичные) функции,
порой совмещая их с первыми. Плита, закрывающая нишу с урной в колумбарии
(элемент
погребального сооружения), с надписью некрологического характера и/или
портретом умершего
(элементы дополнительной структуры) выполняет одновременно две функции
(пластина с
мемориальной надписью или тот же портрет, укрепленный на «могильной плите» —
дополнительные
структуры); пирамида, курган (с погребальными камерами в теле сооружений),
наземный склеп,
мавзолей и тому подобные постройки также представляют собой структуры с двойной
функцией: а)
предохраняющей (изолирующей) и б) знаковой. Вероятно, большинство
«надмогильных» сооружений
типа «могильный холм» (жальник, курган, мастаба и пр.) выполняют одновременно
две функции:
предохраняющую и обозначающую. Слияние функций происходит и при отсутствии
одного или
нескольких компонентов погребального комплекса, например памятник умершему,
установленный при
отсутствии его символического (кенотаф) или реального захоронения (бюст умершего,
поставленный